Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 37.034
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-73-84
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ЛЕТЧИКОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
В статье раскрывается проблема формирования ценностно-нравственной сферы будущих летчиков в образовательном процессе военного вуза, отражающаяся в противоречиях на концептуальном, организационном и методическом уровнях. Данный феномен рассматривается как поликомпонентная система интегративных диалектически взаимообусловленных качеств, обеспечивающих интериоризацию ценностно-нравственных постулатов государства во внутренние установки и личные убеждения, самостроительство личности на основе традиций русского офицерства и исторических знаний о подвигах российских летчиков в Великой Отечественной войне и современных локальных войнах, наличие внутренних ценностно-нравственных «весов», определяющих выбор поступка героя, его готовности к самопожертвованию, осознание себя как «Я - офицер России». Исследуется ценностное воспитание и соответствие взглядов исследователей в отношении привития ценностей в аспекте военного учебного заведения. Акцентируется внимание на частичной возможности адаптации некоторых концепций ценностного воспитания и аргументируется данный подход при формировании будущих кадровых офицеров. Определяются аспекты нравственного воспитания и приводятся составляющие нравственных качеств офицера, которые носят обособленный характер. Акцентируется внимание на педагогических проблемах, которые связаны с формированием личности будущего офицера и адаптации нравственных аспектов на конкретных исторических примерах. Приводится аргументация важности личности педагога, который должен обладать всеми признаками и качествами офицера. Рассматривается несоответствие профессиональной подготовки кадровых офицеров и достижения искомых ценностно-нравственных качеств в процессе воспитательной работы в аспекте распределения профильной подготовки по времени. Аргументируется необходимость и целесообразность восстановления принципа преемственности при поступлении в военные вузы после военных общеобразовательных организаций, исходя из ценностных и нравственных соображений. В качестве альтернативы предлагается формирование воспитательной системы, которая на начальном этапе могла бы создать условия для приведения ценностно-нравственных качеств курсантов к базовому уровню. Определяется важность разработки и внедрения единой воспитательной системы, содержащей общий и прикладной компоненты. На примере ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова» обосновывается целесообразность использования наработанного опыта для реализации подобной единой воспитательной системы и формирования будущих кадровых офицеров, которые отличаются не только базовыми ценностно-нравственными, но и моральными качествами в соответствии с родом войск.
Ключевые слова
ценностно-нравственная сфера; ценностное воспитание; нравственное воспитание; будущий летчик; педагогическая проблема; единая воспитательная система
PEDAGOGICAL PROBLEM OF FUTURE PILOTS’ VALUE AND MORAL SPHERE FORMATION AT A HIGHER MILITARY SCHOOL
The article deals with the problem of future pilots’ value and moral sphere formation in the educational process of a higher military school, which reflects in the contradictions of conceptual, organizational and methodical levels. This phenomenon is considered as a multi-component system of integrative dialectically interdependent qualities that ensure the internalization of the value-moral postulates of the state into internal attitudes and personal beliefs, self-building of the individual based on the traditions of Russian officers and historical knowledge about the exploits of Russian pilots in the Great Patriotic War and today’s local wars, the presence of internal value-moral “scales” that determine the choice of hero’s act, their readiness for self-sacrifice, awareness of themselves as “I am an officer of Russia”. The article examines the value education and the correspondence of the views of researchers regarding the instillation of values in the aspect of a military educational institution. Attention is focused on the partial possibility of adapting some concepts of value education and this approach is argued in the formation of future career officers. The aspects of moral education are determined and the components of the officer’s moral qualities, which are of a separate nature, are given. The attention is focused on pedagogical problems that are associated with the formation of the personality of the future officer and the adaptation of moral aspects on specific historical examples. The argumentation of the importance of the personality of the teacher, who must have all the characteristics and qualities of an officer, is given. The article considers the discrepancy between the professional training of career officers and the achievement of the desired value and moral qualities in the process of educational work in the aspect of the distribution of profile training over time. The necessity and expediency of restoring the principle of continuity when entering military universities after military educational organizations is argued based on value and moral considerations. As an alternative, the formation of an educational system is proposed, which at the initial stage could create conditions for bringing the value and moral qualities of cadets to the basic level. The importance of developing and implementing a unified educational system, which contains general and applied components, is determined. On the example of Krasnodar Higher Military School of pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov the expediency of using the accumulated experience for the implementation of such a unified educational system and the formation of future career officers who differ not only in basic values and moral qualities, but also moral qualities in accordance with the branch of the armed forces.
Key words:
value and moral sphere; value education; moral education; future pilot; pedagogical problem; unified educational system
Список литературы
-
Гончаров С.А. Некоторые аспекты изучения и воспитания гражданской ответственности военного летчика // Вопросы педагогики. 2020. №. 12-1. С. 65-69
-
Капран Д.А., Алфимов В.И. К вопросу о нравственном и патриотическом воспитании курсантов авиационных вузов // Гуманитарный научный журнал. 2022. №. 1. С. 30-38
-
Лопуха Т.Л., Алёхин И.А. Механизмы развития системы профессионального воспитания будущих офицеров в военных вузах // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 134-137
-
Лопуха Т.Л., Сорокоумова С.Н. Профессиональное воспитание офицеров: современные тренды // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 3. C. 3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-3
-
Малинкин С.А. Воспитание патриотизма нахимовцев как духовно-нравственная основа профессионального становления будущих офицеров // Вестник научных конференций. 2019. № 6-1. С. 78-79
-
Малых И.А., Мартышин А.А., Журавлев О.Г., Литвинов Д.О. Методы воспитания будущих офицеров // Педагогические науки. 2020. № 4. С. 26-28
-
Руденко А.В., Сопочкин А.И., Стасюкевич А.Е., Тришкин С.Н. Методика формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов летного вуза // Военный научно-практический вестник. 2019. № 1. С. 53-55
-
Савельев А.И. Специфика военно-профессиональной деятельности курсантов-военных летчиков // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. №. 4. С. 73-78. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-4-73-78
-
Серяков В.Д., Симаков В.А. К проблеме обеспечения безопасности духовной сферы молодежи в контексте патриотического воспитания // Апгрейд социальных проектов: этапы стартапа. Обновление 2025: всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: 24-25 октября 2019 г. Ульяновск: ЗЕБРА, 2019. С. 268-272
-
Соловей Д.В., Спирина В.И. Особенности образовательной среды военного вуза // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 36-44