Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-73-79
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИИ
Актуальность темы подтверждается потребностью общества и государства в компетентных юристах. Известно, что качество и эффективность профессиональной деятельности юриста в значительной степени определяются уровнем его подготовки в вузе. Сегодня назрела необходимость в изменении подхода к психологическому образованию в юридических вузах, которое недостаточно использует современные концепции интеграции юридической и педагогической психологии. Опрос студентов юридических специальностей показывает, что большая часть студентов не удовлетворена своими знаниями психологии. Основная причина заключается в абстрактности и описательности курса психологии, что снижает мотивацию студентов к изучению предмета. В психологии мотивация - сложный многоаспектный процесс, уровневый регулятор жизнедеятельности человека, его поведения и дея-тельности. Это один из ведущих компонентов, который определяет направленность учебной деятельности и является одним из ресурсов учебного успеха студента. Важно создавать условия для развития внутренней мотивации у студентов, чтобы они осознавали важность психологических знаний для успешной профессиональной деятельности. Будущие специалисты должны уметь правильно объяснять те или иные проявления личности, давать оценку поступкам и действиям человека с точки зрения соотношения целей и средств их достижения, мотивов. Полноценная подготовка к будущей профессиональной деятельности предполагает наличие у юриста не только определенной системы профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения, специфических коммуникативных умениях и навыках, что в целом выражается в тех или иных личностных качествах. Следовательно, важной составляющей при подготовке юриста является умение преподавателя создавать положительную учебную мотивацию на занятиях. В статье также представлены результаты исследования, которое было направлено на сбор первичной социологической и педагогической информации о мотивах и необходимости изучения психологических дисциплин на юридических факультетах вузов.
Ключевые слова
мотивация; профессиональный интерес; будущие юристы; психология; формирование
THE INFLUENCE OF MOTIVATION ON THE FORMATION OF FUTURE LAWYERS PROFESSIONAL INTERST TO STUDYING PSYCHOLOGY
The relevance of the topic is confirmed by the need of the society and the state for competent lawyers. The quality and effectiveness of a lawyer’s professional activity is largely determined by the level of their training at university. The modernization of education is designed to provide equal opportunities for future specialists in full-fledged professional development. Today there is a need to change the approach to psychological education in law schools, which does not sufficiently use modern concepts of integration of legal and educational psychology. A survey of law students shows that the majority of students are not satisfied with their knowledge of psychology. The main reason is the abstract and descriptive nature of the psychology course, which reduces students’ motivation to study the subject. In psychology, motivation is a complex multidimensional process, a level regulator of human life, behavior and activity. This is one of the leading components that determines the direction of educational activity and is one of the resources for a student’s educational success. It is important to create conditions for the development of internal motivation in students, so that they understand the importance of psychological knowledge for successful professional activities. Future specialists must be able to correctly explain certain manifestations of personality, evaluate a person’s actions and actions from the point of view of the relationship between goals and means of achieving them, and motives. Full preparation for future professional activity presupposes not only that a lawyer has a certain system of professional knowledge, but also knowledge about the patterns of communication, specific communication skills and abilities, which is generally expressed in certain personal qualities of a lawyer. Consequently, an important component in preparing a lawyer is the teacher’s ability to create positive learning motivation in the classroom. The article also presents the results of a study that was aimed at collecting primary sociological and pedagogical information about the motives and necessity of studying psychological disciplines at law faculties of universities.
Key words:
motivation; professional interest; future lawyers; psychology; education
Список литературы
-
Ахмадова З.М. Cвязь интереса и мотивации в учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 308-310. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00305
-
Гришукова О.В. Сущность и структура понятия профессиональный интерес // Вестник Шадринского педагогического университета. 2013. № 2. С. 43-51
-
Евдокимова В.Е., Каткова А.Л. Стимулирование профессионального интереса студентов к практическим занятиями информатике // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. https://mir-nauki.com/PDF/39PDMN120.pdf (дата обращения: 22.02.2024)
-
Елбаев Ю.А., Самброс Н.Б., Буданова О.Д. Формирование интереса у студентов к профессиональной деятельности менеджера в период обучения в вузе // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 3, № 10. С. 72-75
-
Истратова Э.Н. Развитие профессиональных интересов учащейся молодежи: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2000. 177 с
-
Мазина О.Н. Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации // Инновационные педагогические технологии: материалы II Международной научной конференции. Казань: Бук, 2015. С. 164-170
-
Мордовская А.В. Основы профориентологии: учеб. пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 237 с
-
Рущишина А.А. Развитие профессионального интереса студентов техникума во внеурочной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Грозный, 2020. 210 с