Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 612.821
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-47-61
ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОГО ДОСУГА ПОДРОСТКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОМИНАНТЫ ПО А.А. УХТОМСКОМУ
Статья посвящена теоретико-экспериментальному изучению характеристик вегетативной нервной системы (ВНС) подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет и компьютерные игры, оказывающей влияние на школьную успеваемость и социализацию подростков. ВНС рассматривается как центральный механизм доминанты А.А. Ухтомского, которая определяет обычное или патологическое увлечение виртуальным миром. Особенности ВНС мало изучены у современных подростков, пользователей цифровыми устройствами, что определяет цель исследования как разработку объективных методов изучения функций ВНС в процессе проявления патологической доминанты у подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет. Методом изучения ВНС была регистрация фоновой электрокардиограммы (ЭКГ) с измерением параметров по Р.М. Баевскому и мощности разных полос спектра флуктуаций кардиоинтервалов. ЭКГ регистрировалась у учащихся школ двух разных городов: мегаполиса Санкт-Петербурга и малого города Чудова Новгородской области. В эксперимент были вовлечены десятиклассники Санкт-Петербурга (24 учениках) и Чудово (14 подростках), которые ранее прошли анкетирование на самооценку приоритетных интересов в Интернете, времени виртуального досуга, а также школьной успеваемости. Использовалась статистическая обработка с помощью факторного анализа. Получены следующие результаты: 1. В сравниваемых школах поведение подростков в виртуальной среде, а также высоко вариативные параметры ЭКГ статистически не различаются; установлена высоко значимая корреляция успеваемости подростков Санкт-Петербурга с центральным и симпатическим звеном ВНС. 2. У учащихся г. Чудово успеваемость не имеет соотношений с ВНС. Эти факты свидетельствуют о более интенсивном формировании доминанты на обучение у подростков Санкт-Петербурга по сравнению с учениками г.Чудово. 3. Установлены разные связи параметров ЭКГ с характеристиками поведения в Интернете в зависимости от пола учащихся. Доказано, что у мальчиков обеих школ время досуга большее по сравнению с девочками, что определяет более высокий риск формирования патологической доминанты.
Ключевые слова
доминанта А.А. Ухтомского; учащиеся; разные города; досуг в Интернете; вегетативная нервная система; электрокардиограмма; факторный анализ
THEORETICAL AND EXPERIMENTAL ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF DIGITAL LEISURE OF ADOLESCENTS ON THE FORMATION OF DOMINANCE ACCORDING TO A.A. UKHTOMSKY
The article is devoted to the theoretical and experimental study of the characteristics of the autonomic nervous system (ANS) of adolescents with varying degrees of the Internet and computer games involvement, affecting school performance and socialization of adolescents. ANS is considered as the central system of A.A. Ukhtomsky’s dominant, which determines the usual or pathological fascination with the virtual world. The features of the ANS have been little studied in modern adolescents, digital devices users,which defined the purpose of the study as the development of objective methods for studying the ANS functions in the context of manifestation dominant in adolescents with varying degrees of Internet involvement. The method of studying the ANS was the background electrocardiogram (ECG) registration with the measurement of parameters according to R.M. Baevsky and the power spectrum of different bands fluctuations of RR-intervals. The ECG was registered with students of schools in two different cities: St. Petersburg and a small town of Chudov in the Novgorod region. The experiment was performed on tenth-graders from St. Petersburg (24 students), from Chudovo (14 teenagers), that had previously completed a self-assessment questionnaire on priority interests on the Internet, virtual leisure time, as well as school performance. Statistical processing using factor analysis was used.The following results were obtained. 1. In the compared schools the adolescents behavior in a virtual environment, as well as highly variable ECG parameters, do not differ statistically. 2. A highly significant correlation of the academic performance of St. Petersburg adolescents with the central and sympathetic link of the ANS has been established. The academic performance of students from Chudovo has no correlation with the ANS. These facts indicate a more intensive dominant formation for learning among teenagers from St. Petersburg compared to students from Chudovo. 3. Different relationships between ECGs parameters and Internet behavior characteristics have been established, depending on the gender of students. 4. It has been proven that boys of both schools spend more time for leisure than girls, which determines a higher risk of pathological dominant formation and internet-addiction too.
Key words:
A.A. Ukhtomsky’s dominant; students; different cities; leisure on the Internet; autonomic nervous system; electrocardiogram; factor analysis
Список литературы
-
Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М: Медицина, 1997. 236 с
-
Каменская В.Г., Татьянина Е.В. Особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии COVID-19 // Российский психологический журнал. 2023. № 2 (20). С. 58-73. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.2.4
-
Каменская В.Г., Томанов Л.В. Фрактально-хаотические характеристики когнитивных процессов. Возрастной аспект. М.: ИНФРА-М, 2020. 217 с
-
Каменская В.Г., Томанов Л.В. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков // Экспериментальная психология. 2022. № 1 (15). C. 139-159. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150109
-
Николаева Е.И., Каменская В.Г. Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикций: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2020. 208 с
-
Павлов К.И., Мухин В.Н. Физиологические механизмы нейропластичности как основы психических процессов и социально-профессиональной адаптации (Часть 1) // Психология. Психофизиология. 2021. № 3 (14). С. 119-136. https://doi.org/10.14529/jpps210312
-
Пережогин Л.О. Патогенетическая модель зависимости от персонального компьютера, видеоигр, интернета и мобильных устройств, обеспечивающих доступ к нему // Психическое здоровье. 2020. № 4. С. 11-20. https://doi.org/10.25557/2074-014X.2020.04.11-20
-
Соколова Л.В. А.А. Ухтомский и комплексная наука о человеке. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2010. 316 с
-
Терещенко С.Ю., Смольникова М.В. Нейробиологические факторы риска формирования интернет-зависимости у подростков: актуальные гипотезы и ближайшие перспективы // Социальная психология и общество. 2020. № 11 (1). С. 55-71. https://doi.org/10.17759/sps.2020110104
-
Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. 576 с
-
Ухтомский А.А. Статьи и выступления разных лет. Заметки на полях. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2015.736 с
-
Dweck C.S. Toward an Integrative Theory of Motivation, Personality and Development // Handbook of Personality: theory and researched. Ed. by P.J. Oliver, R.W. Robins. New York: The Guilford Press, 2021. URL: https://www.book2look.com/embed/9781462550487
-
Gao T., Li M., Hu Y., Qin Z., Cao R., Mei S., Meng X. When adolescents face both Internet addiction and mood symptoms: A cross-sectional study of comorbidity and its predictors // Psychiatry Research. 2020. Vol. 284. 112795. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.112795
-
Global Overview Report. 2022. URL: https://www.sostav.ru/publication/we-aresocial-i-hootsuite-52472.html (дата обращения: 1.02.2022)
-
Gottschalk F. Impacts of technology use on children: Exploring literature on the brain, cognition and well-being // OECD Education Working Papers. 2019. No. 195. Pp. 2-45
-
Greif-Winzrieth A., Dorner V., Wuest F., Gorny P.M., Weinhardt C. Seeing is Feeling: Emotional Cues in Others' Heart Rate Visualizations // Proceedings NeuroIS Retreat 2023. Vienna, Austria. May 30-June 1. Ed. by F.D. Davis, R.R. Jan vom Brocke, P.-M. Léger, A.B. Randolph, G.R. Müller-Putz. 2023. Pp. 235-244
-
Kamenskaya V., Tomanov V., Tatianina E. Features of the Use Internet of Russian Teenagers: The Regional Aspect // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 577. Proceedings of the 2021 International Conference on Modern Management and Education Research (MMER 2021). 2021. https://doi.org/10.2991/assehr.k.210915.017
-
Lee B.J., Bailenson J.N., Ogle E., Zaki J. Studying heart rate as a chronometric signal in virtual conditions: how does the perception of a narrator's constant and varied heart rate affect others' self-esteem-arousal, empathy, and social presence // Media psychology. 2021. Vol. 24 (5). Pp. 688-712. https://doi.org/10.1080/15213269.2020.1788394
-
Marín-López I., Zych I., Ortega-Ruiz R., Hunter S.C., Llorent V.J. Relations among online emotional content use, social and emotional competencies and cyberbullying // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 108. 104647. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.104647
-
Proceedings NeuroIS Retreat 2023. Vienna, Austria. May 30-June 1. Ed. by F.D. Davis, R.R. Jan vom Brocke, P.-M. Léger, A.B. Randolph, G.R. Müller-Putz. 2023
-
Schonning V., Hjetland G.J., Aare L.E., Skoden J.C. Social media use and mental health and well-being among adolescents - A scoping review // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. 1949. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01949
-
Sobkin V.S., Fedotova A.V. Adolescents on Social Media: Aggression and Cyberbulling // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Vol. 14 (4). Pp. 186-201. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0412
-
Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Chigarkova S.V. Digital socialization of adolescents in the Russian Federation: Parental mediation, online risks and digital competence // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Vol. 13(4). Pp. 191-206. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0413
-
Stangl F.J., Riedl R. Measurement of Heart Rate and Heart Rate Variability: A Review of NeuroIS Research with a Focus on Applied Methods // Information Systems and Neuroscience. Ed. by F.D. Davis, R. Riedl, J. vom Brocke, P.-M. Léger, A.B. Randolph, G.R. Müller-Putz. Springer International Publishing, 2022. Pp. 269-283. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13064-9_28
-
Uncapher M.R., Wagner A.D. Minds and brains of media multitaskers: Current findings and future directions. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2018. Vol. 115(40). Pp. 9889-9896. https://doi.org/10.1073/pnas.1611612115