Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (66) (2024)
УДК 159.923, 159.9.07, 159.99, 159.922.8, 159.922.6
DOI 10.24888/2073-8439-2024-66-2-35-49
КИНОФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ТЕРАПИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ
Статья посвящена использованию кинофильма как психотерапевтического инструмента в коррекции психоэмоциональных состояний студентов и молодежи. Ее основная цель - продемонстрировать ценность и пригодность использования кинофильмов в терапевтическом процессе. Были проанализированы средства воздействия, которые кинофильм может оказывать на зрителя. Сделана попытка анализа понятия «фильмотерапия», и уточнен перечень его компонентов, проанализированы исторические основы возникновения метода. В статье дается обобщающий обзор доступных результатов исследований по применению кинофильмов в терапевтической практике, отраженных в публикациях российских и зарубежных авторов. Проведен концептуальный и дефиниционный анализ данного феномена, представлены наиболее популярные взгляды на него. Рассмотрены психологические механизмы воздействия кинофильмов на зрителя, такие как катарсис, идентификация с героем. Выделены основные этапы фильмотерапевтического процесса. Показано, что психологическая работа с использованием произведений киноискусства может помочь молодым людям справиться с жизненными трудностями, развить новые позитивные личностные качества, повысить толерантность, эмпатию и предложить новые способы осмысления конкретных проблем, а также принести пользу в обучении. Инструментарий фильмотерапевтической работы достаточно широк и может применяться в различных ситуациях. Выделены наиболее неразработанные и дискуссионные стороны психологической работы при помощи кино, такие как отсутствие стандартизированных и достаточно апробированных материалов для работы, что требует дальнейших исследований. Путем анализа доступных материалов было установлено, что кинофильмы являются все более популярным и эффективным методом терапии психоэмоциональных состояний в России и мире. Результаты проведенных к настоящему времени исследований указывают на то, что использование кинообразов в психологической практике, а также на обучающих мероприятиях дает положительные психотерапевтические эффекты.
Ключевые слова
психология кино; фильмотерапия; киноискусство; арт-терапия; управление стрессом; психоэмоциональные состояния; психотерапия; систематический обзор; возрастная психология
FILM AS A MEANS OF TEACHING AND THERAPY OF PSYCHOEMOTIONAL STATES OF YOUTH AND STUDENTS
The article is devoted to the use of cinema as a psychotherapeutic tool in the correction of mental and emotional states of students and youth. Its main purpose is to demonstrate the value and suitability of using motion pictures in the therapeutic process. The means of influence that a film can have on the viewer were analyzed. An attempt is made to analyze the concept of “film therapy” and the list of its components is clarified, the theoretical foundations of the method are analyzed, the main approaches are selected, the most expressive trends of modern psychological practice of using films are described. The article provides a general overview of the available research results on the use of films in therapeutic practice, using publications by Russian and foreign authors. A conceptual and definitional analysis of this phenomenon is carried out, and the most popular views on it are presented. The psychological mechanisms of the impact of films on the viewer, such as catharsis, identification with the hero, are considered. The main stages of the film therapy process are highlighted. It is shown that psychological work using works of cinematography can help young people cope with life difficulties, develop new positive personal qualities, increase tolerance, empathy and offer new ways of understanding specific problems, as well as be useful in learning. The tools of film therapy work are quite wide and can be used in various situations. The most undeveloped and controversial aspects of psychological work with the help of cinema are highlighted, such as the lack of standardized and sufficiently tested materials for work, which requires further research. By analyzing the available materials, it was found that films are an increasingly popular and effective method of therapy for psychoemotional conditions in Russia and the world. The results of the research conducted to date indicate that the use of film images in psychological practice, as well as at training events, gives positive psychotherapeutic effects.
Key words:
psychology of cinema; film therapy; cinematography; art therapy; stress management; emotional, psychoemotional states; psychotherapy; systematic review; age psychology
Список литературы
-
Акимова М.К., Персиянцева С.В. Эффективность различных модальностей психотерапии искусством: исследование детей-сирот // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. № 4. С. 23-30. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-2
-
Андреева О.С., Богданова М.В. Кинотерапия как способ формирования этнической толерантности у студентов // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 76-83. https://doi.org/10.26170/po17-03-12
-
Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга: дис. ... канд. псих. наук. М., 2011. 157 с
-
Босов Д.В. Мэйнстрим-кинематограф как фактор формирования духовно-потребительских ориентаций студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. соц. наук. СПб., 2017. 17 с
-
Бочаров А.К. Разработка кинотерапевтического тренинга, направленного на психологическую помощь подросткам в процессе самоопределения // Психологические исследования: сб. науч. тр. Выпуск 6. Самара: «Универс групп», 2008. С. 316-322
-
Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 2001. 288 с
-
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Изд-во АСТ, 2019. 479 с
-
Девятовская И.В. Развивающий ресурс методов обучения взрослых для преодоления психологических барьеров профессионального развития личности // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 94-95
-
Железняк Н.Е. Кинорешебник: 12 культовых фильмов, которые научат вас понимать кино и самих себя. М.: Эксмо, 2021. 240 с
-
Железняк Н.Е. Культтерапия. Лекции по психологии искусства. М.: АСТ, 2018. 231 с
-
Захарова Е.И., Карабанова О. А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 67-65. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0207
-
Ионова М.С., Резепова Н.В., Курдюкова А.А. Кинотренинг как средство развития коммуникативной сферы студентов, склонных к интернет-зависимому поведению // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. № 1 (11). URL: https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN123.pdf (дата обращения: 20.05.2024)
-
Каган М.С. Эстетика как философская наука. В 2 ч. Ч. 1. М.: Издательство Юрайт, 2018. 295 с
-
Коробова С.Ю. Динамика переживания субъектов при воздействии культового кино: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Челябинск, 2022. 27 с
-
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 135 с
-
Трояновский А.В., Егиазаров Р.И. Изучение кинозрителя. М.: Наркомпрос РСФСР; Л.: Госуд. изд-во, 1928. 98 с
-
Ahmadzadeh A., Esfahani M.N., Ahmadzad-Asl M., Shalbafan M., Shariat S.V. Does watching a movie improve empathy? A cluster randomized controlled trial // Canadian Medical Education Journal. 2019. Vol. 10 (4). Pp. e4-e12. https://doi.org/10.36834/cmej.56979
-
Aka B.T., Gençöz F. Sinematerapinin Mükemmeliyetçilik ve Mükemmeliyetçilikle İlgili Şemalar Üzerindeki Etkisi // Turk Psikoloji Dergisi. 2010. Vol. 25 (65). Pp. 69-77
-
Allen K.D., Danforth J.S., Drabman R.S. Videotaped modeling and film distraction for fear reduction in adults undergoing hyperbaric oxygen therapy // Journal of Consulting and Clinical Psychology. Vol. 57 (4). Pp. 554-558. http://dx.doi.org/10.1037/0022-006X.57.4.554
-
Berg-Cross L., Jennings P., Baruch R. Cinematherapy: Theory and application // Psychotherapy in private practice. 1990. Vol. 8 (1). Pp. 135-156. https://doi.org/10.1300/J294v08n01_15
-
Bierman J.S. Group Cinematherapy as a Treatment Modality for Adolescent Girls // Residential Treatment For Children & Youth. 2003. Vol. 21 (1). Pp. 1-15. https://doi.org/10.1300/J007v21n01_01
-
Bluestone C. Feature films as a teaching tool // College Teaching. 2000. Vol. 48 (4). Pp. 141-146. https://doi.org/10.1080/87567550009595832
-
Boal A. The Rainbow of Desire: The Boal Method of Theatre and Therapy. London: Routledge, 1995
-
Brand G., Wise S., Siddiqui Z.S., Celenza A., Fatovich D.M. Capturing the 'art' of emergency medicine: Does film foster reflection in medical students? // Emergency Medicine Australasia. 2017. Vol. 29 (4). Pp. 433-437. https://doi.org/10.1111/1742-6723.12752
-
Charles C., Sari I., Dewi M., Arjoni A., Zakir S. The Use of Cinematherapy Techniques in Developing Religious Tolerance in Students with Multicultural Education Insights. 2021. https://doi.org/10.4108/eai.14-9-2020.2305685
-
Dermer S., Hutchings J. Utilizing Movies in Family Therapy: Applications for Individuals, Couples, and Families // The American Journal of Family Therapy. 2010. Vol. 28. Pp. 163-180. https://doi.org/10.1080/019261800261734
-
Dovalis J. Cinema as Therapy: Grief and transformational film. Routledge, 2015
-
Gramaglia C., Abbate-Daga G., Amianto F., Brustolin A., Campisi S., De-Bacco C., Fassino S. Cinematherapy in the day hospital treatment of patients with eating disorders. Case study and clinical considerations // The Arts in Psychotherapy. 2011. Vol. 38 (4). Pp. 261-266. https://doi.org/10.1016/j.aip.2011.08.004
-
Heston M.L., Kottman T. Movies as metaphors: a counseling intervention // The Journal of Humanistic Education and Development. 1997. Vol. 36 (2). Pp. 92-99. https://doi.org/10.1002/j.2164-4683.1997.tb00377.x
-
Korczak D., Kister C., Huber B. Differentialdiagnostik des Burnout-Syndroms. Köln: Herausgegeben vom Deutschen Institut für Medizinische Dokumentation und Information (DIMDI). 2010. URL: https://portal.dimdi.de/de/hta/hta_berichte/hta278_bericht_de.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
-
Lewin B. Reconsideration of the dream screen // Psychoanalysis Quarterly. 1953. Vol. 22 (2). Pp. 174-199
-
Marsick E. Film Selection in a Cinematherapy Intervention With Preadolescents Experiencing Parental Divorce // Journal of Creativity in Mental Health. 2010. Vol. 5 (4). Pp. 374-388. https://doi.org/10.1080/15401383.2010.527789
-
Metz C. Cinema e Psicoanalisi. Venezia: Marsilio Editore, 1980
-
Morris L.W., Spiegler M.D., Liebert R.M. Effects of a therapeutic modeling film on cognitive and emotional components of anxiety // Journal of Clinical Psychology. 1974. Vol. 30 (2). Pp. 219-223. https://doi.org/10.1002/1097-4679(197404)30:23.0.co;2-3
-
Niemiec R.M., Wedding D. Positive psychology at the movies: Using films to build virtues and character strengths. Cambridge: Hogrefe, 2008
-
Nnenna U., Extension K. Impact of Violence Movie on Human Behaviour // INOSR Arts and Management. 2002. Vol. 8 (1). Pp. 21-26
-
Ozcakir A, Bilgel N. Educating medical students about the personal meaning of terminal illness using the film, “Wit” // Journal of Palliative Medicine. 2014. Vol. 17 (8). Pp. 913-917. https://doi.org/10.1089/jpm.2013.0462
-
Rieger D., Bente G. Watching down cortisol levels? Effects of movie entertainment on psychophysiological recovery // Studies in Communication and Media. 2018. Vol. 7. Pp. 103-127. https://doi.org/10.5771/2192-4007-2018-2-103
-
Salomon G.Interaction of media, cognition and learning: an exploration of how symbolic forms cultivate mental skills and affect knowledge acquisition. San Francisco: Jossey-Bass, 1979
-
Sargent J.Comparison of Trends for Adolescent Smoking and Smoking in Movies, 1990-2007 // Journal of the American medical association. 2009. Vol. 301 (21). Pp. 2211-2213. https://doi.org/10.1001/jama.2009.745
-
Sharp C., Smith J.V., Cole A. Cinematherapy: metaphorically promoting therapeutic hange // Counselling Psychology Quarterly. 2002. Vol. 15 (3). Pp. 269-276. https://doi.org/10.1080/09515070210140221
-
Shmueli D., Prochaska J., Stanton A., Glantz S. Effect of Smoking Scenes in Films on Immediate Smoking // American journal of preventive medicine. 2010. Vol. 38 (4). Pp. 351-358. https://doi.org/10.1016/j.amepre.2009.12.025
-
Smithikrai C. Effectiveness of Teaching with Movies to Promote Positive Characteristics and Behaviors // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 217. Pp. 522-530. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.02.033
-
Solomon G. Reel Therapy: How Movies Inspire You to Overcome Life's Problems. Aslan Publishing, 2001
-
Stowell B. Cinema and the Unconscious: Filmic Representations of Dreams. University of Colorado, 2015
-
Do L.L.T.N. Bobo Doll Experiment // Encyclopedia of Child Behavior and Development. Ed. by S. Goldstein, J.A. Naglieri. Boston: Springer, 2011. P. 264. https://doi.org/10.1007/978-0-387-79061-9_379