Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 159.9.07
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-27-35
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ВОСПИТАННИКОВ
В статье рассматривается значение эмоционального интеллекта для развития личности ребенка. Сегодня ученые отмечают, что способность к эмпатии, чувствительность к эмоциям других у детей становятся слабее. Появляется все больше детей, которые имеют нарушения в сфере психоэмоционального развития. Для многих из них характерны: неустойчивость в эмоциональной сфере, негативное отношение к окружающим, тревожность и агрессивность. Эмоциональный интеллект во многом является определяющим в особенностях человеческого сознания своего «Я», отношения к миру, самочувствия и поведения среди людей. В статье рассматриваются теоретические аспекты эмоционального интеллекта, раскрываются подходы к этому понятию как зарубежных, так и отечественных авторов. Изучение конструкта, процесса и путей его становления может предоставить возможность оптимального развития личности ребенка и его взаимоотношений с другими в процессе межличностного взаимодействия. Статус ребенка в группе также является неотъемлемой частью его полноценного развития. Авторы статьи провели эксперимент по изучению эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста и их социометрического статуса, с помощью метода математической статистики показали наличие взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и социометрическим статусом ребенка. В статье рассмотрены возможности развития эмоционального интеллекта воспитанников дошкольного возраста: внимание к потребностям ребенка, совместная деятельность с детьми, обучение управлению своими эмоциями, различные виды художественной деятельности, - говорится о необходимости не только коллективных, но и индивидуальных занятий с воспитанниками. Особое место уделено такому фактору, как привлечение родителей к совместной работе над развитием эмоциональной сферы детей.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект; структура эмоционального интеллекта; групповая дифференциация; социометрический статус
EMOTIONAL INTELLIGENCE AND SOCIOMETRIC STATUS OF PUPILS
The article examines the importance of emotional intelligence for the development of a child's personality. Today, scientists note that the ability to empathize, sensitivity to the emotions of others in children are becoming weaker. There are more and more children who have disorders in the field of psychoemotional development. Many children are characterized by instability in the emotional sphere, negative attitude towards others, anxiety and aggressiveness. Emotional intelligence is largely decisive in the peculiarities of human consciousness of self, attitude to the world, well-being and behavior among people. The article examines the theoretical aspects of emotional intelligence, reveals approaches to this concept by both foreign and domestic authors. The study of the construct, the process and ways of its formation can provide an opportunity for the optimal development of the child's personality and their relationships with others in the process of interpersonal interaction. The status of a child in a group is also an integral part of their full-fledged development.The authors of the article conducted an experiment to study the emotional intelligence of preschool children and their sociometric status, using the method of mathematical statistics, they showed the relationship between emotional intelligence and the sociometric status of a child. The article considers the possibilities of developing the emotional intelligence of preschool children: attention to the needs of the child, joint activities with children, learning to manage their emotions, various types of artistic activities, and the need for not only collective, but also individual lessons with pupils. A special place is given to such a factor as the involvement of parents in joint work on the development of the emotional sphere of children.
Key words:
emotional intelligence; structure of emotional intelligence; group differentiation; sociometric status
Список литературы
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с
-
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с
-
Гусева А.Ю. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Лучшая научно-исследовательская работа 2016: сборник статей III Международного научно-практического конкурса. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. С. 105-111
-
Лёвкин В.Е. Тренинг эффективного общения. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 137 с
-
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 40 с
-
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 с
-
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Гардарики, 2007. 176 с
-
Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребенок в детском саду. 2008. № 1. С. 83-85
-
Пронина А.Н., Сушкова И.В., Яковлева И.В. Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (7). С. 89-103. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1703.06
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. 705 с
-
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2005. 158 с
-
Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence // Emotion. 2001. Vol. 1(3). Pp. 232-242