Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (65) (2024)
УДК 37.013
DOI 10.24888/2073-8439-2024-65-1-137-145
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье представлен комплекс педагогических условий профессионального развития педагогов на уровне образовательной организации, который включает: организацию процесса профессионального развития педагогов образовательного учреждения на основе корпоративного подхода с ориентацией на изменения во внешней среде; использование в единстве формального, неформального и информального образования при проектировании процесса профессионального развития педагогов, согласованного с их интересами и стратегией развития образовательного учреждения; Формирование системы стимулирования педагогов, способствующей актуализации инновационной педагогической деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности образовательного учреждения и достижение более высокого качества образования. Корпоративный подход в профессиональном развитии педагогов образовательного учреждения наиболее отвечает его особенностям, так как позволяет создавать новые модели профессионального развития, ориентированные на повышение качества образовательной деятельности и конкурентоспособности образовательной организации с учетом ее ресурсного потенциала и стратегического планирования. Корпоративное обучение необходимо проектировать в русле стратегического развития образовательного учреждения. Единство формального, неформального и информального образования при проектировании процесса профессионального развития педагогов обеспечивается созданием педагогических мастерских, которые представляют собой форму организации самообразовательной деятельности педагогов. В образовательном учреждении можно организовать ряд педагогических мастерских, каждая из которых будет разрабатывать собственный проект или несколько. Также педагогические мастерские могут заниматься различными аспектами данной проблемы, в этом случае каждый отдельный проект будет решать одну из задач общей проблемы. Процесс профессионального развития педагогов должен учитывать мотив самоутверждения, который в иерархии мотивов занимает самое высокое место. Стремление к самоутверждению выступает побудительным фактором к получению более высокого статуса, признанию и уважению, и в конечном счете - саморазвитию.
Ключевые слова
профессиональное развитие; корпоративный подход; педагогическая мастерская
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION
The article presents a set of pedagogical conditions for the professional development of teachers at the level of an educational organization, which includes: the organization of the process of teachers’ professional development of an educational institution based on a corporate approach with a focus on changes in the external environment; the use of formal, non-formal and informal education in unity when designing the process of teachers’ professional developmen, consistent with their interests and the development strategy of an educational institution; the formation of a system of incentives for teachers, contributing to the actualization of innovative pedagogical activities aimed at increasing the competitiveness of an educational institution and achieving a higher quality of education. The corporate approach in the professional development of teachers of an educational institution is most consistent with its characteristics, as it allows you to create new models of professional development focused on improving the quality of educational activities and the competitiveness of an educational organization, taking into account its resource potential and strategic planning. Corporate training must be designed in line with the strategic development of an educational institution. The unity of formal, non-formal and informal education in designing the process of professional development of teachers is ensured by the creation of pedagogical workshops, which are a form of organization of self-educational activities of teachers. In an educational institution, you can organize a number of pedagogical workshops, each of which will develop its own project or several. Also, teachers can skilfully deal with various aspects of this problem, in this case, each individual project will solve one of the tasks of the general problem. The process of professional development of teachers should take into account the motive of self-affirmation, which occupies the highest place in the hierarchy of motives. The desire for self-assertion acts as an incentive factor for obtaining a higher status, recognition and respect, and, ultimately, self-development.
Key words:
professional development; corporate approach; pedagogical workshop
Список литературы
-
Авво Б.В. Управление компетенциями в условиях образовательного учреждения // Зарубежный опыт повышения квалификации учителей: сб. ст. СПб., 2005. С. 43-52
-
Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. 183 с
-
Захарова Л.Н. Психология управления. М.: Логос, 2020. 376 с
-
Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 122-127
-
Рагожина О.А. Педагогическая мастерская как модель повышения профессиональной компетентности педагогов в негосударственной образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 95-96
-
Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. 274 с