Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 37.015.31
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-17-26
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Рассматриваются патриотические чувства как анализ и понимание явлений, событий, проблем с точки зрения психологии. Психологический аспект фокусируется на изучении и объяснении внутренних психических процессов, эмоций, мотивации и поведения по отношению к гражданской идентичности и патриотизму, которые возникают у студентов и влияют на их мысли, учебную деятельность и взаимодействие с окружающим миром. Научная новизна: автором разработана модель воспитания патриотических чувств у студентов педагогического вуза, описанная с психологической точки зрения. Данная модель составляет теоретико-методическую основу для процесса формирования патриотических чувств у студентов. Доказано, что психологический аспект помогает студентам осознать собственные нравственные и патриотические чувства и разобратиься в них. Психологический аспект воспитания патриотических чувств у студентов педагогического вуза заключается в реализации предлагаемой модели.Уделено внимание патриотическим чувствам, таким как любовь к родному краю, Родине, родной земле, обществу и культуре, уважение к другим народам, их традициям и вероисповеданию, гордость за свою страну, ее великую историю, чувство сострадания и чувство долга, чувство личной сопричастности к судьбе планеты Земля и мира на земле. Описывая модель и целесообразность ее реализации, автор исходит из того, что патриотические чувства имеют сложную структуру, включающую когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, определяющие психические состояния и мировоззренческую направленность студентов. Проведенные психологические диагностики подтвердили, что патриотические чувства, сформированные у студентов, оказывают положительное влияние на формированию патриотического идеала.
Ключевые слова
патриотизм; студенты; нравственность; патриотические чувства; эмоции; мотивация; воспитание
PSYCHOLOGICAL ASPECT OF INSTILLING PATRIOTIC FEELINGS IN STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Patriotic feelings are considered as an analysis and understanding of phenomena, events, problems from the point of view of psychology. The psychological aspect focuses on the study and explanation of the internal mental processes, emotions, motivation and behavior towards civic identity and patriotism that arise in students and influence their thoughts, learning activities and interactions with the outside world. Scientific novelty: the author has developed a model for instilling patriotic feelings in students of a pedagogical university, described from a psychological point of view. The model of instilling patriotic feelings in students at a pedagogical university constitutes a theoretical and methodological basis for the process of forming patriotic feelings in students. It has been proven that the psychological aspect helps students realize and understand their own moral and patriotic feelings. The psychological aspect of instilling patriotic feelings in students of a pedagogical university lies in the implementation of the proposed model. The attention is paid to patriotic feelings, such as love for the native land, Motherland, society and culture, respect for other peoples, their traditions and religion, pride in one’s country, its great history, a sense of compassion and a sense of duty, a sense of personal involvement in the fate of the planet Earth and peace on earth. Describing the model and the feasibility of its implementation, the author proceeds from the fact that patriotic feelings have a complex structure, including cognitive, affective and behavioral components that determine the mental states and ideological orientation of students.The psychological diagnostics carried out confirmed that the patriotic feelings formed in students have a positive impact on patriotism of the individual and contribute to the formation of a patriotic ideal.
Key words:
patriotism; students; morality; patriotic feelings; emotions; motivation; education
Список литературы
-
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с
-
Ефремова О.И. Психологические аспекты проявления чувства патриотизма у современной студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S4. С. 11-15. URL: http://e-koncept.ru/2015/75074.htm (дата обращения 28.02.2024)
-
Мамалова Х.Э., Багирова З.К., Кучмезов Р.А. Формирование патриотического воспитания студентов современного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 87-89
-
Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. № 2 (21). С. 155-175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-155-175
-
Орлова А.В. Шагбанова Х.С. Формирование патриотических чувств молодежи в условиях глобализации // Образование и право. 2022. № 7. С. 319-324. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-7-319-325
-
Панчук Т.А. Модель формирования у будущих учителей бережного отношения к культурному наследию и традиционным ценностям народов России // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 5-8
-
Повстян Л.А., Елеубаева С.С., Колупайко Т.В. Психолого-педагогические аспекты воспитания патриотизма // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2018. № 1. С. 47-53
-
Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 328 с
-
Тесленко А.Н., Жуматаев М.Е. Психологические основы патриотического воспитания учащейся молодежи // Наука и реальность. 2020. № 2. С. 67-69
-
Юревич А.В. Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1. С. 5-21