Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (66) (2024)
УДК 377.5
DOI 10.24888/2073-8439-2024-66-2-125-137
ВСЕРОССИЙСКОЕ ЧЕМПИОНАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПРОФЕССИОНАЛЫ» И МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЕТЕНЦИИ «АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ОТЕЛЯ»)
Статья посвящена проблеме развития нового чемпионатного движения в России. В настоящее время чемпионаты профессионального мастерства играют большую роль в развитии системы среднего профессионального образования. Россия - участник чемпионатного движения с 2012 года. Сравнительная характеристика международного движения WorldSkills и Всероссийского движения «Профессионалы» поможет определить сходства и основные различия между ними. Движение «Профессионалы» рассматривается также с точки зрения его взаимосвязи с Федеральным проектом «Профессионалитет» и как инструмент реализации главной цели проекта. Автор исследует организацию и проведение соревнований, имея практический опыт участия в региональном этапе в роли главного эксперта. В вопросе оценки Всероссийского чемпионатного движения важно учитывать мнения политических руководителей, экспертов, представителей сферы образования и ведущих предприятий страны. В современных условиях участие индустриальных партнеров в чемпионатном движении носит разнонаправленный характер. За основу в работе взята компетенция «Администрирование отеля». В процессе исследования выявлены ее особенности, а также обозначены достижения России в данной компетенции на разных уровнях. Для формирования профессиональных навыков будущих специалистов гостиничного сервиса большое значение имеют конкурсные задания компетенции. Отдельное внимание в статье уделено вопросу подготовки специалистов гостиничного сервиса под запрос работодателей. Исследован вопрос иноязычной подготовки в рамках участия по компетенции «Администрирование отеля». В статье рассмотрено понятие межкультурной коммуникации в сфере гостеприимства. Конкурсные задания и критерии оценки компетенции проанализированы с точки зрения международных стандартов. В заключение автором сделан вывод об эффективности реализации мероприятий в рамках движения «Профессионалы». Считается, что создание отечественных соревнований способствовало модернизации механизма их организации и проведения, а также совершенствованию системы подготовки и оценки участников по компетенции «Администрирование отеля».
Ключевые слова
чемпионат профессионального мастерства; компетенция; администрирование отеля; среднее профессиональное образование; конкурсное задание; индустриальный партнер; администратор; служба приема и размещения; иноязычная подготовка; международные стандарты
RUSSIAN CHAMPIONSHIP MOVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS «PROFESSIONALS» AND THE INTERNATIONAL WORLDSKILLS MOVEMENT: A COMPARATIVE ANALYSIS (BASED ON THE EXAMPLE OF THE COMPETENCY «HOTEL RECEPTION»)
The article is devoted to the problem of developing a new championship movement in Russia. Currently, championships of professional excellence play an important role in the development of the secondary vocational education system. Russia has been a participant in the championship movement since 2012. A comparative description of the international movement WorldSkills and the All-Russian movement “Professionals” helps to identify the similarities and main differences between them. The «Professionals» movement is also considered from the point of view of its relationship with the Federal Project «Professionalism» and as an instrument for realizing its main goal. The author studies the organization and conduct of competitions, having practical experience of participating in the regional stage as the main expert. In the issue of Russian Championship Movement, it is important to take into account the opinions of political leaders, experts, representatives of the education sector and leading enterprises of the country. In modern conditions, the participation of industrial partners in the championship movement is multidirectional. The scientific work is based on the «Hotel Reception» competency. During present research it was identified its features and Russia’s achievements at different levels. Competition tasks are of great importance for the formation of professional skills of future hotel service specialists. Special attention in the article is paid to the issue of training hotel service specialists at the request of employers. The issue of foreign language training within the framework of participation in the «Hotel Reception» competency was studied. The article examines the concept of intercultural communication in the sphere of hospitality. Competition tasks and competency assessment criteria are considered from the point of view of international standards. In conclusion, the author says about the effectiveness of the implementation of activities within the framework of the «Professionals» movement. It believes that the creation of domestic competitions contributed to the modernization of the mechanism for their organization and conduct, as well as the improvement of the system of training and evaluation of participants in the «Hotel Reception» competency.
Key words:
championship of professional skill; competence; hotel reception; secondary vocational education; competition task; industrial partner; administrator; reception service; foreign language training; international standards
Список литературы
-
Арсений Р.М. Проблемы обеспечения качества гостиничных услуг в новых условиях // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16. № 3. С. 45-55. https://doi.org/10.24412/1995-042X-2022-3-45-55
-
Бацына Я.В., Белоусова Н.А., Саляева Е.Ю. Подготовка студентов к демоэкзамену по стандартам «Worldskills Russia» по компетенции «Администрирование отеля» // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 34-37
-
Верещагин Е.M., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 246 с
-
Дегтеренко Л.Н., Мирзоян А.П. Из опыта реализации дополнительных профессиональных программ с учетом стандартов WorldSkills по компетенции «Ресторанный сервис» в ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и сервиса» // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 2 (44). С. 34-46
-
Ефремцева Т.Н., Киреева Ю.А. Travelskills как оценка качества подготовки кадров для индустрии туризма в России // Вестник РМАТ. 2019. № 3. С. 35-40
-
Забержинский Б.Э., Карева Н.В. Гостиничная индустрия: ее роль в развитии экономики, основные проблемы и пути их решения // Экономика, предпринимательство и право. 2016. № 1. С. 99-110
-
Коновалова Т.А. Движение «Молодые профессионалы» в стратегии развития туристской отрасли в Кемеровской области // Образование. Карьера. Общество. 2022. № 4 (75). С. 11-13
-
Малиновский Е.С. WorldSkills: достигай невозможного // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 9. С. 4-5
-
Одаренко Т.Е., Рудакова В.С. Направления развития межкультурных коммуникаций в гостиничном сервисе республики Крым // Таврический научный обозреватель. 2017. № 10-1 (27). С. 55-60
-
Потапов О.А., Мартынова Н.В. Феномен движения регионального чемпионата «Worldskills Russia» как основа мотивации труда участников образовательного пространства ГБПОУ СО «УрТАТиС» // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы Международной конференции (Екатеринбург, 05-06 декабря 2019 года). Том 2. Sedlčany: Ústav personalistiky, 2020. С. 119-124
-
Слизкова Е.В., Астаева С.С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО // Молодой ученый. 2016. № 6-2. С. 101-105