Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 316.613.4, 159.99
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-6-16
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Материалы представленного эмпирического исследования являются откликом на стабильный профессиональный теоретико-методологический, методический и общественный запрос к обсуждению практики внедрения инклюзивного подхода на всех уровнях образования. Проблема организации межличностного взаимодействия в образовательной среде начальной школы рассмотрена с позиции оценки типичных социальных эмоций, которые испытывают нормотипичные младшие школьники по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность обозначенных вопросов обоснована в опоре на современные исследования и собственный опыт практической деятельности, доказана значимость оценки неоднородности отношения детей к различным категориям сверстников с особыми образовательными потребностями. Анализ данных диагностики позволяет конкретизировать характер эмоционального отношения во всех учебных параллелях младших классов к пяти группам детей с нарушенным развитием: с интеллектуальными нарушениями, с сенсорными нарушениями, с нарушениями речи, эмоционально-волевыми расстройствами и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Выделены типичные дефициты каждой из обозначенных групп детей, которые сопровождают их коммуникацию и отражаются на характере взаимодействия со сверстниками. Показаны преимущества, которые дает практика полной или частичной инклюзии по отношению к формируемому эмоционально-психологическому климату учебных коллективов. Доказано, что предоставляемый образовательной организацией опыт постоянного или периодического систематического взаимодействия с различными категориями детей, в том числе с дефицитарным развитием, отражается на эмоциональных выборах младших школьников: фиксировано преобладание позитивного эмоционального спектра у опрошенных из инклюзивных классов по сравнению с группой детей, обучающихся в традиционном общеобразовательном подходе. Намечены ключевые стратегии, требующие внимания при решении вопросов оптимизации современной инклюзивной образовательной практики.
Ключевые слова
младшие школьники; дети с ограниченными возможностями здоровья; межличностные отношения; социальные эмоции; коммуникация; взаимодействие
FEATURES OF EMOTIONAL ATTITUDE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN TO THEIR PEERS WITH DISABILITIES
The materials of the presented empirical research are a response to a stable professional theoretical, methodological and public demand to discuss the practice of implementing an inclusive approach at all levels of education. The problem of organizing interpersonal interaction in the educational environment of primary schools is considered from the perspective of evaluating typical social emotions experienced by normotypic junior schoolchildren in relation to peers with disabilities. The relevance of these issues is justified based on modern research and own practical experience, the importance of assessing the heterogeneity of children's attitude to different categories of peers with special educational needs is proved. The analysis of diagnostic data makes it possible to specify the nature of the emotional attitude in all educational parallels of the junior classes to five groups of children with impaired development: children with intellectual disabilities, sensory disabilities, speech disorders, emotional-volitional disorders and disorders of the musculoskeletal system. Typical deficits of each of the designated groups of children are highlighted, which accompany their communication and affect the nature of interaction with peers. The advantages that the practice of full or partial inclusion gives in relation to the formed emotional and psychological climate of educational groups are shown. It is proved that the experience provided by an educational organization of constant or periodic systematic interaction with various categories of children, including those with deficient development, is reflected in the emotional choices of younger schoolchildren: the predominance of a positive emotional spectrum among the respondents from inclusive classes compared with a group of children studying in a traditional general education approach is fixed. The key strategies that require attention in solving the issues of optimizing modern inclusive educational practice are outlined.
Key words:
primary school students; children with disabilities; interpersonal relationships; social emotions; communication; interaction
Список литературы
-
Беляева О.А. Коллективный проект как средство формирования диагностической компетентности студентов педагогического университета // Образование и педагогика: вопросы, гипотезы, ответы. Материалы Первой Международной научно-практической конференции / под ред. Н.Ю. Фоминых. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2023. С. 144-150
-
Беляева О.А. Метапредметные компетенции педагогов: опыт эмпирического исследования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 426-432. https://doi.org/0.25683/VOLBI.2021.56.336
-
Гладилина Л.Н. Рекомендации для педагогов школ по профилактике и преодолению школьной неуспешности ребенка с нарушением зрения // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: «Школьная книга», 2010. С. 86-88
-
Деревянкина Н.А. Проблема межличностных отношений в инклюзивном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 54-58
-
Костина Л. М., Дунаевская Э. Б., Богомягкова В. И. Отношение младших школьников к детям с ОВЗвинклюзивном образовании // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2, № 4. С. 263-270
-
Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А., Мануйлова В.В. Инклюзивное образование: Специальные условия включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство. М.: Национальный книжный центр, 2018. 112 с
-
Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗвусловиях инклюзивного профессионального образования. М.: Смысл, 2017. 79 с
-
Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Никольская О.С. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС. М.: Просвещение, 2014. 42 с
-
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: метод. рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с
-
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002. 112 с
-
Фаркас Э. Концептуализация инклюзивного образования и его контекстуализация в рамках Миссии ЮНИСЕФ. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2014. 59 с
-
Feofanov V.N., Konstantinova N.P. (2020). Influence Of Inclusive Education On Interpersonal Relationships With Peers // Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism» Dedicated to the 80th Anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich, vol 92. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Ed. by D.K. Bataev European Publisher, 2020. Pp. 356-365. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.05.47
-
Santos G.D., Sardinha S., Reis S. Relationships in inclusive classrooms // Journal of Research in Special Educational Needs. 2016. Vol. 16. Issue s1. Pp. 950-954. https://doi.org/10.1111/1471-3802.12238