Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 37
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-62-72
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКИМИ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНТРАМИ
Российские духовно-просветительские центры представляют собой инфраструктурные элементы духовно-нравственного просвещения - духовно ориентированного института гражданского общества Российской Федерации. Они призваны средствами просветительской работы создавать условия для достижения гармонии в этноконфессиональных отношениях и на этой основе способствовать распространению духовно-нравственных ценностей, традиционных для российского общества. В статье выделены организационные, ресурсные, научно-образовательные проблемы деятельности духовно-просветительских центров. Частичному их решению способствует предложенная автором система проектного управления российскими духовно-просветительскими центрами, включающая совокупность взаимосвязанных элементов. Подтверждением и практической реализацией данного подхода стал «Центр компетенций «Мы просвещаем»: комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просвещения» духовно-просветительского центра «Духовное благолепие» Бирской епархии, победивший в конкурсе грантов Фонда Президентских грантов. Центр компетенций «Мы просвещаем» направлен на комплексное научно-образовательное сопровождение духовно-просветительских центров Республики Башкортостан и других регионов. В проекте последовательно были реализованы 3 модуля. Модуль «Экспертная площадка» проведен в форме научно-практической площадки по выработке экспертного мнения по актуальным вопросам духовно-просветительской работы среди населения республики. Модуль «Школа духовного просветителя» представлял собой образовательный проект по освоению слушателями методики духовно-просветительской деятельности в целях сохранения и укрепления традиционных ценностей. Модуль «Трансляционная площадка» включал совокупность мероприятий по освоению специалистами в сфере духовно-нравственного просвещения (иначе - духовными просветителями) из других регионов России методического материала по духовно-просветительской работе, по обмену опытом в сфере духовно-нравственного просвещения. Разработанные методические материалы проекта рекомендуется использовать для подготовки духовных просветителей.
Ключевые слова
духовно-нравственный институт; духовно-нравственное просвещение; духовно-нравственные ценности; духовно-просветительские центры; духовные просветители
PROJECT MANAGEMENT OF RUSSIAN SPIRITUAL AND EDUCATIONAL CENTERS
Russian spiritual and educational centers represent infrastructural elements of spiritual and moral education - a spiritually oriented institution of civil society of the Russian Federation. They are called upon, through educational work, to create conditions for achieving harmony in ethno-confessional relations and, on this basis, to promote the dissemination of spiritual and moral values traditional for the Russian society. The article highlights organizational, resource, scientific and educational problems of the activities of spiritual and educa-tional centers. Their partial solution is facilitated by the author’s proposed system of project management for Russian spiritual and educational centers, which includes a set of interrelated elements. Confirmation and practical implementation of this approach was the “Competence Center “We Enlighten”: a comprehensive support and development of spiritual and moral education” of the spiritual and educational center “Spiritual Splendor” of the Birsk Diocese, which won the grant competition of the Presidential Grants Foundation. The “We Enlighten” competence center is aimed at comprehensive scientific and educational support of spiritual and educational centers of the Republic of Bashkortostan and other regions. The project consisted of 3 modules implemented sequentially. The “Expert Platform” module was carried out in the form of a scientific and practical platform to develop an expert opinion on topical issues of spiritual and educational work among the population of the republic. The module “School of Spiritual Enlightenment” was an educational project for students to master the methodology of spiritual and educational activities in order to preserve and strengthen traditional values. The “Broadcast Platform” module included a set of activities for specialists in the field of spiritual and moral education (otherwise known as spiritual educators) from other regions of Russia to master methodological material on spiritual and educational work and to exchange experience in the field of spiritual and moral education. The developed methodological materials of the project are recommended to be used for training spiritual educators.
Key words:
spiritual and moral institute; spiritual and moral education; spiritual and moral values; spiritual and educational centers; spiritual educators
Список литературы
-
Батурина О.С. Педагогика духовно-нравственного просвещения. Бирск: ООО МИП «Академия развития», 2022. 208 с
-
Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. 2016. № 5 (35). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/2037/full (дата обращения: 12.02.2024)
-
Мумриков О., свящ. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. № 3 (18). С. 13-20
-
Мумрикова Л.И. Духовно-просветительский центр в современном православном образовательном пространстве России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 18-31. https://doi.org/10.15382/sturIV201747.18-31
-
Скорченко Ю.А. Духовно-просветительские центры: некоторые аспекты формирования // Основы экономики, управления и права. 2022. № 3 (34). С. 37-41. https://doi.org/10.51608/23058641_2022_3_37