Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-105-113
ЭМОЦИОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ: СМЫСЛОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Статья посвящена особенностям эмоционального воздействия музыкального искусства с точки зрения информационного подхода. Отмечен взаимодополняющий принцип многообразных подходов к осмыслению теории эмоций. Сравниваются биологическая теория эмоций П.К. Анохина, информационная теория П.В. Симонова. Сложившуюся в современной науке тенденцию интеграции точного и гуманитарного знания отражают концепции Г.А. Голицына и В.М. Петрова, А.Л. Шамиса, И.А. Евина. Принцип максимума информации Г.А. Голицына позволяет определять степень адаптированности системы к окружающей среде и уровень взаимной информации между реакциями субъекта и свойствами его окружения. В исследованиях И.А. Евина рост информационной насыщенности художественных произведений определяется как общий принцип эволюции искусства, способствующий появлению новых и сильных эмоциональных реакций. Также рассматривается близость эмоциональных процессов и слухового восприятия, их связь с временной организацией, взаимосвязь ритмики и моторики, динамичная структура воплощенной в музыке эмоции (В.В. Медушевский), роль ассоциативных связей, фундаментальные свойства эмоциональной ткани (Л.Я. Дорфман). Особое внимание уделяется органической взаимосвязи внешнего и внутреннего опыта, диалектике субъективного и объективного, получающей наиболее полное выражение в искусстве. Рассмотрены три основные источника природного эмоционального музыкального материала, а также входящая в целостный образ музыкального произведения условная, символическая эмоция. Описаны жанры, не предполагающие явного обращения к эмоциям слушателей, что, однако, не отменяет определение эмоции как обязательного для музыки смыслового начала.
Ключевые слова
эмоции; музыкальное искусство; музыкальные эмоции; синергетика; принцип максимума информации; эмоциональная ткань; ритмика; моторика; певческие эмоции; речевые эмоции; ассоциации
THE EMOTIONAL IMPACT OF MUSIC ON A STUDENT’S PERSONALITY: SEMANTIC AND INFORMATIONAL ASPECTS
The article is devoted to the peculiarities of the emotional impact of musical art from the point of view of the information approach. The complementary principle of multi-figurative approaches to understanding the theory of emotions is noted. The biological theory of emotions by P.K. Anokhin and the information theory by P.V. Simonov are compared. The trend of the integration of exact and humanitarian knowledge in modern science is reflected in the concepts of G.A. Golitsyn and V.M. Petrov, A.L. Shamis, I.A. Evin. G.A. Golitsyn’s principle of maximum information makes it possible to determine the degree of the adaptation of the system to the environment and the level of mutual information between the reactions of the subject and the properties of their environment. In I.A. Evin’s research the growth of information saturation of artistic works is defined as a general principle of the evolution of art, contributing to the emergence of new and strong emotional reactions. The proximity of emotional processes and auditory perception, their connection with temporal organization, the relationship between rhythm and motor skills, and the dynamic structure of emotion embodied in music are also considered (V.V. Medushevsky), the role of associative connections, the fundamental properties of emotional tissue (L.J. Dorfman). Special attention is paid to the organic interrelation of external and internal experience, the dialectic of the subjective and objective, which receives its fullest expression in art. Three main sources of natural emotional musical material are considered, as well as a conditional, symbolic emotion included in the central image of a musical work. Genres are described that do not involve explicit appeal to the emotions of listeners, which, however, does not change the definition of emotion as a mandatory semantic principle for music.
Key words:
emotions; musical art; musical emotions; synergetics; the principle of maximum information; emotional tissue; rhythm; motor skills; singing emotions; speech emotions; associations
Список литературы
-
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл; «Per Se», 2000. 685 с
-
Голицын Г.А., Петров В.М. Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход). М.: КомКнига, 2005. 272 с
-
Дорфман Л.Я. От неклассической к метаиндивидуальной психологии искусства // Эстетика: информационный подход / Ред. Ю. С. Зубов, В. М. Петров. М.: Смысл, 1998. С. 158-189
-
Евин И.А. Искусство и синергетика. М.: Едиториал УРСС, 2004. 164 с
-
Казанцева Л.П. «Музыка - это стенография чувств?» // Композитор и фольклор: Взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования: Материалы всероссийской научно-практической конференции (19-22 октября 2005 года) / Отв. ред. Скрынникова О.А. Воронеж: ВГАИ, 2005. С. 19-27
-
Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с
-
Минаев Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 2000. 51 с
-
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с
-
Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Издательство «Лань», 2000. 320 с
-
Шамис А.Л. Пути моделирования мышления: Активные синергические нейронные сети, мышление и творчество, формальные модели поведения и «распознавания с пониманием». М.: КомКнига, 2006. 336 с