Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 37.013
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-146-153
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
В статье рассматривается процесс профессионального развития как фактор повышения качества общего образования и раскрываются подходы к профессиональному развитию педагогов: профессиональное развитие педагогов как составляющая стратегии развития образовательного учреждения; ориентация профессионального развития на достижение высокого качества образования; экспертиза эффективности образовательной деятельности; организация профессионального развития как коллективной деятельности на основе решения актуальных задач стратегического развития; непрерывный и долговременный характер программ профессионального развития и управление процессом профессионального развития. Определяются содержательные линии профессионального развития. Раскрывается роль профессиональных педагогических сообществ как важного инновационного ресурса развития образовательных учреждений, который позволяет им совершенствовать свою деятельность и решать насущные задачи за счет активизации внутренних резервов. Профессиональное педагогическое сообщество представляет собой самообучающуюся организацию, которая характеризуется: управлением процессами обучения, включая подготовку, переподготовку и повышение квалификации, самообучение персонала для развития компетенций и расширения возможностей овладения современными и перспективными технологиями; вложением ресурсов в процесс обучения и самообучения сотрудников, в совершенствование его деятельности, содержательной и технологической вооруженности; поддержанием конкурентоспособности организации за счет обеспечения высокого уровня профессионализма сотрудников как человеческого капитала и главного ресурса. Для профессионального педагогического сообщества статус самообучающейся организации означает следующее: управление самообучением педагогов, самообучение как способ инновационного развития, самообучение как повышение качества образования и конкурентоспособности организации, командное самообучение, стимулирование самообучения.
Ключевые слова
профессиональное развитие; педагогическое сообщество; самообучающаяся организация
PEDAGOGICAL COMMUNITIES AS A RESOURCE FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MODERN TEACHER
The article examines the process of professional development as a factor in improving the quality of general education and reveals approaches to the professional development of teachers: professional development of teachers as a component of the development strategy of an educational institution; orientation of professional development to achieve high quality education; examination of the effectiveness of educational activities; organization of professional development as a collective activity based on solving urgent tasks of strategic development; continuous and long-term nature of professional development programs and the management of the professional development process. The content lines of professional development are determined. The role of professional pedagogical communities as an important innovative resource for the development of educational institutions is revealed, which allows them to improve their activities and solve urgent tasks by activating internal reserves. The professional pedagogical community is a self-learning organization, which is characterized by: managing the learning processes, including its training, retraining and advanced training, self-training of personnel to develop competencies and expand opportunities to master modern and promising technologies; investing resources in the process of training and self-training of employees, in improving its activities, content and technological equipment; maintaining the competitiveness of the organization by ensuring a high level of professionalism of employees as human capital and the main resource. For the professional pedagogical community, the status of a self-learning organization means the following: management of self-learning of teachers, self-learning as a way of innovative development, self-learning as improving the quality of education and competitiveness of the organization, team self-learning, stimulating self-learning.
Key words:
professional development; pedagogical community; self-learning organization
Список литературы
-
Атлас практик неформального образования / авт.-сост. М.С. Аверков, Н.М. Андерссон-Жулябина, Е.А. Вишневская, П.П. Глухов, Я.А. Ешматов, С.Г. Косарецкий, А.А. Попов; под науч. ред. А.А. Попова. М.: Национальный книжный центр, 2019. 264 с
-
Магура М. Управление персоналом в обучающейся организации // Управление персоналом. 2009. № 18. С. 24-31
-
Макарский А.М., Самсонова Н.Е. Неформальное образование: современный контекст // Про ДОД. 2019. URL: https://prodod.moscow/archives/11172 (дата обращения: 2.12.2023)
-
Найбауэр А. Неформальное образование педагогов ДОО: опыт реализации // Дошкольное воспитание. 2020. № 10. С. 82-86
-
Нерадовская О.Р. Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов: дисс. … канд. пед. н. Томск, 2018. 179 с
-
Рагожина О.А. Профессиональное развитие педагогов в условиях негосударственного образовательного учреждения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 3 (42). С. 122-131