Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 37.015.3, 37.017.4, 316.6
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-38-51
ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ
Исследование, результаты которого опубликованы в предлагаемой научной статье, затрагивает проблему формирования этнической идентичности шести этносов, проживающих в Республике Татарстан. В ходе изучения этнической идентичности также были описаны психолого-педагогические условия ее формирования с учетом специфики макрорегиона - Среднего Поволжья. Этническая идентичность в рамках статьи трактуется как социально-психологическая категория. Соответственно, основная цель исследования заключалась в выделении тех социально-психологических детерминант, которые сопряжены с процессом становления этнической идентичности населения в Республике Татарстан, выступающей примером поликультурного, полиэтнического и многоконфессионального региона. По результатам проведенного исследования с участием 300 респондентов, эквивалентно представляющих 6 этносов (русские, мордва, чуваши, татары, казахи и армяне), проживающих в Республике Татарстан, и применением комплекса диагностических методик установлено, что в целом среди представителей населения Республики Татарстан доминируют тенденции этнорелятивизма, которые поддерживаются рядом социально-психологических факторов. Показано положительное влияние психолого-педагогических усилий, направленных на: поддержание позитивного образа представителей разных этносов по фактору «оценка», поддержание высокого уровня этнической толерантности в Республике, эмотивной детерминанты (эмоциональное восприятие представителей своего этноса), передачу этнических особенностей будущим поколениям, а также на поддержание языкового многообразия. Выявлены различия в типе этнической идентичности у представителей разных этносов, проживающих на территории региона, которые имеют собственные социально-психологические детерминанты. Определены дальнейшие перспективы психолого-педагогической и социально-психологической работы по поддержанию этнической толерантности в полиэтническом, билингвальном и многоконфессиональном регионе.
Ключевые слова
этническая идентичность; этническое самосознание; этническая толерантность; воспитание этнической толерантности; Республика Татарстан; Среднее Поволжье
PECULIARITIES OF ETHNIC IDENTITY OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ETHNIC TOLERANCE IN THE MIDDLE VOLGA REGION
The study, the results of which are published in the proposed scientific article, touches upon the problem of ethnic identity formation of six ethnic groups living in the Republic of Tatarstan. In the course of the study of ethnic identity, psycho-pedagogical conditions of its formation were also described, taking into account the specifics of the macro-region - the Middle Volga region. Ethnic identity within the framework of the article is treated as a socio-psychological category. Accordingly, the main purpose of the study was to identify those socio-psychological determinants that are associated with the process of formation of ethnic identity of the population in the region of the Republic of Tatarstan, which is an example of a multi-cultural, multi-ethnic and multi-confessional region. According to the results of the conducted research with the participation of 300 respondents, equivalently representing 6 ethnic groups (Russians, Mordva, Chuvash, Tatars, Kazakhs and Armenians) living in the Republic of Tatarstan, and using a set of diagnostic techniques it is established that in general among the representatives of the population of the Republic of Tatarstan the tendencies of ethno-relativism dominate, which are supported by a number of socio-al-psychological factors. The positive influence of psychological and pedagogical efforts aimed at: maintaining a positive image of representatives of different ethnic groups according to the factor “evaluation”, maintaining a high level of ethnic tolerance in the Republic, the emotive determinant (emotional perception of representatives of their ethnic group), as well as the transmission of ethnic characteristics to future generations, as well as the maintenance of linguistic diversity. The differences in the type of ethnic identity among representatives of different ethnic groups living in the region, which have their own social-psychological determinants, have been revealed. Further prospects of psychological, pedagogical and socio-psychological work to maintain ethnic tolerance in a poly-ethnic, bi-lingual and multi-confessional region have been determined.
Key words:
ethnic identity; ethnic self-consciousness; ethnic tolerance; ethnic tolerance education; Republic of Tatarstan; Middle Volga region
Список литературы
-
Гуриева С.Д. Универсальные тенденции в межкультурных отношениях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2007. № 3. С. 141-151
-
Дробижева Л.М., Кошарная Г.Б. Актуальная идентичность и межэтнические отношения в Поволжском регионе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 4(40). С. 106-112
-
Набиуллина А.В. Факторы и особенности формирования межэтнических отношений в Республике Татарстан: автореф. дис. … канд. соц. н. Казань, 2012. 26 с
-
Петренко В.Ф., Митина О.В., Менчук Т.И., Исакова М.А. Сказочный семантический дифференциал: классический вариант и его модификация // Мир психологии. 2019. № 4. С. 184-200
-
Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006. 166 с
-
Цветкова И.В. Типология региональной идентичности населения (на примере Самарской области) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2020. № 2 (54). С. 71-87. https://doi.org/10.21685/2072-3016-2020-2-8
-
Цветкова И.В. Ментальные карты региональной идентичности (на примере эмпирического исследования в Самарской области) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 3 (51). С. 131-141. https://doi.org/10.21685/2072-3016-2019-3-13
-
Шарапов В.В. Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья: дис. … д. псих. н. Самара, 2018. 587 с
-
Шарапов В.В., Сидорякин Р.В. Этническая идентичность населения города Самары и Самарской области: основные особенности и значение в воспитании этнической толерантности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 3 (63). С. 15-28. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-63-3-15-28
-
Bogardus E.S. Social Distance in the City // Proceedings and Publications of the American Sociological Society. 1926. No 20. Pp. 40-46
-
Erikson E. Identity, youth, and crisis. New York: Norton, 1968
-
Lewin K. Resolving social conflicts. New York: Harper, 1948
-
Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning. Urbana: University of Illinois Press, 1957. 346 p
-
Petrenko V.F., Mitina O.V. A psychosemantic approach to the study of meanings // Conception of Meaning. New York: Nova publisher, 2014. Pp. 33-57
-
Phinney J. Ethnic identity and acculturation // Acculturation: Advances in theory, measurement, and applied research. Ed. by K. Chun, P.B. Organista, G. Marin. Washington: American Psychological Association, 2003. P. 63-81
-
Sacks J.M., Levy S. The Sentence Completion Test // Projective psychology. Ed. by L.E. Abt, L. Bellak. New York: Knopf, 1950. Рp. 357-402