Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 37
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-62-72
КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ НОВЫХ ВЫЗОВОВ И НОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
В статье раскрывается поиск путей и способов актуализации проблемы культурного самоопределения и самореализации человека в глобальном поликультурном мире, осуществляемый исследователями в пространстве: а) новых вызовов - «установка на лидерство», б) новых требований - «культурная аутентичная коммуникация в царстве речевого мышления», в) новой ответственности - «непрерывное профессиональное обучение как ценность». Цель заключается в обосновании аксиологического подхода к формированию поликультурной картины мира личности обучающихся в условиях новых требований и новой ответственности в событийной информационно-образовательной среде интенсивной интеракции. Исследовательский поиск осуществляется с использованием критического анализа содержательных и технологических аспектов аксиологизации образования - обучения и воспитания, - результаты которого становятся основанием для культивирования ценностных направлений культурно-ориентированной событийной среды непрерывного профессионального становления педагога как наставника в свете воспитательной парадигмы с акцентом на разработку духовных ценностей и нравственных потребностей личности. При этом культурное самоопределение личности и ее духовно-нравственное становление связываем с формированием языковой личности в глобальном пространстве поликультур и полиязычий образовательного процесса и образования в целом. Положительные результаты многолетнего авторского опыта апробации и внедрения теоретических основ культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве используются в качестве механизма при разработке ценностной модели формирования лингводидактической готовности учителя иностранных языков к реализации культурной коммуникации в пространстве непрерывного профессионального развития лидерских качеств педагога-наставника. Научная значимость включает описание применимости принципов аксиологии образования при разработке параметров образовательной среды системной интеракции в рамках регионального проекта по обеспечению единой научно-методической поддержки и сопровождения педагогов-наставников. Теоретическая значимость состоит в уточнении понятия психологического равновесия/баланса как основы культивирования дидактической готовности педагога-наставника молодых. Практическая значимость обеспечена дидактическими и методическими рекомендациями по созданию условий культурной коммуникации в ракурсе дополнительных программ профессионального роста учителя. Результаты исследования. Определены ценностные доминанты моделирования коммуникативных стратегий и тактик педагога-наставника в пространстве психологического равновесия и позитивной интеракции в целях культурного самоопределения и языковой/речетворческой деятельности педагога-наставника как личности лидера, отвечающего на новые вызовы и новые требования современного поликультурного мира. Культурное самоопределение педагога-наставника в данном исследовании рассматривается как непрерывный процесс языковой/речетворческой самореализации, который может состояться на трех уровнях: содержательном, технологическом и критериально-оценочном. Искомый процесс возможен, если соблюдается ведущий принцип ценностно-значимой культурно-исторической теории Л.С. Выготского относительно роли мышления и речи в интеллектуальной архитектонике деятельности учителя. Лидерство, коммуникативность как продуктивное рече/творчество и непрерывность в обучении и профессиональном образовании - ведущие условия формировании дидактической готовности к культурной самореализации в аспекте духовно-нравственного воспитания молодежи.
Ключевые слова
культурное самоопределение (КС); культурная коммуникация; ценностный контекст; психологическое равновесие; культурно-историческая теория; гуманизация
CULTURAL SELF-DETERMINATION OF THE INDIVIDUAL IN A MULTICULTURAL WORLD OF NEW CHALLENGES AND THE NEW RESPONSIBILITY OF THE TEACHER-MENTOR
The article focuses on finding ways and means of cultural self-determination and self-realization of a personality in the global multicultural world, carried out in terms of new challenges to leadership, new requirements of cultural authentic communication, and speech thinking, and new responsibility in the spaces of continuous professional training as a dominant value. The purpose of the article is to substantiate the axiological approach to the formation of a multicultural picture of the world of the personality in the aspect of new requirements and new responsibilities in the event-based information and educational environment of intensive interaction . Methodology and methods of research include a critical analysis of the content and technological aspects of the axiology of education - training and education, the results of which become the basis for cultivating the value aspects of a culture oriented event environment of the continuous professional development of a mentor in terms of the educational paradigm with an emphasis on the development of spiritual values and moral needs of the personality. At the same time, we associate cultural self-determination of the personality and its spiritual and moral formation with the formation of a linguistic personality in the global space of multicultures and multilingualism of the educational process and education as a whole. The positive results of the author’s longitudinal approbation and implementation of the theoretical foundations of cultural self-determination of the personality are used as a mechanism for developing a value model for the formation of a lingua didactic readiness of a foreign language teacher to implement authentic communication within the continuous professional development of leadership qualities of a teacher-mentor. The scientific significance includes a description of the application of the principles of the axiology of education in the development of the parameters of the educational environment of the interaction within the framework of a regional project to provide unified scientific and methodological support for teachers-mentors. The theoretical significance is in clarifying the concept of psychological balance as the basis for cultivating the didactic readiness of a teacher as mentoring the youth . Practical significance is in didactic and methodological reports for creating the conditions for cultural communication within additional professional programs for teachers. The results of the study. The value dominants of modeling the communicative strategies and tactics of mentoring in the space of psychological balance and positive interaction for the purpose of cultural self-determination and linguistic/speech-making activity of a mentor as a leader who responds to new challenges and new requirements of the current multicultural world are determined. In conclusion the paper states that cultural self-determination of the personality as a continuous process of linguistic/speech-making self-realization can take place at three levels - Content, Technology, and Criteria/Evaluation. This process is possible if the leading principle of the value-significant culture & historic theory of L.S. Vygotsky, regarding the role of thinking and speech in the intellectual architectonics of the teacher’s activity is observed. Leadership, communication skills as productive speech/creativity and continuity in training and professional education are the leading factors in forming the system of didactic readiness for cultural self-determination of the personality in terms of spiritual and moral education of the youth.
Key words:
cultural self-determination (CSD); cultural communication; dominant value context; psychological balance; culture and historic theory; humanistic approach
Список литературы
-
Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, 2009. 128 с
-
Буланкина Н.Е. Культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве: дис. … д. пед. н. М., 2003. 421 с
-
Буланкина Н.Е., Айдарова Т.В., Охина К.В., Придня А.Ю. Инновационные педагогические практики как ресурс непрерывного профессионального роста учителя иностранного языка // Реализация социо-кросс-кросс-культурного подхода в образовательной системе «школа-вуз». Под ред. Г.А. Ферапонтова, О.В. Мишутиной. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2023. С. 47-54
-
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство АСТ, 2022. 567 с
-
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52
-
Инютина А.А. Сравнительный анализ российских и зарубежных теорий и практик внедрения смешанного обучения в институтах высшего образования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 2 (62). С. 65-71. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-62-2-65-71
-
Карина О.В., Колосов Е.В. Знаково-символические средства в процессе моделирования смысложизненных ориентаций студентов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 2 (62). С. 72-82. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-62-2-72-82
-
Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 220 с
-
Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психодиагностика личности. М.: РУДН, 2018. 228 с
-
Кудинов С.И., Козлова О.С., Кудинов С.С., Кудинова С.С. Психологическое благополучие как условие профессиональной самореализации педагогов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 2 (62). С. 16-27. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-62-2-16-27
-
Мазницына Н.Г. Технология работы с текстом для студентов языковых профилей университета // Реализация социо-кросс-кросс-культурного подхода в образовательной системе «школа-вуз»: коллективная монография. Под ред. Г.А. Ферапонтова, О.В. Мишутиной. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2023. С. 33-34
-
Посадский А.В. Психолого-педагогическая подготовка наставников эксплуатационных служб ГУП «Московский метрополитен» в Корпоративном Университете Транспортного комплекса // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 2 (62). С. 83-90. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-62-2-83-90
-
Шипова Н.С., Опекина Т.П. Комплексный анализ феномена самореализации: перспектива создания системной модели // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 4. С. 178-188. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-178-188
-
Bulankina N.E., Galskova N.D., Koryakovtseva N.F., Nikitenko Z.N. The Content of Language Training of the Engineer of the Future in the Context of an Ecological and Social Approach // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives. Proceedings of the Conference Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives, 20-22 April 2022, St. Petersburg, Russia. Ed. by Z. Anikina. Springer, 2022. Pp. 168-175. https://doi.org/10.1007/978-3-031-11435-9_18
-
Egorova E.V., Bulankina N.E. Strategy and tactics of current professional education: axiological approach // XV International Scientific Conference on Precision Agriculture and Agricultural Machinery Industry “State and Prospects for the Development of Agribusiness - INTERAGROMASH 2022”, Rostov-on-Don, Russia. Ed. by I. Malygina. E3S Web of Conferences. Vol. 363. 2022. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202236304038
-
Murugova E., Bulankina N., Mishutina O.Communicative strategy of University education: current discourse // XIV International Scientific and Practical Conference “State and Prospects for the Development of Agribusiness - INTERAGROMASH 2021”. E3S Web of Conferences, INTERAGROMASH. Vol. 273. 2021. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312152