Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (66) (2024)
УДК 37.015.3, 37.017.4, 316.6
DOI 10.24888/2073-8439-2024-66-2-50-59
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И МАКРОРЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В научной статье уточняются понятия этнической, региональной и макрорегиональной идентичности. Обосновывается возможность и целесообразность их различения и разграничения в качестве самостоятельных типов социальной идентичности личности. Обсуждается вопрос соотношения и взаимосвязи этнической идентичности с региональной и макрорегиональной, возможность их иерархического рассмотрения. Этническая, региональная и макрорегиональная идентичность в рамках статьи определяются как социальнопсихологические категории. Этническая идентичность трактуется как динамичное и многомерное образование, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве члена определенной этнической группы/общности. Региональная идентичность рассматривается как динамичное и многомерное образование, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве жителя определенного региона. Макрорегиональная идентичность трактуется как динамичное и многомерное образование, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве представителя определенного макрорегионального объединения территорий. Устанавливается тесная взаимосвязь между понятиями, их непротиворечивость и взаимодополняемость, а также невозможность их однозначного иерархического рассмотрения ввиду индивидуальных критериев значимости каждого из типов идентичности, зависящих от структуры Я-концепции и системы ценностей человека. С привлечением исторического и социокультурного контекста обосновывается возможность и целесообразность изучения макрорегиональной идентичности для лиц, проживающих на территории Среднего Поволжья, включающего Ульяновскую, Самарскую, Саратовскую области, а также Республики Татарстан и Чувашия. Намечаются перспективы исследований этнической, региональной и макрорегиональной идентичности для воспитания межэтнической толерантности в поликультурном макрорегионе.
Ключевые слова
этническая идентичность; региональная идентичность; макрорегиональная идентичность; социальная идентичность; этнос; регион; макрорегион; Среднее Поволжье; поликультурное пространство
ON THE RELATIONSHIP BETWEEN ETHNIC, REGIONAL AND MACRO-REGIONAL IDENTITY IN A MULTICULTURAL SPACE
The scientific article clarifies the concepts of ethnic, regional and macro-regional identity. The article substantiates the possibility and expediency of their distinction and delimitation as independent types of social identity of a person. The question of correlation and interrelation of ethnic identity with regional and macro-regional identity, the possibility of their hierarchical consideration is discussed. Ethnic, regional and macro-regional identity is considered as socio-psychological categories within the framework of the article. Ethnic identity is interpreted as a dynamic and multidimensional formation, which characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a member of a certain ethnic group/community. Regional identity is considered as a dynamic and multidimensional formation that characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a resident of a certain region. Macro-regional identity is considered as a dynamic and multidimensional formation, which characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a representative of a certain macro-regional association of territories. The close interrelation between the concepts, their consistency and complementarity, as well as the impossibility of their unambiguous hierarchical consideration due to individual criteria of importance of each type of identity, depending on the structure of self-concept and the system of values of a person are established. Using the historical and socio-cultural context, we substantiate the possibility and expediency of studying macro-regional identity for people living in the Middle Volga region, including the Ulyanovsk, Samara, Saratov regions, as well as the Republics of Tatarstan and Chuvashia. Prospects for research on ethnic, regional and macro-regional identity for the education of interethnic tolerance in a multicultural macro-region are outlined.
Key words:
ethnic identity; regional identity; macro-regional identity; social identity; ethnos; region; macro-region; Middle Volga region; multicultural space
Список литературы
-
Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования в г. Москве): автореф. дис. … канд. ист. н. М., 1993. 26 с
-
Евдокимов Е.А. Этнокультурная идентичность в условиях внешнего миграционного давления (на примере жителей республик Южной Сибири): дис. … канд. филос. н. Абакан, 2019. 133 с
-
Леонтьева О.Б., Цыганова Я.М. Волга и Поволжье на «Ментальной карте» российского общества XIX - начала ХХ в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 4(8). С. 131-139
-
Мальтинникова Н.П. Этнопсихологические особенности формирования родительства в поликультурной среде (на примере казахских, татарских и русских семей): автореф. дис. … канд. пед. н. Самара, 2005. 28 с
-
Мальцев А.А. Послевоенная реэмиграция населения в Среднее Поволжье (1945-1951 гг.) // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. № 6-1. С. 113-115
-
Назукина М.В., Подвинцев О.Б. Российская Федерация как система и иерархия идентичностей // Вестник Пермского научного центра. 2013. № 4. С. 44-51
-
Преображенский Ю.В. Районирование Урало-Поволжья для целей пространственного планирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Науки о Земле. 2019. № 2 (19). С. 97-103. https://doi.org/10.18500/1819-7663-2019-19-2-97-103
-
Русских Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2013. № 2 (13). С. 178-180
-
Сидорякин Р.В. Научно-теоретическое обоснование понятия «этническая идентичность» в мировой психологической парадигме // Психология образования в поликультутрном пространстве. 2022. № 2 (58). С. 22-34. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2022-58-2-22-34
-
Цветкова И.В. Типология региональной идентичности населения (на примере Самарской области) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2020. № 2 (54). С. 71-87. https://doi.org/10.21685/2072-3016-2020-2-8
-
Цыганова Я.М. К истории географического наименования «Среднее Поволжье» // Вестник Самарского госудасртвенного университета. 2015. № 11 (133). С. 154-162
-
Шарапов В.В. Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья: дис. … д. псих. наук. Самара, 2018a. 587 с
-
Шарапов В.В. Проблема формирования национального (этно-национального) сознания и этнического самосознания населения Среднего Поволжья на современном этапе развития российского общества // АНИ: педагогика и психология. 2018b. № 2 (23). С. 433-436
-
Шарапов В.В. Генезис этнической идентификации у населения Среднего Поволжья в 1990-2000-е годы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. № 2. С. 91-97
-
Шелгунов Н.В. Очерки русской жизни. СПб.: О.Н. Попова, 1895. 1098 ст
-
Шкунов В.Н. Среднее Поволжье в системе внешней торговли Российской империи в XVIII-XIX веках. Ульяновск: УлГУ, 2011. 200 с
-
Шушарина Г.А. Ценностные номинации региональной идентичности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 179-184
-
Щербаков А.Ю. Символические границы макрорегиональной идентичности: Уральский случай // Дискурс-Пи. 2014. № 2-3. С. 202-206
-
Lewin K. Resolving social conflicts. New York: Harper, 1948
-
Pedeliento G., Kavaratzis M. Bridging the gap between culture, identity and image: a structurationist conceptualization of place brands and place branding // Journal of product and brand management. 2019. Vol. 28 (3). Pp. 348-363. https://doi.org/10.1108/JPBM-01-2018-1735
-
Social identity and intergroup relations. Ed. by H. Tajfel. Cambridge: Cambridge University Press, 1982
-
Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict // The social psychology of intergroup relations. Ed. by W.G. Austin, S. Worchel. Monterey: Brooks/Cole, 1979. Pp. 33-48