Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 337
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-97-104
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ АБНОТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-МУЗЫКАНТОВ
Среднее профессиональное образование, сохранившее национальную систему подготовки кадров, является неотъемлемой частью социально-экономической и духовной структуры российского общества. В статье раскрываются приоритетные задачи подготовки будущих музыкантов-преподавателей в условиях обучения в колледжах искусств. Педагогические коллективы колледжей искусств, изучая передовой опыт коллег, обращают внимание на педагогическую инноватику, которая как наука изучает в том числе и проблему формирования абнотивности у будущих специалистов педагогических специальностей. Приводится характеристика личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе колледжа искусств, организуемого в соответствии с руководящими документами в области среднего профессионального образования. В статье рассмотрен технологический аспект формирования абнотивности у студентов колледжа искусств с позиций методологических принципов: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Описаны традиционные, инновационные методы и формы работы преподавателя с будущими преподавателями-музыкантами. Охарактеризована личностная составляющая будущего специалиста (мотивация, самосовершенствование, самоанализ, уровень развития профессиональных качеств). Уделено внимание педагогической диагностике уровня сформированности абнотивности у студентов колледжа искусств. Выделены факторы, оказывающие влияние на эффективность применения педагогами диагностических методик в целях определения уровня сформированности абнотивности у студентов. Научная новизна статьи заключается в раскрытии прогностических и преобразующих функций самокультивирования абнотивности студентов колледжа искусств. Сделан вывод о необходимости изучения преподавателями колледжа педагогической инноватики, что позволит повысить эффективность процесса формирования абнотивности в современных условиях обучения будущих музыкантов-педагогов. Материалы статьи будут интересны преподавателям, соискателям, студентам, а также могут быть использованы при проведении дискуссионных педагогических площадок с участием преподавателей и будущих музыкантов-педагогов.
Ключевые слова
технологический аспект; формирование абнотивности; преподаватели-музыканты; педагогическая инноватика; личностно-деятельностный подход
TECHNOLOGICAL ASPECT OF FORMING ABNOTIVITY IN FUTURE TEACHERS-MUSICIANS
Secondary vocational education, which has preserved the national system of personnel training, is an integral part of the socio-economic and spiritual structure of the Russian society. The article reveals the priority tasks of training future musicians-teachers in the conditions of training in art colleges. Teaching staff of art colleges, studying the best practices of their colleagues, pay attention to the pedagogical innovation, which, as a science, studies, among other things, the problem of forming abnotivity in future specialists of pedagogical specialties. The characteristics of the personal-activity approach in the educational process of the College of Arts, organized in accordance with the governing documents in the field of secondary vocational education, are given. The article examines the technological aspect of the formation of abstinence among art college students, from the standpoint of methodological principles: determinism, unity of consciousness and activity, development. Traditional, innovative methods and forms of teacher work with future music teachers are described. The personal component of the future specialist is characterized (motivation, self-improvement, introspection, level of development of professional qualities). Attention is paid to pedagogical diagnostics of the level of abstinence formation in students of the College of Arts. Factors that influence the effectiveness of teachers’ use of diagnostic techniques are identified in order to determine the level of abstinence formation in students. The scientific novelty of the article lies in the disclosure of the prognostic and transformative functions of self-cultivation of abstinence among art college students. A conclusion is made about the need for college teachers to study pedagogical innovation, which will increase the efficiency of the process of forming abnotivity in modern conditions of training future musician-teachers. The materials of the article will be of interest to teachers, applicants, students, and can also be used at educational discussion platforms with the participation of teachers and future musician-teachers.
Key words:
technological aspect; formation of abnotivity; music teachers; pedagogical innovation; personal-activity approach
Список литературы
-
Александрова Е.А. Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 1. № 2. С. 41-44
-
Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. М.: Педагогика, 1982. 320 с
-
Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с
-
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Педагогика, 1984. 105 с
-
Баркова Ю.С. Введение в музыкальное миротворчество: развивающий потенциал традиционной музыки народов мира в контексте гуманистического воспитания в вузе // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 2. № 22. С. 4-18
-
Лаврова Ю.Б., Рахимбаева И.Э. Практико-ориентированная модель формирования абнотивности студентов колледжа искусств // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 1. С. 111-115. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-111-115
-
Лукьянова М.И. Готовность учителя к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды. Ульяновск: ИПК, 2004. 440 с
-
Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: УДН, 1987. 200 с
-
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и образование. 2006. № 1. С. 32-37
-
Чагина А.В., Ермакова Л.В. О некоторых организационных аспектах трудоустройства выпускников творческих специальностей // Актуальные задачи педагогики: материалы XII Международной конференции (г. Краснодар, июль 2021 г.). Краснодар: Новация, 2021. С. 38-44