Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 37.033
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-127-136
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье рассматриваются мнения зарубежных и отечественных авторов об экологических знаниях и компонентах экологической культуры. По мнению автора, ключевым фактором, воздействующим на уровень экологической культуры, являются экологические знания. Для получения знаний человеку на помощь приходят формальное и неформальное образование, а также семья в рамках информального образования. Предполагается, что деятельность без знаний невозможна, поэтому роль образования остается актуальной и незаменимой, а именно роль цифрового образования и различных инновационных технологий. Автором было предложено использовать учебно-методический комплекс «Экологический рекламный проект» для увеличения экологических знаний студентов технических специальностей средствами иностранного языка на факультативной основе. Автор провел опрос среди студентов технического вуза с целью определения уровня экологических знаний и уровня экологической культуры, далее было проведено сравнение данных показателей и их взаимосвязь. В статье отмечается, что природоохранная деятельность не зависит от экологических знаний и сознания напрямую, а лишь в совокупности с индивидуальными психологическими особенностями студента и в определенной обстановке. Трудности, возникающие на пути к мотивации природоохраной деятельности студентов технического вуза на первый взгляд тривиальны - лень и отсутствие свободного времени, хотя скорее всего это недостаточно четко сформированные экологические привычки и установки. При этом общий уровень экологической культуры либо слишком высокий, либо чрезмерно низкий, средний уровень, в свою очередь, не так ярко выражен. Скорее всего, причины подобных расхождений нужно искать в семье и недостаточном освещении экологических проблем, связанных с окружающей средой.
Ключевые слова
факторы; экологические знания; экологическое сознание; природоохранная деятельность; экологическая культура; информационные технологии; цифровая образовательная среда
ECOLOGICAL KNOWLEDGE AS A KEY FACTOR IN EDUCATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
The article discusses the opinions of foreign and domestic authors about environmental knowledge and components of environmental culture. According to the author, the key factor influencing the level of environmental culture is environmental knowledge. To gain knowledge, formal and informal education, as well as the family within the framework of informal education, come to the aid of a person. It is assumed that activity without knowledge is impossible, therefore the role of education remains relevant and irreplaceable, namely the role in digital education and various innovative technologies. The author proposed to use the educational and methodological complex “Ecological Advertising Project” to increase the environmental knowledge of technical students using a foreign language on an optional basis. The author conducted a survey among students of a technical university in order to determine the level of environmental knowledge and the level of environmental culture, then a comparison of these indicators and their relationship was carried out. The article notes that environmental activities do not directly depend on environmental knowledge and consciousness, but only in conjunction with the individual psychological characteristics of the student and in a certain setting. The difficulties that arise on the way to motivating the environmental activities of technical university students are at first glance trivial - laziness and lack of free time, although most likely these are not clearly formed environmental habits and attitudes. At the same time, the general level of environmental culture is either too high or too low; the average level, in turn, is not so pronounced. Most likely, the reasons for such discrepancies should be sought in the family and insufficient coverage of environmental problems related to the environment.
Key words:
factors; environmental knowledge; environmental consciousness; environmental activities; environmental culture; information technology; digital educational environment
Список литературы
-
Акрамов М.Р. Экологическое сознание как предмет психологического исследования // Научная платформа: дискуссия и полемика: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Кемерово, 30 октября 2020 года. Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский научный центр», 2020. С. 30-32
-
Андрюхина Л.М., Фадеева Н.Ю., Де Негри Ж. Развитие экологической культуры студентов в процессе межкультурной коммуникации на иностранном языке // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 47-74. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-47-74
-
Батыров А., Атаева М. Особенности изучения экологии // CETERIS PARIBUS. 2023. № 1. С. 76-78
-
Бахмутская Ю.А. Формирование экологической культуры студентов средствами иностранного языка в неязыковом вузе // Аграрная наука - сельскому хозяйству. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 3 книгах. Книга 1. Барнаул: Алтайский государственный аграрный университет, 2017. С. 49-51
-
Васильева В.Н., Торгунакова М.А. Современное экологическое сознание: пути и средства формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10, № 3. С. 132-142
-
Гегер А.Э., Гегер С.А. Факторы экоактивизма в России // Петербургская социология сегодня. 2018. № 10. С. 65-76
-
Гомбоева Л.В. Гуманистическая формула развития личности и экологическая этика // Экологическая этика и образование для устойчивого развития. Материалы Байкальск. Междунар. конф. ЮНЕСКО. Улан-Удэ: Вост.-Сиб. гос. технол. ун-т, 2006. С. 39-44
-
Гришаева Ю.М., Гагарин А.В., Митрофанова Т.Л. Экологическое образование личности в условиях цифровой дидактики // Педагогическое образование и наука. 2021. № 3. С. 16-26
-
Громов Е.В. Факторы формирования экологической культуры // NovaUm.Ru. 2020. № 27. С. 22-24
-
Гулько Е. Ю. Экологически ориентированное поведение: факторы становления // Философия и социальные науки. 2016. № 2. С. 42-45
-
Захарова В.А. Высшее образование в системе развития экологического поведения российской молодежи // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 10, № 3. С. 128-137. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.10
-
Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: дисс. … д-ра пед наук. Тюмень, 1999. 388 с
-
Костин И.А. Формирование экологической культуры населения // Наука и образование: прошлое, настоящее и будущее / Сборник статей III межвузовской студенческой конференции. Т. 2. Воронеж: Филиал РГУПСвг. Воронеж, 2021. С. 14-17
-
Крюкова О.А. Формирование экологической культуры студентов средствами иностранного языка в Алтайском ГАУ // Аграрная наука - сельскому хозяйству. Сборник материалов XIV Международной научно-практическая конференции. Том 1. Барнаул: Алтайский государственный аграрный университет, 2019. С. 20-21
-
Лукашевич О.А. Экологическая подготовка курсантов в военном вузе // Высшее образование сегодня. 2008. № 2. С. 43-45
-
Марар О.И. Экологическая культура в современном российском обществе: дисс. … д-ра соц. наук. М., 2012. 320 с
-
Пупкова Ю. В. Социально-экономические факторы экологического поведения населения региона // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 6 (59). С. 67-72
-
Розенберг А.Г., Кудинова Г.Э. Обзор моделей экологического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 3 (16). С. 176-180
-
Серкова Н.В., Калашникова Т.В. Лояльность персонала в контексте взаимодействия личности и среды // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. № 7. С. 80-84
-
Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы // Крымский научный вестник. 2015. № 4-2. С. 242-248
-
Тимофеева Е.В. Воспитание экологической культуры студентов в процессе обучения иностранному языку // Аграрная наука - сельскому хозяйству. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Том 1. Барнаул: Алтайский государственный аграрный университет, 2017. С. 102-104
-
Топанова Г.Т., Длимбетова Г.К., Абенова С.У. Психологические аспекты поведения личности с точки зрения устойчивого развития // Идеи устойчивого развития в истории, культуре, образовании. Москва: «Перо», 2021. С. 123-146
-
Ульянова Н.В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 6. С. 57-61
-
Халий И.А. Экологическое сознание населения современной России // История и современность. 2015. № 1 (21). С. 189-205
-
Чалова О.А. Экологический рекламный проект: В 4-х частях. Москва: ООО «Издательство “Спутник+”», 2023a
-
Чалова О.А. Формирование экологической культуры студентов средствами иностранного языка в условиях цифровой трансформации образования // Перспективы науки. 2023b. № 11(170). С. 389-393
-
Hoff E.-H. Arbeit, Freizeit und Persönlichkeit. Bern: Huber, 1986
-
Poferl A., Schilling K., Brand K.-W. Umweltbewußtsein und Alltagshandeln. Eine empirische Untersuchung sozial-kultureller Orientierungen. Opladen: Leske und Budrich, 1997
-
Turner R.H. Rollenübernahme: Prozeß versus Konformität // Auwärter M., Kirsch E., Schroter K. (Hrsg.). Seminar: Kommunikation, Interaktion, Identität. Frankfurt: Suhrkamp, 1976