Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (66) (2024)
УДК 159.9
DOI 10.24888/2073-8439-2024-66-2-16-24
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ И РЕБЕНКЕ ПРИ ДЕВИАНТНОМ МАТЕРИНСТВЕ
Статья раскрывает особенности представлений о семье и ребенке у женщин при девиантном материнстве. Уникальным в работе является изучение представлений о семье, ребенке и материнстве у женщин, имеющих детей и отбывающих наказание в пенитенциарном учреждении. Основным методом исследования явился контент-анализ ассоциаций к словам «семья», «ребенок», «мама». Автором выделены категории слов-ассоциаций, раскрывающих специфику представлений о семье у респондентов. В статье дается описание категорий, раскрываются особенности восприятия материнства и семьи. Состав семьи представлен ближайшими родственниками: детьми, родителями, супругами. Психические состояния респондентов стенические, личностно-обусловленные, гуманитарные, эмоциональные. Основные эмоции и переживания респондентов носят позитивный характер. Негативные переживания связаны с чувством вины и дистантным материнством, а также опытом деструктивных отношений в собственной семье. Диапазон негативных переживаний больше, чем позитивных. В статье показано восприятие респондентов матери, обладающей позитивными характеристиками, такими как нежность, доброта, уверенность. «Мама» проявляет заботу и ответственность. Взаимодействие матери с ребенком носит эмоциональный характер; диапазон конкретных действий в отношении ребенка небольшой. Выявлена направленность (в идеально плане) на конструктивные, благоприятные внутрисемейные отношения. При этом практическая ориентация на создание и поддержание таких отношений выражена слабо. Деятельностный компонент материнства обеднен. Ребенок матерями инфантилизируется. Ребенок требует участия матери в области воспитания, обучения, проявления заботы, опеки. Психолого-педагогическое сопровождение матерей, повышение их педагогической компетентности видится необходимым для решения трудностей девиантного материнства.
Ключевые слова
девиантное материнство; пенитенциарные учреждения; контент-анализ ассоциаций; эмоциональная направленность отношений; деятельностный компонент материнства; инфантилизация ребенка
THE IMAGE OF THE FAMILY AND CHILD IN DEVIANT MOTHERHOOD
The article reveals the peculiarities of women's ideas about family and children in deviant motherhood. The unique is the study of ideas about family, children and motherhood among women who have children and are serving sentences in a penitentiary institution. The main research method was content analysis of associations to the words “family”, “child”, “mother”. The author identifies categories of association words that reveal specifics of respondents’ ideas about family. The article describes the categories and reveals the peculiarities of the perception of motherhood and family. The composition of the family is represented by the closest relatives: children, parents, spouses. The respondents' mental states are sthenic, personality-driven, humanitarian, and emotional. The main emotions and experiences of respondents are positive. Negative experiences are associated mainly with the feelings of guilt and distant motherhood, as well as the experience of destructive relationships in their own family. The range of negative experiences is greater than the positive ones. The article shows the respondents' perception of a mother with positive characteristics such as tenderness, kindness, and confidence. “Mom” shows care and responsibility. The interaction between mother and child is emotional; the range of specific actions in relation to the child is small. The focus (in ideal terms) on constructive, favorable family relationships has been revealed. At the same time, the practical orientation towards creating and maintaining such relationships is weakly expressed. The activity component of motherhood is impoverished. The child is infantilized by their mothers. A mother's responsibility to her child is a necessary characteristic for her. Psychological and pedagogical support for such mothers, as well we increasing their pedagogical competence, are seen crucial to solve the difficulties of deviant motherhood.
Key words:
deviant motherhood; penitentiary institutions; content analysis of associations; emotional orientation of relationships; activity component of motherhood; infantilization of the child
Список литературы
-
Александрова Т.В. Диагностика девиантного материнства // Образование и семья: проблемы диагностики. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. И.А. Хоменко. СПб.: Борей АРТ, 2007. С. 22-25
-
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Институт Психотерапии, 2003. 319 с
-
Плотникова А.Л. Психологические особенности осужденных женщин // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. Вып. 5. Ч. 2. С. 154-155
-
Попова А.А. Контент-анализ ассоциативного ряда к слову «ребёнок» // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2011. № 1-2 (2). С. 118-131. URL: http://perinataljourn.ru (дата обращения: 12.05.2024)
-
Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Юрайт, 2020. 212 с