Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (66) (2024)
УДК 372.882
DOI 10.24888/2073-8439-2024-66-2-69-76
АНАЛИЗ ВНУТРИТЕКСТОВЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫХ ВКЛЮЧЕНИЙ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
В большинстве программных документов подчеркивается, что цель обучения всем филологическим дисциплинам в школе предусматривает не только практическое владение изучаемыми предметами, но и развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне и самостоятельно совершенствоваться в предстоящей профессиональной деятельности. Поэтому включение в учебный процесс сведений о материальной и духовной культуре народов способствует гуманизации образования и развитию личности ученика. Решение ключевой задачи школьного литературного образования - формирование читательской грамотности - неразрывно связано с осмыслением изучаемых по школьной программе произведений литературы в контексте истории, философии, культуры. В данной статье предлагаются и рассматриваются на конкретных примерах методические возможности изучения произведений Н.В. Гоголя, где присутствуют интермедиальные элементы (включения), связанные с хореографией (танец, пляска). В художественной картине мира, представленной в повестях «Заколдованное место» (5 класс) и «Тарас Бульба» (7 класс), эти хореографические интермедиальные включения имеют важное смыслообразующее значение. Их осмысление на уроках литературы обладает большим дидактическим и аксиологическим потенциалом для разностороннего формирования личности школьников, их духовно-нравственного и эстетического воспитания. В ходе анализа на уроке литературы хореографических интермедиальных включений у учеников появляется возможность расширить представления о танце как особом виде человеческой активной жизнедеятельности. Анализ таких включений способствует обеспечению эффективного решения образовательных, развивающих, воспитательных задач, расширению и углублению культурологического аспекта в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов, формированию читательской грамотности школьников.
Ключевые слова
хореографические интермедиальные включения; читательская грамотность; код искусства; танец; топос; хронотоп; стили речи; духовно-нравственное и эстетическое воспитание; культурологический аспект
THE ANALYSIS OF INTRA-TEXT CHOREOGRAPHIC INTERMEDIAL INCLUSIONS DURING SCHOOL LESSONS
Most program documents emphasize that the goal of teaching all philological subjects at school involves not only practical knowledge of the subjects studied, but also the development of the student’s personality, capable and willing to participate in communication at the intercultural level and independently improve in their upcoming professional activities. Therefore, the inclusion in the educational process of information about the material and spiritual culture of peoples contributes to the humanization of education and the development of the student’s personality. Solving the key task of school literary education - the formation of reading literacy - is inextricably linked with the comprehension of the works of literature studied in the school curriculum in the context of history, philosophy, and culture. This article proposes and discusses, using specific examples, methodological possibilities for studying the works of N.V. Gogol, where there are intermedial elements (inclusions) associated with choreography (dance, dancing). In the artistic picture of the world presented in the stories “The Enchanted Place” (grade 5) and “Taras Bulba” (grade 7), these choreographic intermedial inclusions have important meaning-forming significance. Their comprehension during literature lessons has great didactic and axiological potential for the versatile formation of the personality of schoolchildren, their spiritual, moral and aesthetic education. During the analysis of choreographic intermedial inclusions in a literature lesson, students have the opportunity to expand their understanding of a dance as a special type of human active life activity. The analysis of such inclusions helps to ensure effective solutions of educational, developmental, educational tasks, expansion and deepening of the cultural aspect in achieving personal, meta-subject goals.
Key words:
choreographic intermedial inclusions; reading literacy; art code; dance; topos; chronotope; speech styles; spiritual, moral and aesthetic upbringing; cultural aspect
Список литературы
-
Аитов В.Ф. Использование песенного материала в обучении английскому языку в 5-6 классах средней общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1993. 28 с
-
Аитов В.Ф., Ерыкина М.А., Аитова В.М. Роль песенного материала в реализации концепции иноязычного образования в школе и вузе. Воронеж: АртПринт, 2020. 174 с
-
Андреева И.А. Использование разножанровой молодежной музыки в обучении монологической речи учащихся-подростков (английский язык, старшие классы средней общеобразовательной школы): дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2002. 194 c
-
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с
-
Вершинина Г.В. Использование музыки в процессе работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1995. 18 с
-
Гнилова Т.Н. Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников с опорой на популярную песенную мелодику: дис. … канд. пед. наук. М., 2001. 171 с
-
Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. Т. 1: Вечера на хуторе близ Диканьки; Т. 2: Миргород. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. 664 c
-
Завальный В.А. Учебная песня как средство формирования познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку: дис. … канд. пед. наук. Елец, 2000. 255 с
-
Кузьменкова А.П., Кузьменкова Ю.Б., Ерыкина М.А. Simple Grammar Songs for Young Learners. М.: «Звуковая книга», 2016
-
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, 2000. 528 с
-
Манн Ю.В. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 744 с
-
Орлова Н.Ф. Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности: английский язык: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1991. 217 с