Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (66) (2024)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2024-66-2-106-114
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье отражены результаты исследования, посвященного изучению актуальной проблемы развития навыков межкультурной коммуникации у обучающейся молодежи. Мы убеждены, что развитие таких навыков у современных студентов обеспечит повышение уровня их подготовленности к ситуации «диалога культур» на современном этапе развития образования. Значимо и важно влияние развитости упомянутых навыков на постижение обучающейся молодежью иного мировоззрения у носителей разных культур; нравственных начал; представлений о культуре разных национальностей, стран и конфессий. Автором представлены: анализ теоретических задач развития навыков межкультурной коммуникации у обучающейся молодежи; возможные ориентиры, практики в развитии данной тематики. В качестве цели подготовленной публикации были определены: описание позиций исследователей: культурологов, психологов, педагогов, социологов в рамках данной психолого-педагогической проблемы. В публикации были задействованы такие методы теоретического исследования, как анализ и синтез изученных литературных источников; обобщение имеющейся психолого-педагогической информации по теме исследования. Относительную уникальность данной работы закрепляют фрагментарный анализ и рекомендации по использованию методов и средств, которые могут быть эффективными для воздействия на обучающуюся молодежь. Кроме того, рассмотрены подходы китайских, российских и других современных ученых по вопросам развития навыков межкультурной коммуникации у обучающейся молодежи средствами цифровых технологий. Средства цифровых технологий определяются современными тенденциями цифровизации и информатизации образования. Обучающаяся молодежь должна иметь определенные компетенции по использованию средств цифровых образовательных ресурсов. Именно современные цифровые технологии могут быть успешно интегрированы в образовательный процесс для развития навыков межкультурной коммуникации у обучающейся молодежи университетов. Статья предназначена для углубления теоретических и методических представлений о современных методах и средствах, технологиях процесса развития навыков межкультурной коммуникации у обучающейся молодежи.
Ключевые слова
межкультурная коммуникация; развитие навыков; обучающаяся молодежь; диалог культур; современные цифровые технологии
THE DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMMUNICATION SKILLS IN STUDENTS AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
The article reflects the results of the research devoted to the study of a topical problem of the development of intercultural communication skills in young students. We are convinced that the development of such skills in modern students will provide an increase in the level of their preparedness for the situation of "dialog of cultures" at the present stage of education development. The influence of the development of these skills on the comprehension by the young students of a different worldview of carriers of different cultures, moral principles, ideas about the culture of different nationalities, countries and confessions is significant and important. The author presents: the analysis of theoretical problems of the development of skills of intercultural communication in young people; possible guidelines, practices in the development of this topic. As the purpose of the publication the following was defined: description of researchers’ positions: cultural scientists, psychologists, teachers, sociologists within the framework of this psychological and pedagogical problem. The publication involved such methods of theoretical research as the analysis and synthesis of the studied literary sources; generalization of the available psychological and pedagogical information on the topic of research. The relative uniqueness of this work is consolidated by fragmentary analysis and recommendations on the use of methods and means that can be effective in influencing young people in training. In addition, the approaches of Chinese, Russian and other contemporary scholars on the development of intercultural communication skills in young learners by means of digital technologies are considered. Digital technology tools are determined by modern trends of digitalization and informatization of education. Young learners should have certain competencies in using the means of digital educational resources. It is modern digital technologies that can be successfully integrated into the educational process for the development of intercultural communication skills of university youth learners. The article is intended to deepen the theoretical and methodological understanding of modern methods and means, technologies of the process of developing the skills of intercultural communication among young people.
Key words:
intercultural communication; skill development; young students; dialog of cultures; modern digital technologies
Список литературы
-
Буданцев Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. 2020. № 27 (317). С. 120-127. URL: https://moluch.ru/archive/317/72477/ (дата обращения: 20.05.2024)
-
Василенко Е.А., Долгова В.И., Бароненко А.С. Структура психологической готовности к межкультурной коммуникации у студентов педагогического вуза с профильной подготовкой по иностранному языку // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 109-115
-
Длугач Т.Б. В.С. Библер как феномен философской культуры XX века // Вопросы философии. 2010. № 9. С. 154-166
-
Кабакчи В.В. Практика англоязычной межкультурной коммуникации. СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 480 с
-
Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. № 22 (3). С. 61-73
-
Кожевников М.В., Мухамбетова А.М., Салимова Л.Г. Межкультурная компетенция в поликультурной образовательной среде: особенности формирования // Педагогические чтения. Ежегодник. Том 1. Волгоград: «Абсолют», 2019. С. 14-16
-
Кутбиддинова Р.А., Еромасова А.А. Полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326. С. 174-179
-
Муртазина Э.И. Развитие межкультурной компетентности студентов на занятиях иностранного языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 1 (33). С. 24-28
-
Оганян Л.Г. Методы развития навыков межкультурной коммуникации // Вестник науки. 2023. Т. 3. № 6 (63). С. 286-288
-
Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити Дана, 2004. 271 с
-
Семенов А.В. Цифровизация образования: проблемы и пути развития // Инновационное развитие образования. 2019. № 4. С. 52-59
-
Такиуллин Т.Р. Влияние цифровизации на систему образования // Молодой ученый. 2021. № 47 (389). С. 5-8. URL: https://moluch.ru/archive/389/85723/ (дата обращения: 20.05.2024)
-
Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. Отв. ред. И.В. Дворецкая. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 155 с
-
Хаджаров М.Х. Глобальные социокультурные процессы и духовная безопасность России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 3 (178). С. 72-83
-
Чжоу С. Полиэтническая образовательная среда вуза как фактор межкультурной адаптации студентов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 2 (62). С. 107-119. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2023-62-2-107-119