Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Шевченко О. И., Кошелева А. О., Кошелева Е. А.. Психолого-педагогические условия развития исследовательских способностей студентов вузов
Авторы статьи рассматривают процесс развития исследовательских способностей студентов вузов в русле проблемы подготовки квалифицированных инженерных кадров. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию развития теории и практики подготовки специалистов в инновационных условиях высшей школы. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, соискателей. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.
The authors consider development process of students' research abilities of Institutes of Higher Education as a training problem of skilled engineer personnel. The article takes into consideration modern requirements to development improvement of theory and practice specialists training provided by Institutes of Higher Education in innovative conditions. The article is of interest to the teaching staff, post-graduate students, competitors. The article material may be used when carrying out scientific and pedagogical seminars at institutes.
Мальцева В. А.. ЭТНОАРТОБЪЕКТЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИСТОЧНИК КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»
Поиск новой парадигмы развития культуры, рост национального самосознания русского народа породили интерес к проблемам этнографии как в государственных масштабах, так и на региональном уровне. Липецкая область является продолжателем и хранителем культурных традиций этноса Центрально-Черноземного региона России. Этнокультурные особенности населения этой зоны наиболее ярко проявились в его традиционной материальной культуре, представленной комплексными и единичными этноартобъектами. Включение этноартобъектов в образовательный процесс высшей школы способствует активизации креативной деятельности будущих специалистов в области дизайна и народной художественной культуры
The search of a new paradigm of the culture development, the growth of Russian people national consciousness caused the interest to the problems of ethnography as on a state scale as on a local level. Lipetsk region is a continuer and keeper of ethnos cultural traditions of Central-Black Earth region of Russia. Ethnocultural peculiarities of this zone population showed brightly in its traditional material culture, represented by integrated and single ethnoartobjects. Implementation of the ethnoartobjects in the educational process of high school promotes the activization of future specialists creative activity in the sphere of design and folk art.
Емельянова И. Д.. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ РАЗНЫХ ВИДОВ
В настоящее время проблема речевого развития дошкольников продолжает оставаться актуальной. В связи с этим в данной статье рассматривается процесс развития языковой способности, лежащей в основе становления речи. Данный процесс разворачивается под влиянием внешних факторов. Это дает основание проанализировать категорию «пространство» и процесс осуществления педагогических воздействий на развитие языковой способности в пространстве ДОУ разных видов.
The problem of speech development in preschool children continues to be relevant. Therefore, this article examines the development of language abilities underlying the emergence of speech. This process takes place under the influence of external factors. It provides a basis to analyze the «space» category and the implementation of pedagogical influences on the development of language ability in the space of different kinds pre-school educational institutions.
Дендебер И. А., Дюжакова М. В.. Адаптация обучающихся к творческой деятельности: теоретический аспект и практика реализации
Статья посвящена проблеме целенаправленной организации процесса творческой деятельности учащихся в образовательном процессе как средней школы, так и вуза. В основу организации творческой деятельности заложена идея включения в ее структуру этапа творческой адаптации учащихся к образовательной (творческой) среде образовательного учреждения. Причем этап интеллектуальной адаптации рассматривается с позиции процессуальности; факторов влияния; учета опыта как российской, так и зарубежной школ, в частности, опыта школ Америки. В статье также отражен фрагмент опыта организации процесса творческой деятельности с учетом обозначенных позиций.
The article is devoted to the organization of creative activity process in educational institute, both middle school and institute of higher education. The organization of the creative activity is based on the idea of including the adaptation as the necessary stage in the structure of students' creative activity. The stage of intellectual adaptation is analyzing from the positions of processual; influencing factors; taking into account Russian and foreign experience, the USA in particular, in the sphere of organizing creative activity. The article reveals the fragment of authors' experience of organizing the process of creative activity from the mentioned positions.
Локтева А. В.. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ
Статья посвящена изучению особенностей формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте. Дается краткий обзор подходов к исследованию факторов алкогольной зависимости. Представлены описания клинико-эпидемиологических аспектов формирования алкогольной зависимости у подростков. Обоснована необходимость изучения проблемы формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
The present article is devoted to the study of the peculiarities of alcohol dependence formation in adolescence. A brief overview of the approaches to the study of alcohol dependence factors is given. The descriptions of clinical and epidemiological aspects are presented. The necessity of study of the problems of alcohol dependence formation in adolescence is theoretically substantiated.
Курдюкова Н. А., Евсикова Г. Н.. УСПЕШНОСТЬ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
В статье рассматривается современное состояние проблемы социальной успешности молодёжи. Авторы анализируют результаты проведённого социально-психологического исследования, позволившего оценить уровни развития успешности личности на выборке молодых учёных. В статье обсуждаются личностные особенности молодых учёных, их научный потенциал как средство достижения социального успеха.
The modern problem state of the social success of the youth is considered in the article. The authors analyze the results of the conducted social and psychological investigation, allowed to appraise the levels of the success development of the personality selecting the young scientists. The personal peculiarities of young scientists, their potential as a mean to the achievement of the social progress are discussed in the article.
Татарко А. Н.. Социальный капитал и экономические представления российских и китайских студентов
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
The results of cross-cultural research of correlation of the social capital and economic representations by the Russian (N=150) and Chineses (N=105) are presented. We found, that the social capital and economic representations of Russian and Chineses are different. Next, in both ethnic groups the social capital is positively related to "productive" economic representations and the most part of correlations are similar; however, are exists also a cultural specificity.
Чижова А. И.. Динамика психопатологического статуса больных с соматоформными расстройствами в результате психологической коррекции отношения к болезни
В данной статье рассматриваются и исследуются содержательные характеристики соматоформных расстройств. Рассматривается проблема выделения данной группы расстройств в самостоятельную нозологическую единицу. На основе экспериментально-психологического исследования выявлена свойственная соматоформным расстройствам психопатологическая симптоматика. Также описывается изменение данной симптоматики в результате применения психологической коррекции в процессе лечения
In the article we consider and study substantive characteristics of somatoform disorders. The problem of independence and marking of nosologic unit is examined. Revealed psychopathological symptomatology are based on experimental and psychological research. Also, we describe a dynamics of this symptomatology in the issue of psychological correction during the therapy.
Столярова Е. П., Киселёва Е. В.. ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
В статье представлены результаты экспериментального изучения интегративного подхода в организации видов педагогического контроля в современном образовательном процессе высшей школы, предполагающего широкое использование методов проблемного обучения в условиях сотрудничества всех субъектов обучения и усиливающего учебно-познавательную направленность профессиональной подготовки студентов.
The paper presents experimental results on an integrated approach in the organization of teacher control in the modern educational process of higher education, implying the use of problem-based learning methods for pedagogical sport disciplines in terms of cooperation of all stakeholders of education and training and reinforcing cognitive orientation training of students.
Грекова Е. Н.. Специфика взаимосвязи темперамента и эмоционального интеллекта у детей младшего подросткового возраста
В работе сопоставлялись уровни эмоционального интеллекта младших подростков с типом их темперамента. Использовались тест Я. Стреляу для оценки формально-динамических характеристик поведения и видеотест эмоционального интеллекта В.В. Овсянниковой-Д.В. Люсина. Испытуемыми являлись 68 младших школьников (11-13 лет): 33 мальчика и 35 девочек. Показано, что в этом возрасте нет связей между базисными чертами темперамента и эмоциональным интеллектом. Девочки имеют более высокое значение эмоционального интеллекта, настойчивости, эмоциональной реактивности и обладают менее выраженной выносливостью
In the article the teenagers' emotional intelligence and temperament were compared. Strelau's test and emotional intelligence videotest of Ovsjannikova-Lusin were used. 68 teenagers (11-13 yr) were participants, 33 boys and 35 girls. It was shown, that there are no any connections between the emotional intelligence and temperament at this age. Girls have more scores of emotional intelligence, persistence, emotional reactivity and less scores of endurance.
Алексеева Е. Е.. СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье предложена пятифакторная структура основных свойств нервной системы студентов психолого-педагогических специальностей. Сила и устойчивость рассматриваются как базис для формирования темпераментальных свойств «эргичность» и «эмоциональность». Представлены доказательства того, что типологические свойства студентов не имеют пересечений нейродинамического и темпераментального уровней.
The paper presents five factor system of basic properties of the nervous system of the students of psycho-pedagogical professions. Strength and balance are considered as the basis for development of temperamental traits of ergonicity and emotionality. The study provides evidence that typological characteristics of the students have no intersections of neurodynamic and temperamental levels.
Парфенов Ю. А.. специфика потребностной сферы подростков с отклоняющимся поведением
Рассматривается соотношение ценностных ориентаций и отклоняющегося поведения подростков. Показано, что потребностно-мотивационная сфера, непродуктивные ценностные ориентации, а также склонность к асоциальным формам поведения в межличностных отношениях оказывают существенное влияние на формирование отклоняющегося (зависимого) поведения у подростков, что необходимо учитывать при коррекции нездорового поведения.
The parity of value orientations and deviant behavior of adolescents is considered. It is shown that the need and motivational sphere, unproductive value orientations, and also inclination to asocialforms ofbehavior in interpersonal relations make essential impact on formation of deviant (dependent) behavior at adolescents that should betaken into account at correction of unhealthy behavior.
Карташова В. Н.. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
рассматривается проблема снижения уровня речевой культуры будущего учителя, что недопустимо в условиях современного общества. Решение проблемы формирования речевой культуры на родном языке будущего специалиста видится в процессе изучения иностранного языка.
In the article is considered the problem of decrease in level of speech culture of the future teacher. Тhat is inadmissible in the conditions of a modern society. The solution of a problem of formation of speech culture in a native language of the future teacher sees in the course of learning of foreign language.
Пронина А. Н.. Педагогическое обеспечение целостности социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома
В статье автор представил технологию, включающую содержание, этапы, методы и приёмы, направленные на обеспечение целостности социализации-индивидуализации личности детей-сирот. Данная технология учитывает специфику социализации-индивидуализации личности детей дошкольного возраста без семьи и предполагает психолого-педагогическую работу по смягчению и коррекции последствий депривации.
In article the author has presented the technology including the maintenance, stages, methods and the receptions directed on maintenance of integrity of socialization-individualization of the person of children-orphans. The given technology considers specificity of socialization-individualization of the person of children of preschool age without a family and assumes psihologo-pedagogical work on softening and correction of consequences of deprivation.
Казарян Г.С.. Социальное партнерство как основа проектирования профессионально ориентированной образовательной среды при подготовке менеджеров в сфере туризма
В статье раскрываются особенности проектирования профессионально ориентированной образовательной среды при подготовке менеджеров в сфере туризма на основе организации социального партнерства вуза и бизнес-сообщества как необходимого условия профессионального становления будущего специалиста.
In article features of designing of professionally focused educational environment reveal by preparation of managers in sphere of tourism on the basis of the organization of social partnership of high school and business community as necessary condition of professional formation of the future expert.
Булгакова О. С.. ПОСТСТРЕССОРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ МЕТОДОМ «УСТАНОВКА ПОЗИТИВНОЙ ДОМИНАНТЫ»
В статье дается описание и показана эффективность нового метода коррекции постстрессорных психогенных и психосоматических расстройств у мужчин.
In clause the description is given and the efficiency of new methods of correction poststress psychological and psychosomatic dysfunction at men is shown
Лелекова Е. А.. Психолого-педагогические предпосылки обучения персонала телекоммуникационных компаний в процессе повышения квалификации
В статье устанавливается соотношение между эффективностью обучения операторов телекоммуникационной связи и его организацией в процессе повышения квалификации; выявляются подходы и принципы обучения персонала; уточняются причины отсева обучающихся; конкретизируются цель и задачи профессионального обучения.
In the article the correlation between learning efficiency of operators of telecommunication ties and its organization in the course of improvement of professional skill is established; approaches and principles of training of the staff are identified; the reasons of elimination of the trained are specified; the purpose and tasks of skills training are concretized.
Ларских З. П.. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются психолого-дидактические проблемы, связанные с использованием компьютерных игровых программ, указываются особенности организации работы с ними как средством обучения и развития детей старшего дошкольного возраста, стимулирующим расширение горизонта личности.
In article the psycho-didactic problems connected with use of computer game programs are considered, features of the organization of work with them as a tutorial and developments of children of the senior preschool age, stimulating expansion of prospects of horizon of the person are specified.
Япарова О. Г.. Исследование тревожности приемных и кровных родителей
Работа посвящена описанию особенностей эмоционального состояния кровных и приемных родителей. Приемные родители были разбиты на подгруппы эффективных и неэффективных. Показано, что наиболее тревожными оказались кровные и неэффективные приемные родители.
The article is devoted to the description of the emotional status peculiarities of the blood parents and adoptive ones. Adoptive parents were divided to two groups pf effective and non-effective parents. It was shown that non-effective parents and blood ones have the highest scores of the anxiety.
Стёпочкина Е. А.. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования
Статья посвящена принципам гражданско-патриотического воспитания, основанного на использовании исторического опыта кадетского образования. В статье уточнены такие понятия, как «кадетское воспитание» и «патриотизм», уделено внимание рассмотрению условий гражданско-патриотического воспитания.
The article is devoted to the principles of civil-patriotic upbringing that is based on the use of historical experience of cadet education. The notions cadet upbringing and patriotism are specified in the article and the great attention is paid to the conditions of civil-patriotic upbringing.