Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 325.2, 161.3, 81’242
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-107-116
ПУТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И РОДНОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА «ЛЕМАНТАРА» И.А. ГЛАДКОГО
В статье рассматриваются вопросы сохранения традиций белорусского народа, передачи знаний о его культуре подрастающему поколению посредством учебных пособий, предназначенных для изучения белорусского языка. На примере анализа «Лемантара» (букваря), составленного И.А. Гладким (Адамом Варлыгой, 1890-1972 гг.), профессиональным учителем и энтузиастом белорусского языка, показано, каким образом осуществлялось обучение родному языку и культуре в семьях и школах, созданных для детей белорусского происхождения, проживающих вдали от Родины. «Лемантар» состоит из двух частей, первая из которых написана на латинице, а вторая - на кириллице, так как белорусы с давних времен пользовались двумя шрифтами. В букваре латинский шрифт является ведущим или направляющим, поскольку с научной точки зрения он лучше всего подходит для отражения выразительности звуков белорусского языка. Более того, такой порядок обучения соответствует педагогическим и методическим требованиям, так как он представляет собой единый комплекс с постепенным переходом от иностранного написания к родному языку со всеми его особенностями. Представлен подробный фонетический, грамматический и лингвистический анализ каждой из частей букваря. Особое внимание уделяется анализу содержательной стороны учебного пособия, особенно его второй части. Подчеркивается, что обучение лингвокультурным реалиям белорусского народа строится на основе стихотворений, бесед на различные темы, народных сказок и притч, что способствует более глубокому пониманию менталитета белорусов, а также приобщению детей к общечеловеческим ценностям. Сделан вывод, что учебные пособия, подобные «Лемантару», насыщенные богатым страноведческим и языковым материалом, передающие колорит жизни белорусского народа, его быта, праздников, семейных и трудовых традиций, представляют особую актуальность, так как, с одной стороны, воспроизводят этническую традицию, направленную на сохранение национальной культуры, с другой - включают в себя интернациональные сюжеты, прочитываемые как экзистенциально важные для любого человека.
Ключевые слова
национальное самосознание; учебное пособие; стратегия лингвокультурного обучения; моральный потенциал; этническая традиция; национальная культура
WAYS TO PRESERVE CULTURAL FOLK TRADITIONS AND NATIVE LANGUAGE ON THE EXAMPLE OF ANALYSIS OF “LEMANTAR” BY I.A. GLADKY
The article discusses the issues of preserving the traditions of Belarusian people, transferring knowledge about their culture to the younger generation through textbooks intended for studying the Belarusian language. Using the example of the analysis of “Lemantar” (primer book), compiled by I.A. Gladky (Adam Varlyga, 1890-1972), a professional teacher and enthusiast of the Belarusian language, shows how the teaching of the native language and culture was carried out in families and schools created for children of Belarusian origin living far from their homeland. “Lemantar” consists of two parts, the first of which is written in Latin, and the second in Cyrillic, since Belarusians have used both fonts for a long time. In the primer, the Latin font is the leading or guiding one, since from a scientific point of view it is best suited for reflecting the expressiveness of the sounds of the Belarusian language. Moreover, this teaching order meets pedagogical and methodological requirements, since it is a single complex with a gradual transition from foreign writing to the native language with all its features. A detailed phonetic, grammatical and linguistic analysis of each part of the primer is presented. Particular attention is paid to the analysis of the content of the textbook, especially its second part. It is emphasized that teaching the linguistic and cultural realities of the Belarusian people is based on poems, conversations on various topics, folk tales and parables, which contributes to a deeper understanding of the mentality of Belarusians, as well as introducing children to universal values. It is concluded that teaching aids like “Lemantar”, rich in regional studies and linguistic material, conveying the flavor of the life of Belarusian people, their lifestyle, holidays, family and work traditions, are of particular relevance, because, on the one hand, they reproduce ethnic tradition aimed at preserving national culture, on the other hand, include international subjects that are read as existentially important for any person.
Key words:
national identity; textbook; linguistic and cultural teaching strategy; moral potential; ethnic tradition; national culture
Список литературы
-
Бригадина О.В. О культурно-историческом наследии белорусской диаспоры в США и Канаде во второй половине XX - начале XXI в. // Этнокультурное развитие Беларуси в XIX - начале ХXI в.: материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск: БГУ, 2011. С. 157-164
-
Hładki J. Lemantar = Лемантар: dla škołaŭ i chatniaha navućańnia. New York: Zaranka, 1964. 96 с