Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 373
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-85-96
ЛАТЫНЬ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность настоящей статьи состоит в научном осмыслении функционирования латинского языка как учебного предмета в современной европейской школьной системе. Латинский язык является ключевым предметом в рамках европейской традиции. Латынь - в древности основной язык в Западной Европы, а затем и в Центральной Европе, язык церкви, школы, науки и образования. В настоящее время проблемы преподавания латинского языка находятся в центре внимания школьной общественности, педагогов, ученых. Цель статьи - выявить новый вектор в методологии обучения латинскому языку как учебному предмету в европейской школьной системе, обозначив актуальные тенденции. Основными методами являются анализ зарубежной и отечественной научной литературы и изучение опыта обучения латинскому языку в Европе. Также рассмотрены документы Совета Европы. В статье представлен анализ образовательной ситуации и выявлен ряд актуальных тенденций в обучении латинскому языку в школьной системе отдельных стран (Германия, Великобритания, Швейцария). В настоящее время гимназии и большинство общеобразовательных школ Германии предлагают латынь как обязательный, обязательный факультативный или факультативный предмет. Латинский язык получает свою педагогическую легитимность в качестве универсального базового предмета для будущих студентов университета. Методика преподавания данного предмета со временем сильно изменилась. Текущие дидактические задачи включают в себя переход к образовательным стандартам и компетенциям, сохранение базовых лингвистических знаний в более короткие сроки, консолидацию методов латинско-немецкого перевода. Эпоха цифровой трансформации общества внесла изменения в обучающие технологии латинскому языку. Кроме того, растущая миграция заставила обратить внимание на культурологический компонент содержания образовательной программы по латинскому языку в дополнение к собственно лингвистическому компоненту, а также на интеграцию обучающихся, для которых немецкий язык не является родным. В заключение делается вывод о неоднозначности оценок латинского языка как предмета в современной европейской системе школьного образования.
Ключевые слова
латинский язык; обучение; гимназия; государственная школа; латиниум; лингвистический потенциал; культура; тенденция
LATIN AS AN ACADEMIC SUBJECT IN THE EUROPEAN SCHOOL SYSTEM
The relevance of this article consists in a scientific understanding of the functioning of the Latin language as an academic subject in the modern European school system. Latin is a key subject within the European tradition. Latin was in ancient times the main language in Western Europe and then in Central Europe, the language of the church, school, science and education. Currently the problems of teaching Latin are in the focus of attention of the school community, teachers, scientists. The purpose of the article is to identify a new vector in the methodology of teaching Latin as an academic subject in the European school system, identifying current trends. Methodology and methods of research. The methodological basis is the analysis and synthesis of foreign and domestic scientific literature, the study of the experience of teaching Latin in Europe. The documents of the Council of Europe have also been studied. The article presents an analysis of the educational situation and identifies a number of current trends in teaching Latin in the school system of individual countries (Germany, Great Britain, Switzerland). Currently, gymnasiums and most general education schools in Germany offer Latin as a compulsory, compulsory optional or optional subject. Teaching Latin claims its pedagogical legitimacy as a universal basic subject for future university students. The methodology of teaching this subject has changed a lot over time. Current didactic tasks include the transition to educational standards and competencies, the preservation of basic linguistic knowledge in a shorter time, the consolidation of Latin-German translation methods. The era of digital transformation of society has made changes in Latin language teaching technologies. In addition the increasing migration has focused attention on strengthening the cultural component of the content of the educational program in Latin in addition linguistic and integration of students for whom German is not their native language. In conclusion, it is concluded that there is ambiguity in assessing the importance of the Latin language in the modern European school system.
Key words:
Latin language; education; gymnasium; latinium; public school; tendency; linguistic potential; culture
Список литературы
-
Бибикова Э.В. Обучение профессиональным навыкам через латинский язык (на примере медицинских специальностей) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Том 15. № 1. С. 54-60. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-54-60
-
Ващева И.Ю., Сивкина Н.Ю. Практики креативного подхода в преподавании латинского языка // Преподаватель XXI век. 2022. № 4-1. С. 210-220. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-4-210-220
-
Гришечкина А.М., Фурманова М.И. Значимость древних языков (латинского) в становлении современных специалистов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 6. С. 26-32. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.06.11
-
Ерина Т.Ф., Уварова И.В. Пути формирования терминологической компетентности на занятиях по латинскому языку // Казанская наука. 2020. № 3. С. 109-111
-
Ефремова Л.В., Марсянова Ю.А. Опыт интеграции дисциплин высшей школы в учебный план медицинских классов // Преподаватель XXI век. 2022. № 4-1. С. 221-233. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-4-221-233
-
Зайцева Е.Л., Бестолченков А.В. Актуальность изучения латинского языка в современном образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 186-189
-
Лесик С.Г., Полищук Т.И. К вопросу о компетентностном подходе в обучении латинскому языку // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2020. № 50. С. 122-135. https://doi.org/10.47388/2072-3490/lunn2020-50-2-122-135
-
Литвинова Л.А., Гаврилова Д.А. Латинские заимствования в английском языке // Традиции и инновации в массовой коммуникации: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 15 марта 2023 года / Ответственные редакторы В.В. Касьянов, Г.А. Абрамова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2023. С. 209-212
-
Марсянова Ю.А. Проблемы внедрения вузовских предметов в школьную программу (на примере дисциплин «Биохимия» и «Латинский язык») // Педагогическое образование. 2023. Т. 4. № 1. С. 147-155
-
Непоклонова Е.О., Харченкова Л.И. Изучение древних языков как базис формирования общепрофессиональных компетенций филолога в культурно-историческом аспекте языкознания // Наука и школа. 2019. № 3. С. 90-104
-
Павловская М.Е. Обучение иностранным языкам в Западной Европе в Средние века и Раннее Новое время // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 1. С. 63-67
-
Сидакова Н.В. Латинский язык как феномен науки, культуры, красноречия и объект системного изучения в высшей школе // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2020. № 3. С. 114-121. https://doi.org/10.29025/1994-7720-2020-3-114-121
-
Чинина Д.С., Максименко О.И. Функционирование и роль латинского языка в сети Интернет // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 3. С. 262-269. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-3-913
-
Alte Sprachen - neuer Unterricht. Hrsg. M. Frisch. Speyer: Kartoffeldruck-Verlag, 2015. 252 s
-
Flaig B. Die Regelungen des Latinums in den Bundesländern // Forum Classicum. 2017. No 4. S. 209-214
-
Große M. Pons Latinus - Latein als Brücke zum Deutschen als Zweitsprache. Modellierung und empirische Erprobung eines sprachsensiblen Lateinunterrichts. Peter Lang Edition, 2017. 442 s
-
Haag L., Stern E. In search of the benefits of learning Latin // Journal of Educational Psychology. 2003. Vol. 95 (1). Pp.174-178. https://doi.org/10.1037/0022-0663.95.1.174
-
Kipf S. Altsprachlicher Unterricht in der Bundesrepublik Deutschland. Historische Entwicklung, didaktische Konzepte und methodische Grundfragen von der Nachkriegszeit bis zum Ende des 20. Jahrhunderts. Bamberg: C.C. Buchner, 2006. 512 s
-
Kranzdorf А. Ausleseinstrument, Denkschule und Muttersprache des Abendlandes: Debatten um den Lateinunterricht in Deutschland 1920-1980. Oldenbourg: De Gruyter, 2018. 441 s
-
Kuhlmann P.А. Fachdidaktik Latein kompakt. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprech, 2009. 158 s
-
Schibel W. Schülerschwund und Kursverlauf - “Antikeunterricht“ als Kontrastmodell // Forum Classicum. 2017. No 2. S. 93-108. https://doi.org/https://doi.org/10.11588/fc.2017.2.47691
-
Stroh W. Latein ist tot, es lebe Latein! Kleine Geschichte einer großen Sprache. Berlin: List, 2007. 415 s
-
Studer P. Synthèse. De la diversité à la competence multilinguistique // Hétérogénéité linguistique et culturelle dans le contexte scolaire. Ed. by F. Arcidiacono. Bienne: Editions HEP-BEJUNE, 2014. Pp. 157-162
-
Weeber K.-W. Mit dem Latein am Ende? Tradition mit Perspektiven. Göttingen: Verlag Vandenhoeck & Ruprecht, 1998. 156 s
-
Wesselmann K. Latein auf neuen Wegen - das neue Fach Lingua Latein // Babylonia. Zeitschrif für Sprachenunterricht und Sprachenlernen. 2016. No 3. S. 34-36