Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (66) (2024)
УДК 372
DOI 10.24888/2073-8439-2024-66-2-77-88
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность заявленной проблемы в рамках совершенствования методологии исследования информационной образовательной среды связана с постоянно обновляющимся контентом в процессе взаимодействия непосредственных участников иноязычного образования. Интеллектуальная составляющая программно-методического сопровождения и поддержки учителей иностранного языка в регионе становится приоритетной для программы и хода авторского поиска. Цель исследования - разработка и апробация ценностной модели, в основании которой полилингвальность и поликультурность информационно-образовательной среды в системе непрерывного профессионального образования учителей иностранного языка. В качестве материала исследования выбраны учебно-методические пособия и методические рекомендации для системы непрерывного профессионального образования педагога, а также материальные продукты экспертной деятельности учителей иностранных языков школ Новосибирска и Новосибирской области. Методы исследования включают моделирование и проектирование пространства взаимодействия на основе анализа имеющегося корпуса методических приемов и коммуникативных развивающих заданий в пространстве программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Результаты отражают материальные продукты деятельности педагогов в свете духовно-нравственного воспитания, а также в реализации современных технологий формирования коммуникативной компетенции обучающихся в системе непрерывного профессионального образования педагогов. Экспертиза лингвокультурных реалий впервые представлена как важная практическая часть в плане совершенствования методологии исследования актуальных аспектов гуманизации полиязыкового образовательного пространства и профессионального дискурса педагога-практика. В заключение сформулированы актуальные аспекты развития методологии исследования информационной образовательной среды. Результаты исследования могут быть полезными при проведении подобных поисков в плане актуализации проблемы совершенствования методологии исследования современного образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования современного педагога.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция; полилингвальность; поликультурность; повышение квалификации; педагогические кадры
TOPICAL ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF THE RESEARCH METHODOLOGY OF THE INFORMATION AND EDUCATION SPACE OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
The relevance of the problem outlined in the title of the article within the framework of improving the methodology of studying the communicative competence of students largely concerns a constant renewal of educational environment of participants interaction in education. The latter is currently focused on the key aspects of the preservation of traditional Russian values, reflected in the critical consideration of topical issues of improving the communicative culture of the individual. The purpose of the study is to develop and test a value model based on the conceptual design of the information and educational environment in the system of continuing professional education of a teacher as an important factor and condition for improving the communicative competence of a person. The research material selected includes teaching aids and methodological recommendations for the system of continuous professional education of teachers, as well as material products of expert activities of foreign language teachers in schools in Novosibirsk and the Novosibirsk region. The research methods include corpus technology, modeling and design of the interaction space based on the analysis of the existing corpus of methodological techniques and developmental tasks of a modern lesson, as well as the analysis of linguistic tools in the process of examination of linguistic and cultural concepts in terms of Intelligence Methodology within the actual aspects of developing the methodology of the research of the constantly renewing educational environment of interaction of participants of educational process. The results can be of use for those who are in the scientific space.
Key words:
communication competence; multulingua; multicultures; upgrading; educators
Список литературы
-
Барышников Н.В. Насущные проблемы методики обучения иностранным языкам как искусства // Иностранные языки в школе. 2022. № 3. С. 1-12
-
Буланкина Н.Е. Интеллектуальная составляющая в концептосфере учителя иностранного языка в cвете концепции А.А. Леонтьева // Иностранные языки в школе. 2021. № 10. С. 73-79
-
Буланкина Н.Е. Информационно-образовательная среда как фактор повышения эффективности профессионального образования // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2014. № 2 (6). С. 17-27
-
Буланкина Н.Е. Культурное самоопределение личности в поликультурном мире новых вызовов и новой ответственности педагога-наставника // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 4 (64). С. 62-72. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-64-4-62-72
-
Буланкина Н.Е., Максимова Н.В. Коммуникативная культура педагога в аспекте современных образовательных ценностей // Педагогический имидж. 2019. Том 13. № 3 (44). С. 442-451. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2019-13-3-442-451
-
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во АСТ, 2022. 576 с
-
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Урок иностранного языка и интерес учащихся как показатель его результативности // Иностранные языки в школе. 2022. № 1. С. 2-10
-
Землина Ю.В. Методологическая функция интегративной педагогики в мировоззренческом контексте // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 5. С. 19-24
-
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 229 с
-
Иванова С.В., Иванов О.Б. Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства // Ценности и смыслы. 2023. № 3 (85). С. 61-73. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-3-61-73
-
Карташова В.Н., Крикунов А.Е., Архангельская Н.Н. Латынь как учебный предмет в европейской системе школьного образования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 4 (64). С. 24-37. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-64-4-85-96
-
Колесников А.А. Интеллектуально ориентированное направление развития языкового образования // Иностранные языки в школе. 2023. № 1. С. 6-14
-
Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка. М.: Детская литература, 1984. 127 с
-
Лурия А.Р. Язык и сознание. СПб.: Питер, 2022. 448 с
-
Мельниченко Н.П., Одинцова Е.С. Ситуативно-тематические задания на занятиях русского языка как иностранного // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 4 (64). С. 117-124. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-64-4-117-124
-
Осиновская Л.М. Лингвистические средства выражения концепта «учение» в русском и англоязычном педагогическом дискурсе // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2023. № 4 (6). С. 66-81
-
Пассов Е.И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. Кн. 5. Елец: МУП «Типография», 2013. 452 с
-
Соколова Л.В., Черенкова Л.В. Формирование ментальных репрезентаций: новый подход к объяснению природы антиципационной деятельности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 4 (64). С. 24-37. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-64-4-24-37
-
Тарева Е.Г. Языковое образование: векторы трансформации // Иностранные языки в школе. 2022. № 10. С. 5-10
-
Твердохлебова И.П. Проектная деятельность как технология инновационной педагогической практики для эффективного развития, образования и воспитания личности школьника // Иностранные языки в школе. 2023. № 2. С. 4-6
-
Цыбанева В.А., Малетина О.А. Контроль качества иноязычного образования способом устно-речевого общения // Сибирский учитель. 2023. № 6 (151). С. 27-31
-
Щербатых С.Ф., Рагожина О.А. Педагогические сообщества как ресурс профессионального развития современного учителя // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 4 (64). С. 146-153. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-64-4-146-153
-
Bulankina N., Galskova N., Кoryakovtseva N., Nikitenko Z. The Content of Language Training of the Engineer of the Future in the Context of an Ecological and Social Approach // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives. IEEHGIP 2022. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol 499. Ed. by Z. Anikina. Springer, 2022. Pp. 168-175. https://doi.org/10.1007/978-3-031-11435-9_18
-
Egorova E.V., Bulankina N.E. Strategy and tactics of current professional education: axiological approach // XV International Scientific Conference on Precision Agriculture and Agricultural Machinery Industry «State and Prospects for the Development of Agribusiness - INTERAGROMASH 2022», Rostov-on-Don, Russia. Vol. 363. Ed. by I. Malygina. E3S Web of Conferences. 2022. Article 04038. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202236304038
-
Molokova A.V., Bulankina N.E. Methodological Support for Educators: recurrent professional development perspectives in the aspect of distance learning // Pedagogical IMAGE. 2020. Vol. 14 (4). Pp. 648-657. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2020-14-648-657
-
Murugova E.A., Bulankina N.E., Mishutina O.V.Communicative strategy of University education: current discourse. E3S Web of Conferences // XIV International Scientific and Practical Conference “State and Prospects for the Development of Agribusiness - INTERAGROMASH 2021”, Rostov-on-Don, Russia. Ed. by. D.Rudoy, A. Olshevskaya, N. Ugrekhelidze. E3S Web of Conferences. Vol. 273. 2021. Article 12152. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312152