Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 37.02
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-97-106
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И КИТАЕ
Патриотическое воспитание является основой духовно-нравственного развития личности. Актуальность статьи заключается в рассмотрении кросс-культурных основ патриотического воспитания в музыкальном образовании в России и Китае. Цель данной научной работы - на основе теоретико-методологического анализа обосновать и предложить к внедрению основные направления патриотического воспитания в современном музыкальном образовании. В содержании представлен теоретический анализ понятий «воспитание», «нравственное воспитание», «патриотическое воспитание», «патриотизм». На основе анализа современной научной литературы российских и китайских авторов рассмотрены основные подходы к формированию и развитию патриотизма в музыкальном образовании в России и Китае. Авторами статьи обоснованы и раскрыты посредством сравнительного анализа и сопоставления ведущие психолого-педагогические направления патриотического воспитания в современном музыкальном образовании: 1) развитие психолого-педагогических компетенций в области патриотического воспитания у учителя музыки; 2) разработка и внедрение новых технологий музыкального образования в использование потенциала народной музыки и народной песни; 3) создание новых форм и методов в изучении музыкальных произведений национальной классической музыки, созданной в различные исторические периоды; 4) введение в практику музыкального образования современного репертуара, патриотических музыкальных произведений. В заключении представлены перспективные траектории развития технологий патриотического воспитания в музыкальной психологии и педагогике в России и Китае, по которым могут развиваться дальнейшие международные исследования российских и китайских ученых и практиков музыкального образования.
Ключевые слова
нравственное воспитание; патриотическое воспитание; патриотизм; музыкальное образование; технологии
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN MUSIC EDUCATION IN RUSSIA AND CHINA
Patriotic education is the basis for the spiritual and moral development of the individual. The relevance of the article lies in the consideration of the cross-cultural foundations of patriotic education in music education in Russia and China. The purpose of this scientific work is to justify and propose for the implementation the main directions of patriotic education in modern music education on the basis of theoretical and methodological analysis. The content also presents a theoretical analysis of the concepts of education, moral education, patriotic education, patriotism. Based on the analysis of modern scientific literature by Russian and Chinese authors, the main approaches to the formation and development of patriotism in music education in Russia and China are considered. The authors of the article substantiate and reveal through comparative analysis and comparison the leading psychological and pedagogical directions of patriotic education in modern music education: 1) development of psychological and pedagogical competencies in the field of patriotic education in a music teacher; 2) development and implementation of new technologies in musical education in using the potential of folk music and folk songs; 3) creation of new forms and methods in the study of musical works of national classical music created in various historical periods; 4) introduction of a modern repertoire of patriotic musical works into the practice of music education. In conclusion, promising trajectories for the development of technologies of patriotic education in music psychology and pedagogy in Russia and China are presented, along which further international research by Russian and Chinese scientists and practitioners of music education can develop.
Key words:
moral education; patriotic education; patriotism; music education; technology
Список литературы
-
Кузнецов В.В. Философское содержание понятий «гражданин» и «гражданское воспитание» в свете разработки концепции и теорий гражданского воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 5 (71). С. 67-73
-
Михайлова О.Б. Роль гражданской и профессиональной идентичности в становлении инновационного потенциала личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4 (55). С. 22-25
-
Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова С.С. Особенности проявления патриотичности у студентов с разным отношением к специальной военной операции // Психолог. 2023. № 2. С. 1-13. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2023.2.39910
-
Вырщиков А.Н. Динамика патриотизма в актуальном пространстве и времени // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (125). С. 8-13
-
Kudinov S.I., Kudinov S.S., Mikhailova O.B., Kudinov V.S., Imomberdieva N.M. (2020). Different self-attitude indicators in students and their self-realization in a university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2020. Vol. 8 (3). Pp. 47-59. https://doi.org/10.23947/2334-8496-2020-8-3-47-59
-
Сяо Ц. Музыкальное образование в Китае: истоки и современность // ACADEMIA: музыкознание, исполнительство, педагогика. 2022. № 4 (5). С. 93-98
-
Ююань С. Роль традиционной музыки в современном музыкальном образовании Китая // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6 (52). С. 90-94 https://doi.org/10.25726/t5382-6752-9907-f
-
Чжун М. Гражданское образование в КНРвконтексте развития гражданского общества // Вестник Московского университета. Серия Педагогическое образование. 2014. № 3. С. 122-125. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2014-3-122-125
-
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988. 492 с
-
Птицына М.И., Рахимбаева И.Э. Культурны практики и их роль в профессиональной подготовке студентов-музыкантов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. С. 36. https://doi.org/10.17513/spno.31745
-
Кирьякова А.В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2. С. 6-14. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-2-6-14
-
Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Профессиональная и гражданская идентичность преподавателей российских вузов: поколенческие различия // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2023. № 1. С. 162-175. https://doi.org/10.24412/2071-6141-2023-1-162-175
-
Шэнь Ф. Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе: в контексте освоения произведений композиторов Китайской Народной Республики: дис. ... канд. пед. н. М., 2011. 163 с
-
Кузнецова М.Е. Фольклор как средство патриотического воспитания: на материале русской колыбельной песни // Социально-экономическое развитие России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: Л.П. Кураков [и др.]. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. С. 161-164
-
Чубрик Е.О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации: автореф. дис. … канд. культуролог. н. Владивосток, 2007. 29 с
-
Чжан Л., Лей Ю. Значение, ценность и путь патриотического церемониального образования в детском саду // Исследования дошкольного образования. 2023 № 10. C. 79-82
-
Чэнь Ч. Эволюция музыкального искусства Китая: о развитии диалога музыки Востока и Запада // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11. № 1. С. 164-175. https://doi.org/10.24412/2308-1031-2023-1-164-175
-
Чан Л. Народная песня как феномен китайской культуры. СПб.: Книжный дом, 2007. 159 с
-
Лю Ц. Китайская народная песня как средство патриотического воспитания обучающихся в КНР // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Пед. науки. 2022. № 3 (166). С. 125-132
-
Попп И.А., Тагильцева Н.Г., Ширшов В.Д. Патриотическая песня во Всероссийском патриотическом проекте «Живая история» // Педагогическое образование в России. 2021. № 3. С. 204-209
-
Касиманова Л.А., Ду Фанли. Эволюция китайской народной музыки как воплощение эстетики национальной культуры и традиций // Человеческий капитал. 2022. № 12 (168). Том 1. С. 138-143. https://doi.org/10.25629/HC.2022.12.16
-
Лаптев Е.С. Идея патриотизма в творчестве Д.Б. Кабалевского // Наукосфера. 2022. № 2-2. С. 13-16. https://doi.org/10.5281/zenodo.6273450
-
张晓英,杨华.对幼儿进行爱国主义教育的尝试 “课程与教学. 2006. Чжан Сяо Ин, Ян Хуа. Из опыта по воспитанию у детей патриотизма // Предметы и образование. 2006. № 7-8. С. 223-232