Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (66) (2024)
УДК 37.032.5
DOI 10.24888/2073-8439-2024-66-2-106-115
ФОРМИРОВАНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье раскрываются теоретико-методологические особенности формирования риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности в вузе. На основе теоретического анализа, систематизации и обобщения психолого-педагогических изысканий отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике выявлена и обоснована архитектоника данного феномена, представленная мотивационно-когнитивным, операционально-прогностическим и аксиологическим компонентами. Уточнено и конкретизировано понятие «риск-ориентированное мышление специалистов по техносферной безопасности», которое рассматривается как интегративный вид профессионального мышления, характеризующийся способностью эффективно анализировать, прогнозировать и оценивать возможные риски возникновения негативных факторов воздействия на человека и окружающую природную среду на основе глубоких знаний в области техносферной безопасности, обусловленных наличием внутренней мотивации к непрерывному повышению уровня профессиональной компетентности, и морально-нравственных убеждений, способствующих принятию взвешенных, в том числе нестандартных, решений и обеспечивающих устойчивую профилактику аварийных ситуаций. Формирование риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности детерминируется совокупностью системного, деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов, позволяющих смоделировать педагогический процесс и создать педагогические условия овладения специалистами-бакалаврами по техносферной безопасности этой значимой компетенцией.
Ключевые слова
риск-ориентированное мышление; специалисты по техносферной безопасности; структурные компоненты; методологические подходы
FUTURE TECHNOSPHERE SAFETY SPECIALISTS’ RISK-BASED THINKING FORMATION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT
The article deals with theoretical and methodological peculiarities of future technosphere safety specialists’ risk-based thinking formation at a higher school. On the basis of theoretical analyses, systematization and generalization of Russian and foreign psychological and pedagogical researches on the problem the architectonics of the phenomenon was identified and justified, and presented as a set of motivation and cognitive, operation and prognostic and axiological components. The term “technosphere safety specialists’ risk-based thinking” is refined and specified, it is considered as an integrative kind of professional thinking characterized by an ability to analyze, anticipate, evaluate effectively possible risks of negative factors influencing a person and nature environment on the basis of technosphere safety profound knowledge due to inner motivation to continuous raising the level of professional competency and moral and ethical beliefs that contribute to the decision making including non-standard one, and ensuring steady emergency prevention scenarios. Future technosphere safety specialists’ risk-based thinking formation is determined by a set of system, activity, competency and axiology approaches allowing one to model pedagogical process and create pedagogical conditions for mastering this important competence by bachelors in the sphere of technosphere safety.
Key words:
risk-based thinking; technosphere safety specialists; structural components; methodological approaches
Список литературы
-
Андреев В.Д. Риск-ориентированное мышление как основа повышения результативности аудита хозяйствующих субъектов // Sochi journal of economy. 2019. № 13 (4). С. 427-437
-
Богданова Е.П., Леонтьева Д.С. Аспекты экологической безопасности и риск-ориентированного мышления в деятельности студентов-спасателей Курганского государственного университета // Наука XXI века: технологии, управление, безопасность. Материалы II национальной научной конференции. Отв. ред. Е.Н. Полякова. Курган: Курганский государственный университет, 2022. С. 363-366
-
Губина М.В. Развитие абнотивности педагогов в условиях локальной профессиональной среды // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 256
-
Дзятковская Е.Н. Безопасность человека в информационной среде как задача экологического образования // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 4. С. 110-121
-
Жемчугова О.В. Развитие терминологии риск-менеджмента применительно к системе менеджмента качества организации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 11-1. С. 64-69. https://doi.org/10.17513/vaael.790
-
Криворотенко С.Н. Освоение норм и правил безопасности как одной из основных потребностей человека в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности» // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 159-162
-
Кушнарёва О.В. Формирование рискологических компетенций студентов политехнического вуза: таксонометрический подход // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN419.pdf (дата обращения: 20.05.2024)
-
Огрызкова Т.И., Манакова И.А. Применение риск-ориентированного мышления в организации по предоставлению банковских услуг // ЦИТИСЭ. 2019. № 3 (20). С. 5
-
Ольховая Т.А., Елисеев В.Н. Критическое мышление как основа развития информационно-познавательной самостоятельности студентов // Высшее образование сегодня. 2013. № 9. С. 46-51
-
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Издательство «Высшая Школа», 2004. 512 с
-
Полякова К.А. Роль педагога в формировании умений принимать решения в ситуациях риска у обучающихся // Школа молодых ученых по проблемам гуманитарных наук: Сборник материалов областного профильного семинара, Елец, 08 июня 2023 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. С. 218-220
-
Рахманкулова Н.Ф. Этическая ответственность в принятии решений // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 9. № 2. URL: http://www.j-spacetime.com/actual%20content/t9v2/2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.61.php?print=Y (дата обращения: 20.05.2024)
-
Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Процессное и риск-ориентированное мышление работников // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 2. С. 206-217. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-2-206-217
-
Философский словарь / Под редакцией И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с
-
Шадрин Р.О., Шаламова А.А. Возможности дидактической адаптации современных педагогических технологий к процессу обучения охране труда // Сборник тезисов докладов участников I Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Е.П. Масюткина. Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2020. С. 626-628