Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 37.01
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-131-145
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МНОГОМЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
В условиях трансформации современного образования и вступления общества в эпоху цифровизации возрастает роль университетов в развитии универсальных компетенций и гибких навыков обучающихся. Способность к созидательной деятельности, творческому мышлению, умению находить общий язык с представителями разных культур становится условием успешности не только специалиста в профессии, но и личности в масштабе государства. А умение сочетать на профессиональном уровне специальные и надпрофессиональные, коммуникативные, проектные навыки дает возможность говорить о многомерности личности и образовательной реальности, соответствующей потребностям личности. Освоение технологии проектирования в ходе обучения позволяет студентам не только организовывать собственную созидательную результатоориентированную деятельность, но и развивать личностные качества и гибкие навыки. Поэтому целью настоящей работы является обоснование проектной технологии как инструмента многомерного образования, позволяющей достигать планируемые результаты образования. Для достижения цели были использованы методы наблюдения и анализа теоретических источников и сопоставления эмпирических данных. Также было проведено исследование динамики уровня осознания и применения проектной технологии как гибкой компетенции среди студентов, описаны полученные результаты. При этом многомерность как одна из качественных характеристик высшего образования в настоящей работе рассматривается с позиций анализа миссий университетов, преобладающего внимания к развитию гибких навыков и универсальных компетенций студентов, а также цифровизации как объективной реальности. В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что система высшего образования в России, многомерная по своей природе, должна строиться на проектных инструментах, для того чтобы быть способной отвечать актуальным вызовам современности.
Ключевые слова
многомерность образования; проектная технология; развитие личности; нравственное воспитание; универсальные компетенции; гибкие навыки
PROJECT TECHNOLOGY AS A TOOL OF MULTIDIMENSIONAL EDUCATION AT UNIVERSITY
In the context of the transformation of modern education and the entry of society into the era of digitalization, the role of universities in the development of universal competencies and flexible skills of students is increasing. The ability to creative activity, creative thinking, the ability to find a common language with representatives of different cultures becomes a condition for the success not only of a specialist in the profession, but also of a person on the scale of the state. And the ability to combine at a professional level special and supra-professional, communicative, project skills allows us to talk about the multidimensionality of the individual and the educational reality corresponding to the needs of the individual. Mastering design technology during training allows students not only to organize their own creative result-oriented activities, but also to develop personal qualities and flexible skills. Therefore, the purpose of this work is to substantiate the project technology as a tool of multidimensional education, which allows us to achieve the planned educational results. To achieve this goal, methods of observation and analysis of theoretical sources and comparison of empirical data were used. A study was also conducted on the dynamics of the level of awareness and application of project technology as a flexible competence among students, and the results obtained were described. At the same time, multidimensionality as one of the qualitative characteristics of higher education is considered in this paper from the standpoint of the analysis of the missions of universities, the prevailing attention to the development of flexible skills and universal competencies of students, as well as digitalization as an objective reality. As a result of the conducted research, it can be concluded that the higher education system in Russia, multidimensional in nature, should be based on project tools in order to be able to meet the current challenges of our time.
Key words:
multidimensionality of education; project technology; personality development; moral education; universal competencies; flexible skills
Список литературы
-
Бакурадзе А.Б., Топчий А.Ю. Ценностные основания многомерной модели образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2022. № 4 (62). С. 83-91. https://doi.org/10.26456/vtphilos/2022.4.083
-
Воеводина Е.В. Третья миссия университетов в разрезе устойчивого развития цифрового общества: гендерные аспекты // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2022. № 1-2. С. 182-189. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-182-189
-
Гильмеева Р.Х. Особенности социокультурной миссии высшего образования в период цифровой трансформации общества // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 1 (91). С. 44-55. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2021-91-1-44-55
-
Дорофеев А.В., Арсланова М.Н. Принцип многомерности в проектировании нелинейного образовательного процесса подготовки будущего педагога // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 3 (70). С. 57-63
-
Зиневич О.В., Балмасова Т.А. Миссия университета в гуманитарном измерении: к постановке проблемы // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 3-1. С. 116-132. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2021-13.3.1-116-132
-
Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. д.п.н. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с
-
Карамурзов Б.С., Горячко В.В., Зернов В.А. Будущее университетов и университеты будущего (часть I) // Высшее образование сегодня. 2021. № 7-8. С. 2-10. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.07-08.P.02
-
Карпов А.О. Образование в отношении к истине // Вопросы философии. 2019. № 1. С. 56-66. https://doi.org/10.31857/S004287440002581-4
-
Копытов А.Д., Черепанова Т.Б. Профессиональные педагогические компетентности: междисциплинарность vs многомерность // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (208). С. 117-123. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-2-117-123
-
Левина Е.Ю., Шибанкова Л.А. Особенности развития Российской высшей школы в эпоху цифровизации // Драйверы развития общего и профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Павлово, 16 декабря 2021 года. Павлово: Павловский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2021. С. 8-12
-
Ловецкий Г.И., Самылов П.В., Косушкин В.Г. Университет в условиях неопределенности и сложности будущего // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 102-117. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-102-117
-
Осипова Н.Г., Колодезная Г.В., Шевцов А.Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 158-182. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-158-182
-
Осипова О.П., Савенкова Е.В. Многомерный подход к исследованию проблемы подготовки менеджеров образования в педагогическом вузе // Инновационные методы решения актуальных проблем наук о человеке и обществе в условиях цифровой трансформации жизни: материалы Международной научно-исследовательской конференции, Челябинск, 26 марта 2021 года. Челябинск: Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса», 2021. С. 174-176
-
Симонов П.В. Избранные труды в 2-х тт. Т. 1. Мозг: эмоции, потребности, поведение. М.: Наука, 2004. 438 с
-
Смирнова С.В. Анализ эволюции контекста употребления понятия «многомерность» в связи с феноменологией образовательной реальности // Вестник Вятского государственного университета. 2021. № 1 (139). С. 59-72. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.21.007
-
Смирнова С.В. Обзор концепций многомерности в различных отраслях знания как основа идеи многомерности в образовании // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. № 3 (142). С. 124-131. https://doi.org/10.17922/2071-5323-2017-16-3-124-131
-
Спирова Э.М. Апофеоз безличного в цифровой реальности // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 2 (136). С. 7-16. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.019
-
Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н., Смирнова Е.А., Никонова О.Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 27-47. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47