Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Родионова И.В.. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

В статье рассматривается актуальная тема поликультурной компетентности преподавателей через развитие коммуникативно-поведенческого компонента. Коммуникативное поведение, по мнению автора, всегда представляло интерес для исследователей. Подчеркивая принадлежность преподавателей к коммуникативной группе, автор называет одну из основных задач в системе дополнительного профессионального образования - формирование потребности в культурной идентификации. Целью исследования является коммуникативно-поведенческий компонент в совокупности с основными характеристиками, развитие которых обусловлено одновременно дефицитом знаний преподавателей вузов по вопросам организации педагогической деятельности в ситуации поликультурного образования и реализации идей поликультурности, необходимостью повышения уровня эмоциональной культуры и культуры коммуникативного поведения, готовностью и способностью преподавателей воспринимать и понимать собственные эмоции и эмоции других людей, уважать чувства других людей, успешно устанавливать контакты и осуществлять межкультурную коммуникацию на вербальном и невербальном уровнях. Субъекты педагогического общества - преподаватели должны обладать высоким уровнем поведенческой культуры, основанной на нормах нравственности, эстетической культуры, этики и правилах. На примере внедрения в процесс обучения курсов повышения квалификации программы «Формирование поликультурной компетентности преподавателей высшей школы» на базе Ставропольского государственного медицинского университета» показан следующий результат: после прохождения курсов слушатели демонстрируют более эффективные способы взаимодействия в различных ситуациях, интерес к межкультурному взаимодействию и понимание национальных особенностей представителей различных культур. В статье подчеркивается значимость реализации комплекса организационно-управленческих, учебно-методических и психолого-педагогических условий в процессе учебной деятельности слушателей-преподавателей вуза.
The article examines the current topic of multicultural competence of teachers through the development of the communicative and behavioral component. Communicative behavior, according to the author, has always been of interest to researchers. Emphasizing the belonging of teachers to the communicative group, one of the main tasks in the system of additional professional education is called - the formation of the need for cultural identification. Subjects of the pedagogical society - teachers must have a high level of behavioral culture based on moral norms, aesthetic culture, ethics and rules. The purpose of the study is the communicative-behavioral component in conjunction with the main characteristics, the development of which is due simultaneously to the lack of knowledge among university teachers on the organization of pedagogical activities in a situation of multicultural education and the implementation of multicultural ideas, the need to increase the level of emotional culture and culture of communicative behavior, the willingness and ability of teachers to perceive and understand their own emotions and the emotions of other people, respect the feelings of others, successfully establish contacts and carry out intercultural communication on the verbal and non-verbal levels. The article emphasizes the importance and implementation of a complex of organizational and managerial, educational and methodological, psychological and pedagogical conditions in the process of educational activities of students - university teachers. Subjects of the pedagogical society - teachers must have a high level of behavioral culture based on moral norms, aesthetic culture, ethics and rules. Based on the example of the introduction into the learning process of advanced training courses of the program “Formation of multicultural competence of higher school teachers” on the basis of the Stavropol State Medical University”, the result is shown that after completing the courses, students demonstrate more effective ways of interacting in various situations, interest in intercultural interaction and understanding of national characteristics of representatives of different cultures. This result is achieved through the inclusion in training of such complementary research methods as organizational, theoretical, general psychological, problem-search and active gaming technologies and trainings, through which attention was focused on the formation of motivation for intercultural interaction of the individual, on the development of productive thinking. The article emphasizes the importance of implementing a complex of organizational, managerial, educational, methodological and psychological-pedagogical conditions in the process of educational activities of students-university teachers.

Александрова Т.В.. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ И РЕБЕНКЕ ПРИ ДЕВИАНТНОМ МАТЕРИНСТВЕ

Статья раскрывает особенности представлений о семье и ребенке у женщин при девиантном материнстве. Уникальным в работе является изучение представлений о семье, ребенке и материнстве у женщин, имеющих детей и отбывающих наказание в пенитенциарном учреждении. Основным методом исследования явился контент-анализ ассоциаций к словам «семья», «ребенок», «мама». Автором выделены категории слов-ассоциаций, раскрывающих специфику представлений о семье у респондентов. В статье дается описание категорий, раскрываются особенности восприятия материнства и семьи. Состав семьи представлен ближайшими родственниками: детьми, родителями, супругами. Психические состояния респондентов стенические, личностно-обусловленные, гуманитарные, эмоциональные. Основные эмоции и переживания респондентов носят позитивный характер. Негативные переживания связаны с чувством вины и дистантным материнством, а также опытом деструктивных отношений в собственной семье. Диапазон негативных переживаний больше, чем позитивных. В статье показано восприятие респондентов матери, обладающей позитивными характеристиками, такими как нежность, доброта, уверенность. «Мама» проявляет заботу и ответственность. Взаимодействие матери с ребенком носит эмоциональный характер; диапазон конкретных действий в отношении ребенка небольшой. Выявлена направленность (в идеально плане) на конструктивные, благоприятные внутрисемейные отношения. При этом практическая ориентация на создание и поддержание таких отношений выражена слабо. Деятельностный компонент материнства обеднен. Ребенок матерями инфантилизируется. Ребенок требует участия матери в области воспитания, обучения, проявления заботы, опеки. Психолого-педагогическое сопровождение матерей, повышение их педагогической компетентности видится необходимым для решения трудностей девиантного материнства.
The article reveals the peculiarities of women's ideas about family and children in deviant motherhood. The unique is the study of ideas about family, children and motherhood among women who have children and are serving sentences in a penitentiary institution. The main research method was content analysis of associations to the words “family”, “child”, “mother”. The author identifies categories of association words that reveal specifics of respondents’ ideas about family. The article describes the categories and reveals the peculiarities of the perception of motherhood and family. The composition of the family is represented by the closest relatives: children, parents, spouses. The respondents' mental states are sthenic, personality-driven, humanitarian, and emotional. The main emotions and experiences of respondents are positive. Negative experiences are associated mainly with the feelings of guilt and distant motherhood, as well as the experience of destructive relationships in their own family. The range of negative experiences is greater than the positive ones. The article shows the respondents' perception of a mother with positive characteristics such as tenderness, kindness, and confidence. “Mom” shows care and responsibility. The interaction between mother and child is emotional; the range of specific actions in relation to the child is small. The focus (in ideal terms) on constructive, favorable family relationships has been revealed. At the same time, the practical orientation towards creating and maintaining such relationships is weakly expressed. The activity component of motherhood is impoverished. The child is infantilized by their mothers. A mother's responsibility to her child is a necessary characteristic for her. Psychological and pedagogical support for such mothers, as well we increasing their pedagogical competence, are seen crucial to solve the difficulties of deviant motherhood.

Ефимова В.Л.. РОЛЬ ВЕСТИБУЛЯРНОГО СЛУХА В ВОСПРИЯТИИ РЕЧИ (ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

В статье представлен обзор зарубежных исследований, посвященных участию вестибулярной системы в восприятии речи. Хотя долгое время считалось, что вестибулярная система вовлечена только в управление балансом и моторикой, появляется все больше данных о том, что она участвует в когнитивных процессах, таких как память, внимание, речь. Не вызывает сомнения тот факт, что слуховое восприятие необходимо для восприятия речи. Периферические отделы вестибулярного и слухового анализаторов анатомически тесно связаны. Но исследований о том, как вестибулярные органы влияют на слуховое восприятие, недостаточно. Эволюционно вестибулярный аппарат появился у животных значительно раньше, чем периферические органы слуха. Вестибулярный аппарат человека состоит из пяти парных отделов: трех полукружных каналов и двух отолитовых органов: утрикулюса (маточки) и саккулюса (мешочка). В процессе эволюции максимальным изменениям подверглись полукружные каналы человека и других млекопитающих. Способность регистрировать аудиторную информацию сохранилась только у одного из отделов вестибулярного аппарата - саккулюса. Вестибулярный (саккулярный) слух позволяет регистрировать низкочастотные звуки в диапазоне от 100 до 1000 Гц. Это помогает распознаванию речи, так как указанный частотный диапазон связан с восприятием интонации, границ слов, ударения. Саккулярный слух также помогает воспринимать речь в шуме. Данные о роли вестибулярного аппарата в восприятии речи полезны для всех специалистов, занимающихся речью. Способность саккулюса реагировать на звук используется для проведения инструментальной диагностики вестибулярной системы - цервикальных вестибулярных миогенных вызванных потенциалов (цВМВП).
The article presents a review of foreign studies on the participation of the vestibular system in speech perception. Although for a long time it was believed that the vestibular system is involved only in the management of balance and motor skills, there is increasing evidence that it is involved in cognitive processes such as memory, attention, and speech. There is no doubt that auditory perception is necessary for speech perception. The peripheral parts of the vestibular and auditory analyzers are anatomically closely related. But there is not enough research on how vestibular organs affect auditory perception. Evolutionarily, the vestibular apparatus appeared in animals much earlier than the peripheral hearing organs. The human vestibular apparatus consists of five paired sections: three semicircular canals and two otolith organs - the utriculus and sacculus. In the process of evolution, the semicircular canals of humans and other mammals underwent maximum changes. The ability to register auditory information was preserved only in one of the parts of the vestibular apparatus - sacculus. Vestibular (saccular) hearing allows us to register low-frequency sounds in the range from 100 to 1000 Hz. This helps speech perception, as this frequency range is associated with the perception of intonation and other prosodic components of the utterance. Saccular hearing also helps speech perception in noise. Data on the role of the vestibular apparatus in speech perception are useful for all speech and language specialists. The ability of the sacculus to respond to sound is used for instrumental diagnostics of the vestibular system - cervical vestibular myogenic evoked potentials (cVEMP).

Железняк Н.Е.. КИНОФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ТЕРАПИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ

Статья посвящена использованию кинофильма как психотерапевтического инструмента в коррекции психоэмоциональных состояний студентов и молодежи. Ее основная цель - продемонстрировать ценность и пригодность использования кинофильмов в терапевтическом процессе. Были проанализированы средства воздействия, которые кинофильм может оказывать на зрителя. Сделана попытка анализа понятия «фильмотерапия», и уточнен перечень его компонентов, проанализированы исторические основы возникновения метода. В статье дается обобщающий обзор доступных результатов исследований по применению кинофильмов в терапевтической практике, отраженных в публикациях российских и зарубежных авторов. Проведен концептуальный и дефиниционный анализ данного феномена, представлены наиболее популярные взгляды на него. Рассмотрены психологические механизмы воздействия кинофильмов на зрителя, такие как катарсис, идентификация с героем. Выделены основные этапы фильмотерапевтического процесса. Показано, что психологическая работа с использованием произведений киноискусства может помочь молодым людям справиться с жизненными трудностями, развить новые позитивные личностные качества, повысить толерантность, эмпатию и предложить новые способы осмысления конкретных проблем, а также принести пользу в обучении. Инструментарий фильмотерапевтической работы достаточно широк и может применяться в различных ситуациях. Выделены наиболее неразработанные и дискуссионные стороны психологической работы при помощи кино, такие как отсутствие стандартизированных и достаточно апробированных материалов для работы, что требует дальнейших исследований. Путем анализа доступных материалов было установлено, что кинофильмы являются все более популярным и эффективным методом терапии психоэмоциональных состояний в России и мире. Результаты проведенных к настоящему времени исследований указывают на то, что использование кинообразов в психологической практике, а также на обучающих мероприятиях дает положительные психотерапевтические эффекты.
The article is devoted to the use of cinema as a psychotherapeutic tool in the correction of mental and emotional states of students and youth. Its main purpose is to demonstrate the value and suitability of using motion pictures in the therapeutic process. The means of influence that a film can have on the viewer were analyzed. An attempt is made to analyze the concept of “film therapy” and the list of its components is clarified, the theoretical foundations of the method are analyzed, the main approaches are selected, the most expressive trends of modern psychological practice of using films are described. The article provides a general overview of the available research results on the use of films in therapeutic practice, using publications by Russian and foreign authors. A conceptual and definitional analysis of this phenomenon is carried out, and the most popular views on it are presented. The psychological mechanisms of the impact of films on the viewer, such as catharsis, identification with the hero, are considered. The main stages of the film therapy process are highlighted. It is shown that psychological work using works of cinematography can help young people cope with life difficulties, develop new positive personal qualities, increase tolerance, empathy and offer new ways of understanding specific problems, as well as be useful in learning. The tools of film therapy work are quite wide and can be used in various situations. The most undeveloped and controversial aspects of psychological work with the help of cinema are highlighted, such as the lack of standardized and sufficiently tested materials for work, which requires further research. By analyzing the available materials, it was found that films are an increasingly popular and effective method of therapy for psychoemotional conditions in Russia and the world. The results of the research conducted to date indicate that the use of film images in psychological practice, as well as at training events, gives positive psychotherapeutic effects.

Шарапов В.В., Сидорякин Р.В.. К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И МАКРОРЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В научной статье уточняются понятия этнической, региональной и макрорегиональной идентичности. Обосновывается возможность и целесообразность их различения и разграничения в качестве самостоятельных типов социальной идентичности личности. Обсуждается вопрос соотношения и взаимосвязи этнической идентичности с региональной и макрорегиональной, возможность их иерархического рассмотрения. Этническая, региональная и макрорегиональная идентичность в рамках статьи определяются как социальнопсихологические категории. Этническая идентичность трактуется как динамичное и многомерное образование, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве члена определенной этнической группы/общности. Региональная идентичность рассматривается как динамичное и многомерное образование, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве жителя определенного региона. Макрорегиональная идентичность трактуется как динамичное и многомерное образование, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве представителя определенного макрорегионального объединения территорий. Устанавливается тесная взаимосвязь между понятиями, их непротиворечивость и взаимодополняемость, а также невозможность их однозначного иерархического рассмотрения ввиду индивидуальных критериев значимости каждого из типов идентичности, зависящих от структуры Я-концепции и системы ценностей человека. С привлечением исторического и социокультурного контекста обосновывается возможность и целесообразность изучения макрорегиональной идентичности для лиц, проживающих на территории Среднего Поволжья, включающего Ульяновскую, Самарскую, Саратовскую области, а также Республики Татарстан и Чувашия. Намечаются перспективы исследований этнической, региональной и макрорегиональной идентичности для воспитания межэтнической толерантности в поликультурном макрорегионе.
The scientific article clarifies the concepts of ethnic, regional and macro-regional identity. The article substantiates the possibility and expediency of their distinction and delimitation as independent types of social identity of a person. The question of correlation and interrelation of ethnic identity with regional and macro-regional identity, the possibility of their hierarchical consideration is discussed. Ethnic, regional and macro-regional identity is considered as socio-psychological categories within the framework of the article. Ethnic identity is interpreted as a dynamic and multidimensional formation, which characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a member of a certain ethnic group/community. Regional identity is considered as a dynamic and multidimensional formation that characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a resident of a certain region. Macro-regional identity is considered as a dynamic and multidimensional formation, which characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a representative of a certain macro-regional association of territories. The close interrelation between the concepts, their consistency and complementarity, as well as the impossibility of their unambiguous hierarchical consideration due to individual criteria of importance of each type of identity, depending on the structure of self-concept and the system of values of a person are established. Using the historical and socio-cultural context, we substantiate the possibility and expediency of studying macro-regional identity for people living in the Middle Volga region, including the Ulyanovsk, Samara, Saratov regions, as well as the Republics of Tatarstan and Chuvashia. Prospects for research on ethnic, regional and macro-regional identity for the education of interethnic tolerance in a multicultural macro-region are outlined.

Разумникова О.М.. РОЛЬ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ

Когнитивный стиль является одним из наиболее разнообразных конструктов в психологии, так как объединяет разные подходы к классификации индивидуальных особенностей обработки информации, принятия решения и стратегий когнитивной деятельности, в том числе эффективности обучения. Расширяющиеся возможности онлайн-обучения, причем не только в формате преподаватель-ученики, но и мозг-компьютер, актуализируют разработку персонализированных интерфейсов с учетом индивидуальных когнитивных характеристик пользователей. В связи с этим в статье представлены результаты анализа соотношения показателей когнитивного стиля на метакогнитивном уровне с применением разных подходов их классификации. В исследовании принимали участие 92 студента факультета гуманитарного образования в возрасте 18-23 лет. Для определения показателей экстраверсии-интроверсии, сенсорики-интуиции, мышления-чувства и импульсивности-рассудочности, согласно методике Д. Кейрси, и профиля стилей мышления, согласно подходу Харрисона-Брэмсона, использовали компьютеризированную программу с предъявлением соответствующих формулировок ситуаций. Оценивали также вклад в организацию профиля когнитивных стилей мотивации приближения-избегания (системы BIS-BAS) с применением опросника Грея-Уилсона. Установлено, что аналитический и реалистический когнитивные стили представляют наиболее дифференцированные способы организации стилевых характеристик, причем вклад рациональной функции «мышление» присутствует в регрессионных моделях этих стилей, однако с большим вкладом в стиль Аналитик и дополнительным влиянием мотивационных функций системы BIS-BAS. Следовательно, при разработке интерфейса образовательной программы с обратной связью для оптимизации взаимодействия в системе мозг-компьютер следует учитывать различия в восприятии информации для представителей аналитического и реалистического стилей мышления и мотивационной составляющей когнитивной деятельности.
Cognitive style is one of the most multilevel constructs in psychology, as it combines different approaches to classifying individual characteristics of information processing, decision making and strategies of cognitive activity, including learning efficiency. The expanding possibilities of online learning, not only in the teacher-student format, but also in the brain-computer format, actualize the development of personalized interfaces taking into account the individual cognitive characteristics of users. In this regard, the article presents the results of an analysis of the relationships of cognitive style indicators at the metacognitive level using different approaches to their classification. The study involved 92 students of the Faculty of Humanitarian Education aged 18-23 years. To determine the indicators of extraversion - introversion, sensory - intuition, thinking - feeling and impulsiveness - rationality according to D. Keirsey's method and a profile of thinking styles according to the Harrison-Bramson approach, a computerized program was used with the presentation of the corresponding formulations of situations. Also, the contribution of the approach-avoidance motivation (BIS-BAS system) to the organization of the cognitive style profiles was assessed using the Gray-Wilson questionnaire. It has been shown that analytical and realistic cognitive styles represent the most differentiated ways of organizing style characteristics, and the rational function “thinking” is present in the regression models of these styles, but with a greater effect in the Analyst style. The BIS-BAS systems have been the additional influence on these cognitive styles. Consequently, differences in the information processing by representatives of analytical and realistic styles of thinking together with the motivational component of cognitive activity should be taken into account when developing interface of an educational program with feedback to optimize interaction in the brain-computer system.

Асаева Л.Х., Шуралёв А.М., Аитов В.Ф.. АНАЛИЗ ВНУТРИТЕКСТОВЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫХ ВКЛЮЧЕНИЙ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ

В большинстве программных документов подчеркивается, что цель обучения всем филологическим дисциплинам в школе предусматривает не только практическое владение изучаемыми предметами, но и развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне и самостоятельно совершенствоваться в предстоящей профессиональной деятельности. Поэтому включение в учебный процесс сведений о материальной и духовной культуре народов способствует гуманизации образования и развитию личности ученика. Решение ключевой задачи школьного литературного образования - формирование читательской грамотности - неразрывно связано с осмыслением изучаемых по школьной программе произведений литературы в контексте истории, философии, культуры. В данной статье предлагаются и рассматриваются на конкретных примерах методические возможности изучения произведений Н.В. Гоголя, где присутствуют интермедиальные элементы (включения), связанные с хореографией (танец, пляска). В художественной картине мира, представленной в повестях «Заколдованное место» (5 класс) и «Тарас Бульба» (7 класс), эти хореографические интермедиальные включения имеют важное смыслообразующее значение. Их осмысление на уроках литературы обладает большим дидактическим и аксиологическим потенциалом для разностороннего формирования личности школьников, их духовно-нравственного и эстетического воспитания. В ходе анализа на уроке литературы хореографических интермедиальных включений у учеников появляется возможность расширить представления о танце как особом виде человеческой активной жизнедеятельности. Анализ таких включений способствует обеспечению эффективного решения образовательных, развивающих, воспитательных задач, расширению и углублению культурологического аспекта в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов, формированию читательской грамотности школьников.
Most program documents emphasize that the goal of teaching all philological subjects at school involves not only practical knowledge of the subjects studied, but also the development of the student’s personality, capable and willing to participate in communication at the intercultural level and independently improve in their upcoming professional activities. Therefore, the inclusion in the educational process of information about the material and spiritual culture of peoples contributes to the humanization of education and the development of the student’s personality. Solving the key task of school literary education - the formation of reading literacy - is inextricably linked with the comprehension of the works of literature studied in the school curriculum in the context of history, philosophy, and culture. This article proposes and discusses, using specific examples, methodological possibilities for studying the works of N.V. Gogol, where there are intermedial elements (inclusions) associated with choreography (dance, dancing). In the artistic picture of the world presented in the stories “The Enchanted Place” (grade 5) and “Taras Bulba” (grade 7), these choreographic intermedial inclusions have important meaning-forming significance. Their comprehension during literature lessons has great didactic and axiological potential for the versatile formation of the personality of schoolchildren, their spiritual, moral and aesthetic education. During the analysis of choreographic intermedial inclusions in a literature lesson, students have the opportunity to expand their understanding of a dance as a special type of human active life activity. The analysis of such inclusions helps to ensure effective solutions of educational, developmental, educational tasks, expansion and deepening of the cultural aspect in achieving personal, meta-subject goals.

Буланкина Н.Е.. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность заявленной проблемы в рамках совершенствования методологии исследования информационной образовательной среды связана с постоянно обновляющимся контентом в процессе взаимодействия непосредственных участников иноязычного образования. Интеллектуальная составляющая программно-методического сопровождения и поддержки учителей иностранного языка в регионе становится приоритетной для программы и хода авторского поиска. Цель исследования - разработка и апробация ценностной модели, в основании которой полилингвальность и поликультурность информационно-образовательной среды в системе непрерывного профессионального образования учителей иностранного языка. В качестве материала исследования выбраны учебно-методические пособия и методические рекомендации для системы непрерывного профессионального образования педагога, а также материальные продукты экспертной деятельности учителей иностранных языков школ Новосибирска и Новосибирской области. Методы исследования включают моделирование и проектирование пространства взаимодействия на основе анализа имеющегося корпуса методических приемов и коммуникативных развивающих заданий в пространстве программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Результаты отражают материальные продукты деятельности педагогов в свете духовно-нравственного воспитания, а также в реализации современных технологий формирования коммуникативной компетенции обучающихся в системе непрерывного профессионального образования педагогов. Экспертиза лингвокультурных реалий впервые представлена как важная практическая часть в плане совершенствования методологии исследования актуальных аспектов гуманизации полиязыкового образовательного пространства и профессионального дискурса педагога-практика. В заключение сформулированы актуальные аспекты развития методологии исследования информационной образовательной среды. Результаты исследования могут быть полезными при проведении подобных поисков в плане актуализации проблемы совершенствования методологии исследования современного образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования современного педагога.
The relevance of the problem outlined in the title of the article within the framework of improving the methodology of studying the communicative competence of students largely concerns a constant renewal of educational environment of participants interaction in education. The latter is currently focused on the key aspects of the preservation of traditional Russian values, reflected in the critical consideration of topical issues of improving the communicative culture of the individual. The purpose of the study is to develop and test a value model based on the conceptual design of the information and educational environment in the system of continuing professional education of a teacher as an important factor and condition for improving the communicative competence of a person. The research material selected includes teaching aids and methodological recommendations for the system of continuous professional education of teachers, as well as material products of expert activities of foreign language teachers in schools in Novosibirsk and the Novosibirsk region. The research methods include corpus technology, modeling and design of the interaction space based on the analysis of the existing corpus of methodological techniques and developmental tasks of a modern lesson, as well as the analysis of linguistic tools in the process of examination of linguistic and cultural concepts in terms of Intelligence Methodology within the actual aspects of developing the methodology of the research of the constantly renewing educational environment of interaction of participants of educational process. The results can be of use for those who are in the scientific space.

Крикунов А.Е.. «ПАРАДОКС ИНДОКТРИНАЦИИ» И ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТОВ Л. ВИТГЕНШТЕЙНА

На основании комплексного анализа дискуссии об индоктринации в англоязычной философии образования автор выявляет основные формы вовлечения в нее теоретических концептов философии Л. Витгенштейна. Теоретическим основанием исследования выступило представление о необходимости поиска оснований педагогических идей и представлений в философском дискурсе. Смысловой центр продолжающейся сегодня дискуссии автор видит в сформулированном К. Макмилланом «парадоксе индоктринации», указывающем на противоречие между необходимостью некритического усвоения принципов рационального познания и требованием подвергать убеждения рациональному обоснованию. Рассмотрение аргументации Макмиллана, основанной на обращении к текстам Л. Витгенштейна, позволяет увидеть, каким образом философские идеи адаптируются для решения педагогической задачи. В своих поздних текстах Витгенштейн настаивает на особой логической роли абсолютно достоверных суждений, которые не могут оцениваться как истинные или ложные и служат основой для последующего участия в языковых играх. Их первоначальное усвоение осуществляется путем дрессировки (Abrichtung) и несет на себе все формальные признаки индоктринации. Автор статьи обращает внимание на несоответствие формулировки парадокса индоктринации ключевому положению Витгенштейна о неприменимости практики рационального обоснования к абсолютно достоверным утверждениям. Также утверждается, что логическая невозможность обоснования базовых утверждений языка не может быть основанием для легитимации индоктринации в непосредственной практике образования. Акцентируется внимание на ключевом для состоявшегося философско-педагогического анализа текстов Витгенштейна положении - обязательном объединении первичного овладения языком и логически более позднего участия в языковых играх в едином процессе образования человека. В завершение автор определяет перспективы обсуждения проблемы индоктринации, указывая на возможность интерпретации взаимодействия с культурно значимыми объектами как обладающего наименьшим образовательным потенциалом.
Based on a comprehensive analysis of the discussion about indoctrination in the English-language philosophy of education, the author identifies main forms of involving the theoretical concepts of L. Wittgenstein’s philosophy into it. The theoretical basis of the study was the idea of the need to search for the foundations of pedagogical ideas and ideas in philosophical discourse. The author sees the pivot of today’s ongoing discussion in the “paradox of indoctrination” formulated by C. Macmillan, which points to the contradiction between the need for uncritical acquisition of the principles of rational cognition and the requirement to substantiate beliefs rationally. Macmillan’s argument, based on a reference to L. Wittgenstein’s texts, allows us to see how the language theory is adapted to solve a pedagogical problem. In his later texts, Wittgenstein insists on a special logical role of absolutely reliable judgments, which cannot be evaluated as true or false, and serve as the basis for subsequent participation in language games. Their initial acquisition is accomplished by training and carries all the formal signs of indoctrination. The author of the article draws attention to the inconsistency of the formulation of the paradox of indoctrination with Wittgenstein’s key point on the inapplicability of the practice of rational substantiation to absolutely reliable statements. It is also argued that the logical impossibility of substantiating basic statements of the language cannot be the basis for the legitimation of indoctrination in education. Attention is focused on the key point for the philosophical and pedagogical analysis of Wittgenstein's texts - the obligatory unification of initial language acquisition and logical later participation in language games in a single process of human education. In conclusion, the author defines the prospects for discussing the problem of indoctrination, pointing out the possibility of interpreting interaction with culturally significant objects as having the least educational potential.

Лян Ц.. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье отражены результаты исследования, посвященного изучению актуальной проблемы развития навыков межкультурной коммуникации у обучающейся молодежи. Мы убеждены, что развитие таких навыков у современных студентов обеспечит повышение уровня их подготовленности к ситуации «диалога культур» на современном этапе развития образования. Значимо и важно влияние развитости упомянутых навыков на постижение обучающейся молодежью иного мировоззрения у носителей разных культур; нравственных начал; представлений о культуре разных национальностей, стран и конфессий. Автором представлены: анализ теоретических задач развития навыков межкультурной коммуникации у обучающейся молодежи; возможные ориентиры, практики в развитии данной тематики. В качестве цели подготовленной публикации были определены: описание позиций исследователей: культурологов, психологов, педагогов, социологов в рамках данной психолого-педагогической проблемы. В публикации были задействованы такие методы теоретического исследования, как анализ и синтез изученных литературных источников; обобщение имеющейся психолого-педагогической информации по теме исследования. Относительную уникальность данной работы закрепляют фрагментарный анализ и рекомендации по использованию методов и средств, которые могут быть эффективными для воздействия на обучающуюся молодежь. Кроме того, рассмотрены подходы китайских, российских и других современных ученых по вопросам развития навыков межкультурной коммуникации у обучающейся молодежи средствами цифровых технологий. Средства цифровых технологий определяются современными тенденциями цифровизации и информатизации образования. Обучающаяся молодежь должна иметь определенные компетенции по использованию средств цифровых образовательных ресурсов. Именно современные цифровые технологии могут быть успешно интегрированы в образовательный процесс для развития навыков межкультурной коммуникации у обучающейся молодежи университетов. Статья предназначена для углубления теоретических и методических представлений о современных методах и средствах, технологиях процесса развития навыков межкультурной коммуникации у обучающейся молодежи.
The article reflects the results of the research devoted to the study of a topical problem of the development of intercultural communication skills in young students. We are convinced that the development of such skills in modern students will provide an increase in the level of their preparedness for the situation of "dialog of cultures" at the present stage of education development. The influence of the development of these skills on the comprehension by the young students of a different worldview of carriers of different cultures, moral principles, ideas about the culture of different nationalities, countries and confessions is significant and important. The author presents: the analysis of theoretical problems of the development of skills of intercultural communication in young people; possible guidelines, practices in the development of this topic. As the purpose of the publication the following was defined: description of researchers’ positions: cultural scientists, psychologists, teachers, sociologists within the framework of this psychological and pedagogical problem. The publication involved such methods of theoretical research as the analysis and synthesis of the studied literary sources; generalization of the available psychological and pedagogical information on the topic of research. The relative uniqueness of this work is consolidated by fragmentary analysis and recommendations on the use of methods and means that can be effective in influencing young people in training. In addition, the approaches of Chinese, Russian and other contemporary scholars on the development of intercultural communication skills in young learners by means of digital technologies are considered. Digital technology tools are determined by modern trends of digitalization and informatization of education. Young learners should have certain competencies in using the means of digital educational resources. It is modern digital technologies that can be successfully integrated into the educational process for the development of intercultural communication skills of university youth learners. The article is intended to deepen the theoretical and methodological understanding of modern methods and means, technologies of the process of developing the skills of intercultural communication among young people.

Полякова К.А., Поляков Р.Ю., Волынкина Н.В.. ФОРМИРОВАНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье раскрываются теоретико-методологические особенности формирования риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности в вузе. На основе теоретического анализа, систематизации и обобщения психолого-педагогических изысканий отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике выявлена и обоснована архитектоника данного феномена, представленная мотивационно-когнитивным, операционально-прогностическим и аксиологическим компонентами. Уточнено и конкретизировано понятие «риск-ориентированное мышление специалистов по техносферной безопасности», которое рассматривается как интегративный вид профессионального мышления, характеризующийся способностью эффективно анализировать, прогнозировать и оценивать возможные риски возникновения негативных факторов воздействия на человека и окружающую природную среду на основе глубоких знаний в области техносферной безопасности, обусловленных наличием внутренней мотивации к непрерывному повышению уровня профессиональной компетентности, и морально-нравственных убеждений, способствующих принятию взвешенных, в том числе нестандартных, решений и обеспечивающих устойчивую профилактику аварийных ситуаций. Формирование риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности детерминируется совокупностью системного, деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов, позволяющих смоделировать педагогический процесс и создать педагогические условия овладения специалистами-бакалаврами по техносферной безопасности этой значимой компетенцией.
The article deals with theoretical and methodological peculiarities of future technosphere safety specialists’ risk-based thinking formation at a higher school. On the basis of theoretical analyses, systematization and generalization of Russian and foreign psychological and pedagogical researches on the problem the architectonics of the phenomenon was identified and justified, and presented as a set of motivation and cognitive, operation and prognostic and axiological components. The term “technosphere safety specialists’ risk-based thinking” is refined and specified, it is considered as an integrative kind of professional thinking characterized by an ability to analyze, anticipate, evaluate effectively possible risks of negative factors influencing a person and nature environment on the basis of technosphere safety profound knowledge due to inner motivation to continuous raising the level of professional competency and moral and ethical beliefs that contribute to the decision making including non-standard one, and ensuring steady emergency prevention scenarios. Future technosphere safety specialists’ risk-based thinking formation is determined by a set of system, activity, competency and axiology approaches allowing one to model pedagogical process and create pedagogical conditions for mastering this important competence by bachelors in the sphere of technosphere safety.

Самсонова С.И.. ВСЕРОССИЙСКОЕ ЧЕМПИОНАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПРОФЕССИОНАЛЫ» И МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЕТЕНЦИИ «АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ОТЕЛЯ»)

Статья посвящена проблеме развития нового чемпионатного движения в России. В настоящее время чемпионаты профессионального мастерства играют большую роль в развитии системы среднего профессионального образования. Россия - участник чемпионатного движения с 2012 года. Сравнительная характеристика международного движения WorldSkills и Всероссийского движения «Профессионалы» поможет определить сходства и основные различия между ними. Движение «Профессионалы» рассматривается также с точки зрения его взаимосвязи с Федеральным проектом «Профессионалитет» и как инструмент реализации главной цели проекта. Автор исследует организацию и проведение соревнований, имея практический опыт участия в региональном этапе в роли главного эксперта. В вопросе оценки Всероссийского чемпионатного движения важно учитывать мнения политических руководителей, экспертов, представителей сферы образования и ведущих предприятий страны. В современных условиях участие индустриальных партнеров в чемпионатном движении носит разнонаправленный характер. За основу в работе взята компетенция «Администрирование отеля». В процессе исследования выявлены ее особенности, а также обозначены достижения России в данной компетенции на разных уровнях. Для формирования профессиональных навыков будущих специалистов гостиничного сервиса большое значение имеют конкурсные задания компетенции. Отдельное внимание в статье уделено вопросу подготовки специалистов гостиничного сервиса под запрос работодателей. Исследован вопрос иноязычной подготовки в рамках участия по компетенции «Администрирование отеля». В статье рассмотрено понятие межкультурной коммуникации в сфере гостеприимства. Конкурсные задания и критерии оценки компетенции проанализированы с точки зрения международных стандартов. В заключение автором сделан вывод об эффективности реализации мероприятий в рамках движения «Профессионалы». Считается, что создание отечественных соревнований способствовало модернизации механизма их организации и проведения, а также совершенствованию системы подготовки и оценки участников по компетенции «Администрирование отеля».
The article is devoted to the problem of developing a new championship movement in Russia. Currently, championships of professional excellence play an important role in the development of the secondary vocational education system. Russia has been a participant in the championship movement since 2012. A comparative description of the international movement WorldSkills and the All-Russian movement “Professionals” helps to identify the similarities and main differences between them. The «Professionals» movement is also considered from the point of view of its relationship with the Federal Project «Professionalism» and as an instrument for realizing its main goal. The author studies the organization and conduct of competitions, having practical experience of participating in the regional stage as the main expert. In the issue of Russian Championship Movement, it is important to take into account the opinions of political leaders, experts, representatives of the education sector and leading enterprises of the country. In modern conditions, the participation of industrial partners in the championship movement is multidirectional. The scientific work is based on the «Hotel Reception» competency. During present research it was identified its features and Russia’s achievements at different levels. Competition tasks are of great importance for the formation of professional skills of future hotel service specialists. Special attention in the article is paid to the issue of training hotel service specialists at the request of employers. The issue of foreign language training within the framework of participation in the «Hotel Reception» competency was studied. The article examines the concept of intercultural communication in the sphere of hospitality. Competition tasks and competency assessment criteria are considered from the point of view of international standards. In conclusion, the author says about the effectiveness of the implementation of activities within the framework of the «Professionals» movement. It believes that the creation of domestic competitions contributed to the modernization of the mechanism for their organization and conduct, as well as the improvement of the system of training and evaluation of participants in the «Hotel Reception» competency.

Сотникова О.А., Чермных В.В.. О ПРИВЛЕЧЕНИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ АБСТРАКТНОЙ АЛГЕБРЫ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ЗАДАЧИ ТЕОРИИ ГРУПП И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЯХ)

Авторы анализируют изменения содержания курса алгебры, традиционно используемого в вузах при подготовке учителя математики. Освещаются изменения в содержании алгебраической подготовки, являющиеся следствием преобразований в системе образования. Подчеркивается важность изучения вопросов общей алгебры. Усматривается проблема, состоящая в невозможности создать условия для освоения абстрактной алгебры в существующих подходах к изучению алгебраического курса. Учитывая общие образовательные ориентиры и важность общеалгебраической составляющей, авторы предлагают решение указанной проблемы с методической точки зрения. В этих аспектах построения содержания общей алгебры при обучении будущих учителей математики авторы усматривают варианты мотивирующих действий. Одним из таких вариантов указывается подбор серии задач (от учебных до исследовательских), разбор решений которых позволяет открыть методы общей алгебры, сформулировать некоторые понятия абстрактной алгебры и рассмотреть их приложения. В статье описывается предлагаемый вариант к решению одной известной задачи для школьников из журнала «Квант». Приводится формулировка (основной) задачи. Предлагается система упражнений, позволяющая достичь решения основной задачи. Наибольший интерес представляет решение представленных упражнений. Организация обсуждения этих решений со студентами-математиками педагогического вуза позволяет ввести новые теоретико-групповые понятия, что иллюстрируется в тексте статьи. В некотором смысле искусственно введенная алгебраическая операция «*» на множестве натуральных чисел позволяет определить группу, причем абелевую и периодическую, изоморфную прямой сумме двухэлементных групп. Эти свойства дают возможность рассмотреть несколько приложений, в частности, игру Ним. Материал, представленный в статье, был апробирован в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина при подготовке учителей математики.
The authors analize the alterations in the content of the algebra course, which is a conventional part of the university curriculum aimed at training maths teachers. The changes in the algebra skills development resulting from the overhaul of the education system are highlighted. The importance of general algebra is underlined. The problem is considered to be the impossibility to create conditions for mastering abstract algebra under existing approaches to the algebra study. Given general educational guidelines and the significance of the general algebra component, the authors propose to apply a methodology-based solution to the stated problem. The authors notice some options for motivating actions in these aspects of developing the general algebra content in the course of mathematics teacher training. One of such options is the selection of a series of problems (ranging from educational to research related), which makes it possible to discover the methods of general algebra, formulate some concepts of abstract algebra and consider their applications. The article describes a proposed solution to a well-known problem for schoolchildren from the Kvant magazine. The description of the (main) problem is given. A set of exercises is proposed enabling one to achieve a solution to the main problem. The solution to the proposed tasks is of greatest interest. A discussion of these solutions with students of mathematics at a pedagogical university makes it possible to introduce new group-theoretic concepts, which is illustrated in the text of the article. In a certain sense, the algebraic operation ‘*’ artificially introduced on a set of natural numbers allows us to define a group, being it Abelian and periodic, which is isomorphic to the direct sum of two-element groups. These properties allow us to consider a number of applications, in particular, the game of nim. The material presented in the article was tested at the Pitirim Sorokin Syktyvkar State University in the course of mathematics teacher training.