Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 159. 923
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-36-46
ПРОБЛЕМА МЯГКИХ НАВЫКОВ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья посвящена актуальной проблеме мягких навыков у педагогов дошкольных образовательных организаций. Мягкие навыки (soft-skills) рассматриваются как комплекс надпрофессиональных унифицированных мягких навыков и личностных качеств, способствующих повышению эффективности и успешности в профессиональной деятельности и во взаимодействии с другими людьми. Цель исследования - выявить актуальный уровень soft-skills-компетенций у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Гипотеза исследования: у педагогов дошкольного образования низкий уровень таких soft-skills-компетенций, как межличностный эмоциональный интеллект и критическое мыщление. Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях Красноярского края. В нем приняли участие 80 педагогов. Были использованы: методика «Самооценка развития ключевых компетенций» («Лаборатория компетенций Soft-skills», ЮФУ, г. Ростов-на-Дону); опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» Д.В. Люсина; тест личностной креативности Е.Е. Туник; тест на критическое мышление Л. Старки в адаптации Е.Л. Луценко; опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой и методика на стрессоустойчивость личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой. Выявились высокая межличностная интолерантность, низкий уровень критического мышления, недостаточно выраженный уровень эмоционального интеллекта. Наиболее уязвимыми оказались результаты по компетенциям «Сотрудничество», «Когнитивная гибкость», «Эффективный поиск работы». Здесь доминируют средние и низкие значения. У педагогов ДОУ выявлен низкий и средний уровень стрессоустойчивости. Это свидетельствует о том, что педагогам трудно справляться с профессиональными и жизненными стрессами, тяжело адаптироваться к сложным ситуациям, они не владеют продуктивными копинг-стратегиями для решения фрустрирующих задач.
Ключевые слова
soft-skills-компетенции; педагоги ДОУ; эмоциональный интеллект; надпрофессиональные навыки; критическое мышление; сотрудничество; когнитивная гибкость; креативность; межличностная толерантность
THE PROBLEM OF SOFT SKILLS IN PRESCHOOL TEACHERS
The article is devoted to the current problem of soft skills in teachers of preschool educational organizations. Soft skills are considered as a set of supra-professional unified soft skills and personal qualities that contribute to increased efficiency and success in professional activities and in interaction with other people. The purpose of the study is to identify the current level of soft skills competencies among teachers of preschool educational institutions. The research hypothesis is that preschool teachers have a low level of soft-skills competencies such as interpersonal emotional intelligence and critical thinking. The study was conducted in preschool educational institutions of the Krasnoyarsk region. 80 teachers took part in it. The following methods were used: “Self-assessment of the development of key competencies” (“Soft-skills Competency Laboratory”, Southern Federal University, Rostov-on-Don); emotional intelligence questionnaire “EMIN” by D.V. Lyusin; E.E. Tunik personal creativity test; critical thinking test by L. Starkey adapted by E.L. Lutsenko; T.V. Kornilova’s tolerance-intolerance to uncertainty questionnaire, and N.V. Ryabchikova and N.V. Kirsheva’s personality stress tolerance technique. High interpersonal intolerance, a low level of critical thinking, and an insufficient level of emotional intelligence were revealed. The most vulnerable results were found in the “Collaboration”, “Cognitive Flexibility”, and “Effective Job Search” competencies. Medium and low values dominate here. Preschool teachers have low and medium levels of stress resistance. This indicates that teachers find it difficult to cope with professional and life stress, it is difficult to adapt to difficult situations, and they do not have productive coping strategies for solving frustrating problems.
Key words:
soft-skills competencies; preschool teachers; emotional intelligence; transprofessional skills; critical thinking; cooperation; cognitive flexibility; creativity; interpersonal tolerance
Список литературы
-
Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с
-
Сент-Джон Р. Большая восьмерка. М.: МИФ, 2015. 272 с
-
Цымбалюк А.Э. Анализ подходов к проблеме soft skills // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ч. 1. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 219-224
-
Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 1 (28). С. 53-58
-
Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanities. 2016. Т. 2, № 4. С. 222-234. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234
-
Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key “soft skills” that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication, 2015. 56 р