Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 372.881.1
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-125-130
ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЯГКИХ НАВЫКОВ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья посвящена проблеме формирования мягких навыков в процессе обучения иностранному языку. Современным работникам присуще наличие большей автономии в принятии решений, а также меньшее количество повторяющихся задач и необходимость работы с людьми на всех уровнях организации труда. Такие изменения требуют дополнительного нового набора навыков для членов организации. В результате выравнивания традиционной организационной иерархии работники на всех уровнях теперь должны владеть «мягкими» навыками. Сегодня проблема формирования мягких навыков остается актуальной в связи с недостаточной изученностью данного вопроса в педагогической литературе. Мягкие навыки не являются педагогической проблемой, а относятся к сфере интересов психологии. Поэтому поиск методик и технологий формирования данных навыков является до сих пор актуальным. Мягкие навыки являются важной составной частью профессионализма специалиста любого профиля. Понятие «мягкие навыки» имеет широкую трактовку, однако как европейские, так и российские исследователи данной проблемы выделяют ряд общих для всех определений черт, а именно: общение, критическое мышление, умение решать проблемы, креативное мышление, способность к сотрудничеству, тайм-менеджмент, умение работать в команде, лидерство. Мягкие навыки представляют собой совокупность надпрофессиональных навыков и качеств личности, востребованных на рынке труда для эффективной реализации профессиональных компетенций. Автор статьи описывает способы их формирования: прямой и опосредованный. Анализируя собственный педагогический опыт, автор предлагает два инструмента формирования мягких навыков в процессе обучения иностранному языку. Тренд-сессия выступает эффективным способом организации групповой работы, направленной на формирование таких важных навыков, как умение общаться, работать в команде, умение организовать эффективное сотрудничество. Форсайт-технология направлена на развитие умений предвидения развития ситуации, планирования и организации сотрудничества.
Ключевые слова
мягкие навыки; твердые навыки; тренд-сессия; форсайт-технология; иноязычное образование
TOOLS FOR THE FORMATION OF SOFT SKILLS IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
The article is devoted to the problem of the formation of soft skills in the process of teaching a foreign language. Modern workers are characterized by greater autonomy in decision-making, as well as fewer repetitive tasks and the need to work with people at all levels of labor organization. Such changes require an additional new set of skills for the members of the organization. As a result of the alignment of the traditional organizational hierarchy, employees at all levels must now possess “soft” skills. Today, the problem of the formation of soft skills remains relevant due to the insufficient study of this issue in the pedagogical literature. Soft skills are not a pedagogical problem, but belong to the sphere of interests of psychology. Therefore, the search for methods and technologies for the formation of these skills is still relevant. Soft skills are an important part of the professionalism of a specialist of any profile. The concept of “soft skills” has a broad interpretation, however, both European and Russian researchers of this problem identify a number of common features for all definitions, namely: communication, critical thinking, problem-solving ability, creative thinking, ability to cooperate, time management, ability to work in a team, leadership. Soft skills are a set of supra-professional skills and personality qualities that are in demand in the labor market for the effective implementation of professional competencies.The author of the article describes the ways of their formation: direct and indirect. Analyzing his own pedagogical experience, the author offers two tools for the formation of soft skills in the process of teaching a foreign language. A trend session is an effective way of organizing group work aimed at developing such important skills as the ability to communicate, work in a team, and the ability to organize effective cooperation. Foresight technology is aimed at developing the skills of foreseeing the development of the situation, planning and organizing cooperation.
Key words:
soft skills; hard skills; trend session; foresight technology; foreign language education
Список литературы
-
Астапенко Е.В., Шмурыгина О.В. Надпрофессиональные навыки преподавателя профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 3. С. 21-34
-
Карташова В.Н. Основные принципы отбора иноязычных текстов для развития «soft skills» у бакалавров медиаобразования // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 3 (93). С. 147-158. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2021-93-3-147-158
-
Книтель М.В., Ларионов П.А. Использование технологии «Форсайт» в процессе обучения // Наука и перспективы. 2016. № 1. С. 11-14
-
Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1(2). С. 65-69
-
Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350-363. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363
-
Шайхутдинова Х.А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8. № 2 (27). С. 99-106
-
Brungardt C. The intersection between soft skills development and leadership education // Journal of Leadership Education. 2011. Vol. 10 (1). Pp. 1-21. https://doi.org/10.12806/V10/I1/RF1
-
Carnevale A.P., Gainer L.J., Meltzer A.S. Workplace basics: The essential skills employers want. San Francisco, Oxford: Jossey-Bass Publishers, 1990
-
Dwyer C.A., Millett C.M., Payne D.G. A culture of evidence: Postsecondary assessment and learning outcomes - recommendations to policymakers and the higher education community. Princeton: Education Testing Service (ETS), 2006