Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-80-88
АКТУАЛИЗАЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность статьи обусловлена возросшим интересом к вопросу обучения китайскому языку как иностранному в России и других странах на фоне развивающейся экономической мощи Китая и его влияния на общественно-политическое и экономическое состояние современного глобализованного мира. Китай, страна с многолетней историей и разнообразными традициями, является одним из важнейших бизнес-партнеров России. В России китайский язык изучают и в школах, и в вузах на от-делениях подготовки учителей и переводчиков. Китайский язык имеет ряд специфи-ческих особенностей, значительно отличается от европейских языков, поэтому для его изучения и обучения требуется специальная подготовка будущих бакалавров по направлению Педагогическое образование. Целью данной статьи является выявление на основе анализа китайских культурных стандартов методологических положений, лежащих в основе коммуникативной иноязычной подготовки будущего бакалавра педагогического образования (профиль Английский язык, Китайский язык). В статье представлены аргументы, позволяющие рассеять отдельные заблуждения по поводу процесса изучения китайского языка как иностранного. Вопрос подготовки будущих бакалавров педагогического образования рассматривается в аспекте межкультурного образования. Дается определение межкультурного образования, описаны его результаты. В статье рассматривается изучение языков как способ повышения межкультурной осведомленности обучающихся, как способ передачи межкультурных знаний. Авторами акцентируется внимание на особенностях китайской коммуникации, исходящих из конфуцианских традиций. Перечислен ряд методологических положений, лежащих в основе коммуникативной иноязычной подготовки будущего учителя китайского языка: актуализация межкультурности, ориентация на религиозно-философские концепции, акцентуализация социальной гармонии в процессе общения, иерархичность, «равенство в неравенстве». В заключение делается вывод о необходимости учить студентов воспринимать, анализировать и распознавать языковые особенности китайского языка с позиции межкультурности, изучать социальные, культурные явления, выявлять культурные сходства и различия, развивать эмпатию и терпимость. Решающим фактором является правильная ориентация и готовность к расширению собственного взгляда на мир.
Ключевые слова
межкультурное образование; межкультурность; межкультурная осведомленность; коммуникативная иноязычная подготовка; бакалавр педагогического образования; китайский язык
UPDATED INTERCULTURAL TRAINING OF FUTURE BACHELORES OF TEACHER EDUCATION
The relevance of the article is due to the increased interest in the issue of teaching Chinese as a foreign language in Russia and other countries against the background of the developing economic power of China and its influence on the socio-political and economic state of the modern globalized world. China, a country with a long history and diverse traditions, is one of Russia’s most important business partners. In Russia Chinese is studied both at schools and universities at the training departments for teachers and translators. The Chinese language has a number of specific features and differs significantly from European languages, so its learning and teaching require special training for future bachelors in the field of Pedagogical Education. The purpose of this article is to identify, based on an analysis of Chinese cultural standards, the methodological provisions underlying the communicative foreign language training of the future bachelor of pedagogical education (profile English, Chinese). The article presents arguments to dispel certain misconceptions about the process of learning Chinese as a foreign language. The issue of training future bachelors of pedagogical education is considered in the aspect of intercultural education. A definition of intercultural education is given and its results are described. The article examines language learning as a way to increase intercultural awareness of students, as a way to transfer intercultural knowledge. The authors focus on the features of Chinese communication based on Confucian traditions. The article lists a number of methodological provisions that underlie the communicative foreign language training of the future Chinese language teacher: actualization of interculturality, orientation to religious and philosophical concepts, accentuation of social harmony in the process of communication, hierarchy, “equality in inequality.” In conclusion, it is concluded that it is necessary to teach students to perceive, analyze and recognize the linguistic features of the Chinese language from the perspective of interculturality, study social and cultural phenomena, identify cultural similarities and differences, develop empathy and tolerance. The decisive factor is the correct orientation and willingness to expand your own view of the world.
Key words:
intercultural education; interculturality; intercultural awareness; communicative foreign language training; Bachelor’s degree; teacher education; Chinese language
Список литературы
-
И А. Обучение китайскому языку как второму иностранному: коммуникативные и культурные аспекты // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 4. С. 106-114. https://doi.org/10.14529/ped220409
-
Корнеева Л.И., Ма Ж. Межкультурная коммуникация в обучении китайскому языку как иностранному // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 1(159). С. 164-170
-
Ма Ж. Культурологические аспекты в обучении китайскому языку как иностранному // Общество: социология, психология, педагогика, 2019. № 5 (61). С. 73-76. https://doi.org/10.24158/spp.2019.5.15
-
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/SLOVO, 2000. 263 с
-
Bodycott P., Lai A. The influence and implications of Chinese culture in the decision to undertake cross-border higher education // Journal of Studies in International Education. 2012. Vol. 16 (3). Pp. 252-270. https://doi.org/10.1177/1028315311418517
-
Eidam M.Interkulturelle Kompetenz - Beruflich in China. Markus Eidam & Partner, 2004
-
Hofstede G. Culture’s consequences: International differences in work-related values. SAGE, 1980
-
Lam A.S.L. Language education in China: Policy and experience from 1949. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2005
-
Wang M.X. Education in the field of foreign culture and teaching of foreign languages by teachers // Journal of Shandong University of Technology: Social Science Edition. 1998. No. 4. Рp. 80-81
-
Zhang Y.M., Zhang G.S. Cross Cultural Adaptation of International Students from Hong Kong, Macao and Taiwan // Youth Studies. 2016. No. 1. Pр. 49-56
-
Zhou X.Intercultural Communication in Teaching Chinese as a Foreign Language // Journal of Sun Yat-sen University (Social Science Edition). 1996. No. 6. Pр. 118-124