Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (66) (2024)
УДК 159.955
DOI 10.24888/2073-8439-2024-66-2-60-68
РОЛЬ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ
Когнитивный стиль является одним из наиболее разнообразных конструктов в психологии, так как объединяет разные подходы к классификации индивидуальных особенностей обработки информации, принятия решения и стратегий когнитивной деятельности, в том числе эффективности обучения. Расширяющиеся возможности онлайн-обучения, причем не только в формате преподаватель-ученики, но и мозг-компьютер, актуализируют разработку персонализированных интерфейсов с учетом индивидуальных когнитивных характеристик пользователей. В связи с этим в статье представлены результаты анализа соотношения показателей когнитивного стиля на метакогнитивном уровне с применением разных подходов их классификации. В исследовании принимали участие 92 студента факультета гуманитарного образования в возрасте 18-23 лет. Для определения показателей экстраверсии-интроверсии, сенсорики-интуиции, мышления-чувства и импульсивности-рассудочности, согласно методике Д. Кейрси, и профиля стилей мышления, согласно подходу Харрисона-Брэмсона, использовали компьютеризированную программу с предъявлением соответствующих формулировок ситуаций. Оценивали также вклад в организацию профиля когнитивных стилей мотивации приближения-избегания (системы BIS-BAS) с применением опросника Грея-Уилсона. Установлено, что аналитический и реалистический когнитивные стили представляют наиболее дифференцированные способы организации стилевых характеристик, причем вклад рациональной функции «мышление» присутствует в регрессионных моделях этих стилей, однако с большим вкладом в стиль Аналитик и дополнительным влиянием мотивационных функций системы BIS-BAS. Следовательно, при разработке интерфейса образовательной программы с обратной связью для оптимизации взаимодействия в системе мозг-компьютер следует учитывать различия в восприятии информации для представителей аналитического и реалистического стилей мышления и мотивационной составляющей когнитивной деятельности.
Ключевые слова
когнитивный стиль; стиль мышления; рациональное и иррациональное мышление; персонализированный интерфейс мозг-компьютер; онлайн обучение
THE ROLE OF COGNITIVE STYLE IN THE FORMATION OF PERSONALIZED TRAINING PROGRAMS
Cognitive style is one of the most multilevel constructs in psychology, as it combines different approaches to classifying individual characteristics of information processing, decision making and strategies of cognitive activity, including learning efficiency. The expanding possibilities of online learning, not only in the teacher-student format, but also in the brain-computer format, actualize the development of personalized interfaces taking into account the individual cognitive characteristics of users. In this regard, the article presents the results of an analysis of the relationships of cognitive style indicators at the metacognitive level using different approaches to their classification. The study involved 92 students of the Faculty of Humanitarian Education aged 18-23 years. To determine the indicators of extraversion - introversion, sensory - intuition, thinking - feeling and impulsiveness - rationality according to D. Keirsey's method and a profile of thinking styles according to the Harrison-Bramson approach, a computerized program was used with the presentation of the corresponding formulations of situations. Also, the contribution of the approach-avoidance motivation (BIS-BAS system) to the organization of the cognitive style profiles was assessed using the Gray-Wilson questionnaire. It has been shown that analytical and realistic cognitive styles represent the most differentiated ways of organizing style characteristics, and the rational function “thinking” is present in the regression models of these styles, but with a greater effect in the Analyst style. The BIS-BAS systems have been the additional influence on these cognitive styles. Consequently, differences in the information processing by representatives of analytical and realistic styles of thinking together with the motivational component of cognitive activity should be taken into account when developing interface of an educational program with feedback to optimize interaction in the brain-computer system.
Key words:
cognitive style; thinking style; rational and irrational thinking; personalized brain-computer interface; online learning
Список литературы
-
Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. 352 с
-
Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Софронова М.В. Краткая форма личностного опросника Грея-Уилсона // Вопросы психологии. 2004. № 4. C. 113-122
-
Ластовенко Д.В. Когнитивные стили обучения студентов инженерных специальностей // Социально-гуманитарные технологии. 2020. № 1. С. 68-74
-
Лобанов А.П., Верамейчик В.Ю. Сравнительный анализ стилей обучения бакалавров и магистрантов гуманитарного профиля // Педагогическая наука и образование. 2020. № 1 (30). С. 86-89
-
Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. 236 с
-
Разумникова О.М., Яшанина А.А. Значение когнитивного стиля и полушарного доминирования в проектировании индивидуальной траектории обучения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 226-230
-
Тицкий А.Г. Когнитивные стили и учебная деятельность. Минск: ВА РБ, 2017. 202 с
-
Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с
-
Юнг К. Психологические типы. М.: Прогресс, 1995. 716 с
-
Adewale O.S., Agbonifo O.C., Ibam E.O., Makinde A.I., Boyinbode O.K., Ojokoh B.A., Olabode O., Omirin M.S., Olatunji S.O. Design of a personalised adaptive ubiquitous learning system // Interactive Learning Environments. 2024. Vol. 32 (1). Pp. 208-228. https://doi.org/10.1080/10494820.2022.2084114
-
Davidson R.J. Affective style and affective disorders: perspectives from affective neuroscience // Cognition and Emotion. 1998. Vol. 12 (3). Pp. 307-330. https://doi.org/10.1080/026999398379628
-
El Guabassi I., Bousalem Z., Al Achhab M., Jellouliet I., El Mohajir B.E. Personalized adaptive content system for context-aware ubiquitous learning // Procedia Computer Science. 2018. Vol. 127. Pp. 444-453
-
Gray J.A. Personality dimensions and emotion systems // The Nature of Emotion. Ed. by P. Ekman, R.J. Davidson. New York: Oxford University Press, 1994. Pp. 329-331
-
Gray J.A., McNaughton N. The neuropsychology of anxiety: reprise // Perspectives on Anxiety, Panic and Fear. Ed. by D.A. Hope. Lincoln: University of Nebraska Press, 1996. Pp. 61-134
-
Gumbheer C.P., Khedo K.K., Bungaleea A. Personalized and Adaptive Context-Aware Mobile Learning: Review, challenges and future directions // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27. Pp. 7491-7517. https://doi.org/10.1007/s10639-022-10942-8
-
Harrison A.F., Bramson R.M. The art of thinking: The classic guide to increasing brain power. New York: Berkley Books, 1984
-
Hartwigsen G., Bengio Y., Bzdok D. How does hemispheric specialization contribute to human-defining cognition? // Neuron. 2021. Vol. 109 (13). Pp. 2075-2090. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2021.04.024
-
Keirsey D., Bates M.M. Please Understand Me: An Essay on Temperament Styles. Del Mar: Prometheus Nemesis Books, 1978
-
Perspectives on Thinking, Learning, and Cognitive Styles. Ed. by R.J. Sternberg, L.F. Zhang. Mahwah, London: Lawrence Erlbaum, 2001
-
Turner B.O., Marinsek N., Ryhal E., Miller M.B. Hemispheric lateralization in reasoning // Annals of the New York Academy of Science. 2015. Vol. 1359 (1). Pp. 47-64. https://doi.org/10.1111/nyas.1294