Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-52-61
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Раскрыты основные положения и сущностные характеристики критериального подхода в формировании профессиональных компетенций фармацевтической логистики у студентов медицинского института в условиях цифровизации здравоохранения и фармации. Уделено внимание задачам, стоящим перед цифровым здравоохранением, в том числе по обеспечению его кадрами, владеющими компетенциями фармацевтической логистики. Охарактеризована динамическая логистика в фармацевтической отрасли, сфокусированная на потребителе. Раскрыта роль логистического оператора в товаропроводящей цепочке на фармацевтическом рынке, о которой должны иметь представление будущие специалисты в области фармацевтической логистики. Путем теоретического анализа выделены и описаны критерии процесса формирования профессиональных компетенций фармацевтической логистики у студентов: мотивационно-ценностный, деятельностно-коммуникационный в цифровой среде, профессионально-рефлексивный, информационно-культурный. Подчеркнута связь критериев с показателями и уровнями сформированности профессиональных компетенций фармацевтической логистики у студентов медицинского института. Предлагается использование выделенных критериев преподавателями образовательных организаций высшего образования в рамках применения педагогической технологии, основанной на принципах концептуальности, управляемости, процессуальности, праксиологичности (практической применяемости). Сосредоточено внимание на применении преподавателями цифровых технологий в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыта значимость систематизации практико-ориентированного учебного материала, раскрывающего суть логистического процесса в фармации. Научная новизна статьи заключается в раскрытии содержания критериального подхода в формировании профессиональных компетенций фармацевтической логистики у студентов медицинского института, которые необходимы будущим специалистам в условиях цифровизации здравоохранения и фармации. Статья представляет интерес для преподавателей образовательных организаций высшего образования, аспирантов, соискателей, студентов медицинских институтов и может быть использована для проведения научно-педагогических семинаров.
Ключевые слова
критериальный подход; цифровизация здравоохранения и фармации; студенты; цифровые технологии; профессиональные компетенции фармацевтической логистики
ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF PHARMACEUTICAL LOGISTICS IN STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL IN THE CONDITIONS OF DIGITALISATION OF PHARMACY ECONOMY
The basic provisions and essential characteristics of the criterion approach in the formation of professional competences of pharmaceutical logistics in students of medical school in the conditions of digitalisation of health care and pharmacy economics are disclosed. Attention is paid to the tasks facing digital health care, including the provision of its staff with competences of pharmaceutical logistics. Dynamic logistics in the pharmaceutical sector, focused on the consumer, is characterised. The role of the logistics operator in the supply chain in the pharmaceutical market, which future specialists in the field of pharmaceutical logistics should have an idea of, is revealed. By means of theoretical analysis the criteria of the process of the formation of professional competences of pharmaceutical logistics in students are identified and described: motivational-value, activity-communication in the digital environment, professional-reflexive, information-cultural. The connection of criteria with indicators and levels of formation of professional competences of pharmaceutical logistics in students of medical school is emphasised. The use of the selected criteria by teachers of educational organisations of higher education within the framework of application of pedagogical technology based on the principles of conceptuality, manageability, processuality, praxiological (practical applicability) is proposed. The focus is on the application of digital technologies by teachers. We focus attention on the application of digital technologies by teachers in the preparation of students for future professional activity. The significance of systematisation of practice-oriented teaching material revealing the essence of the logistics process in pharmacy is revealed. The scientific novelty of the article lies in the disclosure of the content of the criterion approach in the formation of professional competences of pharmaceutical logistics in students of medical school, which are necessary for future specialists in the conditions of digitalisation of health care and pharmacy economy. The article is of interest for teachers of educational organisations of higher education, postgraduates, applicants, students of medical institutes and can be used for scientific and pedagogical seminars.
Key words:
criterion approach; digitalisation of healthcare and pharmacy economy; students; digital technologies; professional competences of pharmaceutical logistics
Список литературы
-
Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм. Новосибирск: НГПУ, 2011. 188 с
-
Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 6-2. С. 35-38. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38
-
Иноземцева С.А. Технологии цифровой трансформации в России // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2018. № 1. 44-47
-
Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении: коллективная монография / Авторы составители: М.Н. Стриханов, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2020. 358 с
-
Корнаухова Т.А. Нравственно-профессиональные ценности будущего медицинского работника: сущность, содержание, структура // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3. С.44-49
-
Образцов П.И., Кутузов А.В. Критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста // Известия Тульского государственного университета: Научный журнал. Раздел «Гуманитарные науки». Выпуск 3. Часть 2. Тула: Издательство ТулГУ, 2013. С. 138-143
-
Ранних В.Н., Павловская М.Е., Карелин Д.О. Дидактическая роль мультимедиа в современном высшем образовании // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2018. № 2. С. 86-92
-
Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Организационно-экономическое моделирование. Теория принятия решений. М.: КноРус, 2013. 576 c
-
Управление и экономика фармации: учебник в 4-х томах. Т.1 Фармацевтическая деятельность: организация и регулирование / Под ред. Е.Е. Лоскуновой и др. М.: Академия, 2003. 384 с
-
Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89-94