Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 372.881.161.1
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-117-124
СИТУАТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Главная задача при изучении русского языка как иностранного - это формирование коммуникативной компетенции. На каждом занятии преподаватель разными средствами стимулирует речевую деятельность обучающихся. Ситуация как категория методики преподавания ложится в основу организации общения при обучении русскому как иностранному, а процесс обучения говорению строится на непрерывной смене различных речевых ситуаций. Ситуативно-тематические задания являются эффективным способом мотивации речевой деятельности, формирования и развития речевых умений. С их помощью можно заинтересовать обучающихся, сосредоточить их внимание на конкретных проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала. Они позволяют приблизиться к реальным условиям общения, сформировать необходимые навыки для реализации коммуникативных намерений в речевых ситуациях, отрабатывать речевые ситуации на разных этапах обучения русскому языку как иностранному. Возвращение к пройденным темам способствует актуализации изученных речевых и грамматических образцов и лексики по другим темам, соответствует принципу цикличности учебного процесса, заключающемуся в переходе от количественного накопления знаний к качественному преобразованию состояния готовности обучающегося решать учебные задачи на новом уровне сложности. Такой подход ускоряет социокультурную адаптацию иностранных обучающихся, повышает мотивацию к освоению русского языка, позволяет сделать занятия более разнообразными и способствует формированию коммуникативной компетенции. Эффективность ситуативно-тематических заданий зависит от их соответствия определенным критериям: актуальность тема, адресность, связь с реальными ситуациями и т.д. Выполнению заданий предшествует разбор компонентов ситуации. Постепенно ситуативно-тематические задания должны усложняться: поставленная проблема может предполагать несколько решений, необязательно типичных. Содержание задания должно стимулировать анализ ситуации, на основании которого делаются выводы, выражается личное мнение, выстраивается позиция по отношению к поставленной проблеме.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность; речевая ситуация; ситуативно-тематические задания
SITUATIONAL-THEMATIC TASKS DURING LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
The main task of learning Russian as a Foreign Language is the formation of communicative competence. During each lesson, the teacher stimulates the speech activity of students by different means. The situation as a category of teaching methodology forms the basis of communication organization when teaching Russian as a Foreign Language, and the process of teaching speaking is based on the continuous change of various speech situations. Situational-thematic tasks are an effective way to motivate speech activity, the formation and development of speech skills. With their help, you can interest students, focus their attention on specific problems, prepare them for creative perception of the material being studied. Situational-thematic tasks allow you to get closer to the real conditions of communication, to form the necessary skills for the implementation of communicative intentions in speech situations, to work out speech situations at different stages of learning Russian as a Foreign Language. Returning to the topics covered contributes to the actualization of the studied speech and grammatical patterns and vocabulary on other topics, corresponds to the principle of cyclical learning process, which consists in the transition from quantitative accumulation of knowledge to qualitative transformation of the state of readiness of the student to solve educational tasks at a new level of complexity. This approach accelerates the socio-cultural adaptation of foreign students, increases motivation to learn the Russian language, makes classes more diverse and contributes to the formation of communicative competence. The effectiveness of situationally thematic tasks depends on their compliance with certain criteria (relevance of the topic, targeting, connection with real situations, etc.). The execution of tasks should be preceded by an analysis of the components of the situation. Gradually, situational-thematic tasks should become more complicated: the problem posed may involve several solutions, not only typical. The content of the task should stimulate the analysis of the situation, on the basis of which conclusions are drawn, personal opinion is expressed, a position is built in relation to the problem posed.
Key words:
communicative competence; speech situation; situational topics
Список литературы
-
Крутова И.Н., Хорохорина Г.А., Акбилек Е.А. Информативность политического текста как способ влияния на реципиента речи (на примере выступления президента США Дж. Байдена) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 6-2. С. 64-68. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2022.06-2.12
-
Кряхтунова О.В. Онлайн-тест поликодового содержания в обучении русскому языку как иностранному/неродному детей младшего школьного возраста // Учимся понимать Россию: политическая и массмедийная коммуникация: Материалы Международной научной конференции. Отв. ред. А.П. Чудинов. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. С. 146-152
-
Одинцова И.В. Учебная коммуникативно-речевая ситуация и учебно-речевая ситуация как методические категории // Вестник ЦМО МГУ. Методика. 2010. №1. С. 44-51
-
Пассов Е.И., Стояновский А.М. Ситуация речевого общения как методическая категория // Иностранные языки в школе. 1989. № 2. С. 18-22
-
Усов С.С., Уланова К.Л., Марциновская В.А., Дмитриева Е.В., Мелентьев А.А. Критический дискурс-анализ как маркер проявления социальной практики в языке // Современный ученый. 2023. № 3. С. 82-87. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/0f18c6f0-66ee-423e-9177-4ec075083c31 (дата обращения: 05.10.2023)
-
Черкес Т.В. Коммуникативные ситуации в обучении говорению // Альтернант-2015. 2015. URL: https://conf.grsu.by/alternant2015/index-107.htm (дата обращения: 15.09.2023)
-
Штехман Е.А., Мельник Ю.А. Применение ситуационных задач при обучении русскому языку на подготовительном отделении // Филология и человек. 2017. № 2. С. 169-178