Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Куликова Т.И.. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К СКВЕРНОСЛОВИЮ

Актуальность обосновывается возрастающим количеством жалоб педагогов и родителей на слишком активное использование подростков сквернословия в своей речи, которая негативно сказывается на процессе построения диалога и чувстве вседозволенности ребенка. Использование подростком сквернословия в своей речи помогает им чувствовать себя более уверенно, так как, на их взгляд, делает их причастными к миру взрослых, возвышает среди остальных сверстников. Именно в подростковом возрасте проблема и своевременная профилактика сквернословия является наиболее острой темой, так как на данном этапе возрастного развития происходят качественные перемены, которые связаны с половым созреванием и переходом во взрослую жизнь. Цель исследования: теоретическим и эмпирическим путем изучить самооценку подростков со склонностью к сквернословию и предложить программу психолого-педагогической коррекции самооценки и формирования негативного отношения подростков к сквернословию. Для изучения уровня самооценки подростков со склонностью к сквернословию на констатирующем этапе эмпирического исследования использовался диагностический материал: методика «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалев) - цель: изучение уровня самооценки подростка; методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» (Дж. Морено) - цель: диагностика эмоциональных связей между членами группы; анкета «Сквернословие в моей жизни» - цель: изучение причин употребления сквернословия среди подростков и отношения к нему. На основе полученных диагностических данных об уровне самооценки подростков со склонностью к сквернословию была разработана программа психолого-педагогической коррекции самооценки и формирования негативного отношения подростков к сквернословию.
The relevance is justified by the growing level of complaints from teachers and parents about the too active use of obscene language in the speech of teenagers, which negatively affects the process of building a dialogue and the child's sense of permissiveness. The use of obscene language in the speech of a teenager helps them feel more confident, since, in their opinion, making them involved in the world of adults, rises above other peers. It is in adolescence that the problem and timely prevention of obscene language is the most pressing topic, since at this stage of age development there are constant qualitative changes that manifest themselves with puberty and the transition to adulthood. The purpose of the study: to theoretically and empirically study the self-esteem of adolescents with a tendency to obscene language and to offer psychological and pedagogical correction of self-esteem and the formation of a negative attitude of adolescents to obscene language. To study the level of self-esteem of a teenager with a tendency to swear at the ascertaining stage of the empirical study, the following diagnostic material was used: the method “Determining the level of self-esteem” (S. V. Kovalev) - goal: studying the level of self-esteem of a teenager; the method of diagnosing interpersonal and intergroup relations “Sociometry” (J. Moreno) - goal: diagnosing emotional connections between group members; the questionnaire “Foul language in my life” - goal: a reason for studying the use of foul language among teenagers and attitudes towards it. Based on the conclusion of diagnostic data on the level of self-esteem of teenagers with a tendency to swear, a program of psychological and pedagogical correction of self-esteem and the formation of a negative attitude of teenagers towards foul language was developed.

Поленякин И.В.. ПРЕДИКТОРЫ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Наставническая деятельность выступает одним из важных факторов становления профессиональной компетентности будущих педагогов. Навыки наставничества, полученные во время обучения в вузе, существенно расширяют возможности молодых людей, избравших профессию педагога. В этой связи, важным моментом воспитательно-образовательной деятельности в педагогических вузах, является внимание к предикторам, маркирующим эффективность обретения навыков наставничества у студенческой молодежи. Важнейшими предикторами наставнической деятельности являются: психологический, характеризующий индивидуальные качества личности студентов и профессиональный, включающий опыт усвоения специальных дополнительных образовательных программ, технологий, практико-ориентированных актов взаимодействия в системе «наставник-наставляемые». Данные предикторы взаимосвязаны и в совокупности дают возможность прогнозировать успешность наставнической деятельности. Целью статьи выступают теоретический анализ предикторов наставнической деятельности, характеристика качеств, способствующих эффективности данной деятельности у студенческой молодежи, и представление результатов эмпирического среза. Ядром исследовательских действий выступили психологический и профессиональный предикторы наставнической деятельности студенческой молодежи. Материалом анализа послужили личностно-профессиональные качества студентов с различным опытом погружения в наставничество в период обучения в педагогическом вузе. Данные исследования показали, что существуют различия в личностно-профессиональных качествах респондентов, которые осознанно ориентированны на наставническую деятельность, прошли обучение в рамках специального дополнительного образовательного курса, активно участвовали в волонтерской деятельности и т.д., и респондентов-студентов, которые не высоко оценивают ценность наставничества для будущей профессии педагога. К общим качествам относятся: морально-этические ориентиры, альтруистический вектор поведения, ориентация на взаимовыгодное коммуницирование.
Mentoring activity is one of the important factors in the development of professional competence of future teachers. Mentoring skills acquired during their studies at a university significantly expand the opportunities of young people who have chosen the teaching profession. In this regard, an important aspect of educational activities in pedagogical universities is attention to predictors that mark the effectiveness of acquiring mentoring skills among students. The most important predictors of mentoring activity are: psychological, characterizing the individual qualities of students, and professional, including the experience of mastering special additional educational programs, technologies, and practice-oriented acts of interaction in the mentor-mentee system. These predictors are interrelated and together make it possible to predict the success of mentoring activity. The purpose of the article is a theoretical analysis of the predictors of mentoring activity, characterization of the qualities that contribute to the effectiveness of this activity among students, and presentation of the results of the empirical survey. The core of the research activities were psychological and professional predictors of mentoring activities of student youth. The material for the analysis was the personal and professional qualities of students with different experiences of immersion in mentoring during their studies at a pedagogical university. The research data showed that there are differences in the personal and professional qualities of respondents who are consciously focused on mentoring activities, have been trained within the framework of a special additional educational course, actively participated in volunteer activities, etc., and student respondents who do not highly appreciate the value of mentoring for the future profession of a teacher. General qualities: moral and ethical guidelines, altruistic vector of behavior, orientation towards mutually beneficial communication.

Шарапов В.В., Сидорякин Р.В.. РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В научной статье изучаются и сопоставляются взгляды исследователей на соотношение этнической и государственной гражданской идентичности. Предоставляются аргументы в пользу позиции, предполагающей важную роль позитивной этнической идентичности личности в процессе становления государственной гражданской идентичности личности в поликультурном пространстве. Этническая идентичность трактуется в научной статье с социально-психологических позиций как динамичное и многомерное образование, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве члена определенной этнической группы/общности. Государственная гражданская идентичность, в свою очередь, представляет собой результат сложного процесса идентификации себя с государством, с гражданским обществом своей страны. Формирование этнической идентичности опирается на этническое самосознание, тогда как при государственной гражданской идентичности речь идет о государственном гражданском самосознании. Аргументируется мнение о естественной природе процесса этнической самоидентификации: этническая идентичность всегда присутствует в самосознании как более или менее смутное ощущение тяги к элементам своей этнокультуры. В то же время процесс государственной гражданской самоидентификации в большей степени является регулируемым процессом, предполагающим наличие более сложных предпосылок и более высокого уровня осмысленности. Выдвигается предположение о тесной взаимосвязи между рассматриваемыми понятиями, их непротиворечивость. Рассматривается процесс становления этнической идентичности и государственной гражданской идентичности в контексте онтогенеза и филогенеза. Обосновывается мнение о первичности этнической идентичности в поликультурном пространстве зрелого гражданского общества. Сопоставляются различные точки зрения и делаются выводы о возможности управления процессом становления государственной гражданской идентичности, воспитания патриотизма в поликультурном пространстве.
The article studies and compares the views of researchers on the relationship between ethnic and state civic identity. Arguments in favor of the position that assumes an important role of positive ethnic identity of a person in the process of formation of the state civil identity of a person in a multicultural space are presented. Ethnic identity is interpreted in the scientific article from socio-psychological positions as a dynamic and multidimensional formation, which characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a member of a certain ethnic group/community. State civic identity, in turn, is the result of a complex process of identifying oneself with the state, with the civil society of one's country. The formation of ethnic identity is based on ethnic self-consciousness, while the state civil identity is about national self-consciousness. The opinion about the natural nature of the process of ethnic self-identification is argued: ethnic identity is always present in self-consciousness as a more or less vague feeling of attraction to the elements of one's ethno-culture. At the same time, the process of national self-identification is to a greater extent a regulated process that presupposes the presence of more complex preconditions and a higher level of meaningfulness. The assumption of close interrelation between the considered concepts, their consistency is put forward. The process of formation of ethnic identity and state civil identity in the context of ontogenesis is considered. The opinion about the primacy (chronological) of ethnic identity in multicultural pro- space is substantiated. Different points of view are compared and conclusions are drawn about the possibility of managing the process of formation of the state civil identity, education of patriotism in a multicultural region.

Адалатова Е.Ю., Вергунов Е.Г., Николаева Е.И.. КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕПОЧКИ КОММУНИКАЦИИ «ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИМУЛ»-«ВЕРБАЛЬНЫЙ ПЕРЕСКАЗ» НА ПРИМЕРЕ «ФИЛЬМА О ГРУШАХ» У. ЧЕЙФА

Восприятие события - ежедневная активность головного мозга человека, позволяющая видеть мир не просто как отдельные не связанные между собой явления, но как некоторую непрерывную последовательность взаимосвязанных действий конкретных героев. Попытки анализировать структуру восприятия события производились с 1929г. и с разной интенсивностью продолжались и продолжаются вплоть до нашего времени. Сложность самого явления предполагает необходимость представленности в мозге мультимодальной интеграции отдельных элементов восприятия и требует создания инструментов для его анализа. В 1975 г У. Чейф с коллегами создали дизайн фильма, сюжет которого позволял исследователям самых разных направлении изучить это сложное явление. Фильм стал универсальным материалом для разных групп ученых, и в отечественных исследованиях получил название «Фильм о грушах (The Pear Stories)». Целью настоящей работы стало создание системы кодирования, позволяющей соединять кадры фильма с пересказом их испытуемым, и путем попарного сравнения этих закодированных элементов создать бикомпонентые модели для описания когнитивных процессов, лежащих в основе пересказа. Оказалось, что в цепочке коммуникации Стимул-Рассказчик наиболее стабильно передаются семантические категории «герои» и «инфраструктура». Доказано, что соотношение большого объема текста с низкой интерпретационная заданностью является условием наиболее полной передачи содержания. Обнаружено, что в процессе пересказа в большей мере утрачивается описание сюжетных по сравнению с описанием фоновых сцен.
Perception of an event is the daily activity of the human brain, which allows us to see the world not just as separate unrelated phenomena, but as some continuous sequence of interconnected actions of specific characters. Attempts to analyze the structure of perception of an event have been made since 1929. and with varying intensity they continued and continue until our time. The complexity of the phenomenon itself suggests the need for multimodal integration of individual elements of perception to be represented in the brain and requires the creation of tools for its analysis. In 1975, W. Chafe and his colleagues created a film design, the plot of which allowed researchers in a variety of directions to study this complex phenomenon. The film became universal material for different groups of scientists, and in domestic research it was called “The Pear Stories”. The goal of this work was to create a coding system that makes it possible to combine film frames with the subjects’ retelling of them, and by pairwise comparison of these encoded elements to create bicomponent models for describing the cognitive processes underlying the retelling. It turned out that in the Stimulus-Storyteller communication chain the semantic categories “heroes” and “infrastructure” are most consistently transmitted. It has been proven that the ratio of a large volume of text with a low interpretive task is a condition for the most complete transfer of content. It was discovered that in the process of retelling, the description of plot scenes is lost to a greater extent compared to the description of background scenes.

Фэнь С.. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМЫ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ

В данной статье основное внимание уделяется исследованию экосистемы семейного образования для развития психологического здоровья младенцев и детей младшего возраста в возрасте от 0 до 3 лет. Объясняется экосистемный взгляд и рассматривается экология семейного образования с точки зрения экосистемного взгляда. На основе зрелых шкал и посредством исследования литературы была построена модель экосистемы семейного образования, подходящая для развития психологического здоровья младенцев и детей младшего возраста в возрасте от 0 до 3 лет. Было проведено обследование 296 родителей младенцев и детей младшего возраста. Эмпирический анализ показал, что существует значительная корреляция между независимыми переменными и зависимыми переменными, такими как уровень образования родителей, экономические условия семьи, статус структуры семьи, знания родителей в области образования, грамотность родителей в области образования, концепции образования родителей, способности родителей в области образования, отношения между родителями и детьми, образ жизни семьи, система, культура и т. д. На основании результатов эмпирического анализа для развития психологического здоровья младенцев и детей младшего возраста в возрасте от 0 до 3 лет можно усилить построение экосистемы семейного образования из трех измерений: микросистема, мезосистема и макросистема; Создать соответствующую экосистему семейного образования для младенцев и детей младшего возраста от 0 до 1 года и от 1 до 3 лет соответственно, чтобы улучшить таргетирование. C точки зрения семейной микросистемы, необходимо поощрять детей выражать свои эмоции, такие как радость, гнев, печаль и веселье, и обучать их соответствующим методам эмоциональной регуляции; помогать детям развивать самосознание, понимать свои возможности и способности, развивать уверенность в себе и независимость.
This article focuses on the study of the family education ecosystem for the development of mental health in infants and young children aged 0-3 years. Explained the ecosystem view and examined its family education ecology from the perspective of ecosystem view. Based on mature scales and through literature research, a family education ecosystem model suitable for the psychological health development of 0-3 year old infants and young children was constructed. A survey was conducted on 296 parents of infants and young children. Empirical analysis showed that there was a significant correlation between independent variables and dependent variables such as parental education level, family economic conditions, family structure status, parental education knowledge, parental education literacy, parental education concepts, parental education abilities, parent-child relationships, family lifestyle, system, culture, etc. Based on empirical analysis results, for the development of psychological health in infants and young children aged 0-3, it is possible to strengthen the construction of a family education ecosystem from three dimensions: micro system, meso system, and macro system; Construct a matching family education ecosystem for infants and young children aged 0-1 and 1-3, respectively, to improve targeting. From the perspective of the family visual microsystem, it is necessary to encourage children to express their emotions such as joy, anger, sadness and fun, and teach them appropriate emotional regulation techniques; promote children's development of self-awareness, understanding of their capabilities and abilities, and develop self-confidence and independence.

Гуанхун Я.. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЯ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ И СРЕДНИХ ШКОЛАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена изучению системы услуг по консультированию по семейному образованию в начальных и средних школах Китая. Представлен анализ деятельности служб консультирования по семейному образованию, которые стали сферой образовательных услуг. Страна придает им все большее значение. В статье рассматривается состояние систем услуг по семейному образованию и консультированию в начальных и средних школах на примере города Гуанъань провинции Сычуань. Представлены результаты опроса 500 семей с целью выявления потребностей и предпочтений в профессиональном руководстве семейным образованием. Опрос показывает, что большинство родителей учащихся начальных и средних школ придают большое значение семейному образованию. Сделан вывод о том, что система услуг консультирования по семейному образованию должна активно внедрять концепции и методы позитивного образования, чтобы предоставлять семьям лучшую образовательную поддержку и руководство. Однако необходимо решить проблему нехватки профессиональных кадров в системе услуг консультирования по семейному образованию. Кроме того, система услуг консультирования по семейному образованию должна организовывать специальные курсы обучения, чтобы помочь родителям понять и решить психологические проблемы своих детей, а также улучшить внимание родителей к психическому здоровью детей. Таким образом, необходимо предоставлять персонализированные услуги и руководство в соответствии с потребностями разных семей. Также необходимо рекламировать и продвигать систему консультирования по семейному образованию для повышения осведомленности и участия родителей, и, наконец, необходимо усилить надзор и оценку системы консультирования по семейному образованию для обеспечения ее эффективной реализации.
The article is devoted to the study of the family education guidance service system in primary and secondary schools in China. The analysis of the activities of family education counseling services, which have become a sphere of educational services, is presented. The country attaches increasing importance to them. The article examines the state of family education and counseling service systems in primary and secondary schools using Guang'an City, Sichuan Province, as an example. The results of a survey of 500 families to identify the needs and preferences for professional guidance of family education are presented. The survey shows that most parents of primary and secondary school students attach great importance to family education. It is concluded that the family education counseling service system should actively implement the concepts and methods of positive education to provide families with better educational support and guidance. However, the shortage of professional personnel in the family education counseling service system needs to be solved. In addition, the family education counseling service system should organize special training courses to help parents understand and solve their children's psychological problems, and improve parents' attention to children's mental health. In this way, it is necessary to provide personalized services and guidance according to the needs of different families. It is also necessary to publicize and promote the family education counseling system to improve parents' awareness and participation, and finally, it is necessary to strengthen the supervision and evaluation of the family education counseling system to ensure its effective implementation.

Сяоянь Ч.. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА: ИЗУЧЕНИЕ ПУТЕЙ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время значение семейного образования детей дошкольного возраста становится все более важным. Семейное образование вышло за рамки простого воспитания детей. Оно играет жизненно важную роль в формировании личности, привычек и ценностей детей. Зачастую у родителей нет научно обоснованных методов обучения и воспитания детей. Чтобы помочь этим семьям, мы объединили новейшие образовательные концепции и практические результаты для всестороннего анализа основных элементов и эффективных стратегий семейного образования с целью предоставления конкретных практических рекомендаций, которые бы позволили родителям определить наиболее подходящий в их обстоятельствах путь образования. Необходимо заложить прочную основу для всестороннего развития ребенка. В связи с этим родителям необходимо обновить свои образовательные концепции, разумно распределить ресурсы семейного образвоания, понимать и уважать физическое и психическое состояние детей, развивать и укреплять взаимодействие и общение с детьми. В этой статье обсуждается путь семейного образования детей дошкольного возраста, подчеркивается его важность и проблемы, с которыми сталкиваются семьи сегодня. В статье сначала определяется значение семейного образования для детей дошкольного возраста, а затем подробно рассматриваются его основные элементы, включая эмоциональное товарищество, когнитивное просвещение и формирование привычек. С точки зрения путей реализации предлагаются такие стратегии, как создание благоприятной семейной среды, составление планов научного образования и родительско-детское чтение. Мы осознали, что семейное воспитание детей дошкольного возраста - это не только долгосрочная и сложная задача, но и высокая миссия, несущая в себе надежду на формирование будущего.
Nowadays, the importance of family education of preschool children in the field of education is becoming increasingly important. Family education has gone beyond the simple upbringing of children. It plays a vital role in shaping the personality, habits and values of children. Often, parents do not have scientifically proven methods of teaching and raising children. To help these families, we have combined the latest educational concepts and practical results to comprehensively analyze the essential elements and effective strategies of family education in order to provide specific practical recommendations so that parents can find an educational path that suits their circumstances. It is necessary to lay a solid foundation for the all-round development of the child. In this regard, parents need to update their educational concepts, wisely allocate family education resources, understand and respect the physical and mental state of children, develop and strengthen interaction and communication with children. This article discusses the path of family education for preschool children, emphasizing its importance and the challenges faced by families today. The article first defines the connotation of family education for preschool children, and then elaborates on its core elements, including emotional companionship, cognitive enlightenment and habit formation. In terms of implementation paths, strategies such as creating a favorable family environment, formulating science education plans, and parent-child reading are proposed. We realized that family education of preschool children is not only a long-term and challeng-ing task, but also a lofty mission carrying the hope of cultivating the future.

Андреенко Т.Н., Трунова Е.Г.. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Статья посвящена описанию наиболее значимых компонентов благоприятного психологического климата на занятиях по иностранному языку в языковом вузе, выявленных на основе анкетирования студентов. Авторы рассматривают современные подходы к трактовке понятия «психологический климат», анализируют его компонентный состав и факторы, способствующие его формированию. Подчеркивается ключевая роль благоприятного психологического климата для эффективного овладения иностранным языком обучающимися, поскольку эмоциональный настрой субъектов образовательной деятельности во многом определяет учебную активность студентов на занятии, демотивируя, или напротив, мотивируя последних к инициативному участию в учебном общении - непременном условии овладения иностранным языком. Наличие у иностранного языка как учебного предмета ярко выраженной специфики позволило предположить, что возможно выделить компоненты благоприятного психологического климата, которые субъективно ощущаются обучающимися как наиболее значимые именно для занятий по иностранному языку. В статье приводятся результаты анкетирования студентов-бакалавров старших курсов, специализирующихся на изучении иностранного языка, посредством которого эти компоненты были выявлены, а затем описаны. К этим компонентам относятся: 1) личность преподавателя; 2) стиль педагогической деятельности; 3) формы организация работы на занятии; 4) предлагаемый для выполнения репертуар учебных заданий; 5) способы исправления ошибок преподавателем. Интерпретация полученных результатов позволила сделать вывод о том, что психологический климат на занятии иностранному языку имеет «управляемый» характер, так как педагог имеет возможность оказывать целенаправленное влияние на его составляющие, представляющееся обучающимся наиболее значимыми. Все эти составляющие в той или иной мере связаны с общением, они все способствуют трансформации регламентированного форматизированного учебного общения в более живое и личностно окрашенное, тем самым приближая его к естественной человеческой коммуникации.
The article is devoted to description of the most significant components of a favorable psychological climate in a foreign language class at the linguistic university. These components were identified on the basis of a survey carried out among students. The authors consider modern approaches to the notion “psychological climate”, analyze its compositional structure and factors, which determine it. The paper puts a special emphasis on the idea that a favorable climate plays a crucial role for mastering a foreign language, as emotional disposition of the participants of the educational process determines considerably the work of students in a foreign language class, demotivating, or on the contrary, motivating them for an initiative participation in a classroom conversation, which is an obligatory condition of mastering a foreign language. The foreign language as an academic subject has its obvious specificity and it enables the authors to suppose that it is possible to single out the components of the psychological climate which are perceived by students as the most essential for a foreign language class. The article presents the results of the survey among senior students, specializing in learning foreign languages. Thanks to this survey the mentioned above components have been identified. They are the following: 1) personality of the teacher; 2) the style of the pedagogical activity;3) the forms how the work is organized in class; 4) the range of tasks offered to students;5) the ways the mistakes are corrected. The interpretation of the obtained results makes it possible to make a concussion that psychological climate in a foreign language class has a manageable character, as the teacher can influence its key components which seem to be the most significant for students. All these constituents to this or that degree are connected with communication. All they promote transformation of a rather regulated formalized classroom conversation into a livelier personal communication, making it more similar to natural interpersonal communication.

Бокова М.М., Волынкина Н.В.. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Статья посвящена теоретико-методологическому обоснованию структуры и содержания педагогической технологии формирования критического мышления на занятиях по иностранному языку в военном вузе. С этой целью проведен анализ научной литературы, выявлены структурно-содержательные характеристики педагогической технологии, определен структурный и содержательный состав педагогической технологии формирования критического мышления курсантов в процессе изучения иностранного языка и на основе этого разработана педагогическая технология, повышающая эффективность формирования критического мышления курсантов на занятиях по иностранному языку. Педагогическая технология рассматривается как многомерная упорядоченная система средств педагогического процесса, основывающаяся на научном базисе, реализуемая в пределах заданного хронотопа и приводящая к достижению планируемого результата. Акцентируется внимание на основных критериях педагогической технологии: научности, системности, структурированности и процессуальности. Определяются основные компоненты педагогической технологии и их содержание. В составе концептуального компонента педагогической технологии определена ее основная идея, закономерности, методологические подходы (системный, личностно-созидающий, компетентностный, технологический и коммуникативный), принципы (систематичности и последовательности, субъектности, проблемности, рефлексивности, ситуативности), обоснование достижения образовательных целей. Выявлено, что содержательный компонент включает в себя диагностируемую цель, задачи педагогической технологии, объем и тематическое содержание программы формирования критического мышления курсантов на занятиях по иностранному языку в военном вузе. Рассмотрен процессуальный компонент, раскрывающий сущность, структуру, алгоритм, предъявляемые требования и методические условия организации учебного процесса. Для реализации технологии выделены следующие методы: мозговой штурм, проблемное обучение, приемы ТРИЗ, ПОПС-формула, кейс-метод, дискуссия, форсайт-сессия, деловая игра. В ходе исследования определена диагностика процесса рассматриваемой технологии, включающая критерии, показатели, уровни сформированности, диагностический инструментарий. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что эффективное функционирование данной технологии будет способствовать повышению качества формирования критического мышления курсантов в процессе изучения иностранного языка.
The article is devoted to the theoretical and methodological substantiation of the structure and content of pedagogical technology for the formation of critical thinking in foreign language classes at a military university. For this purpose, an analysis of scientific literature was carried out, the structural and content characteristics of pedagogical technology were identified, the structural and content composition of the pedagogical technology for the formation of cadets critical thinking in the process of learning a foreign language was determined, and on the basis of this, a pedagogical technology was developed that increases the effectiveness of the formation of cadets critical thinking in foreign language classes language. Pedagogical technology is considered as a multidimensional, ordered system of means of the pedagogical process, based on a scientific basis, implemented within a given chronotope and leading to the achievement of the planned result. Attention is focused on the main criteria of pedagogical technology: scientific, systematic, structured and procedural. The main components of pedagogical technology and their content are determined. The conceptual component of pedagogical technology defines its main idea, patterns, methodological approaches (systemic, personality-creating, competency-based, technological and communicative), principles (systematic and consistent, subjectivity, problematic, reflexive, situational), philosophical, psychological, didactic and social and pedagogical rationale for achieving educational goals. It was revealed that the content component includes a diagnosable goal, objectives of pedagogical technology, the volume and thematic content of the program for the formation of cadets critical thinking in foreign language classes at a military university. The procedural component is considered, revealing the essence, structure, algorithm, requirements and methodological conditions for organizing the educational process. The following methods have been identified to implement the technology: brainstorming, problem-based learning, TRIZ techniques, POPS formula, case method, discussion, foresight session, business game. During the study, diagnostics of the process of the technology under consideration was determined, including criteria, indicators, levels of formation, and diagnostic tools. As a result of the study, it is concluded that the effective functioning of this technology will help improve the quality of formation of cadets critical thinking in the process of learning a foreign language.

Волков М.А., Петров В.С.. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПСИХОТИПА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Современные методы обучения, внедряемые в образовательный процесс, не всегда учитывают особенности мышления учащихся. Данное упущение может негативно сказаться на продуктивности используемых методов. В статье представлены возможные подходы к повышению эффективности обучения с учетом психотипов обучающихся в ведомственном вузе. В этой связи особый интерес вызывает определение понятия «психотип» человека, на которое опираются авторы статьи при описании обобщенной модели поведения личности. Авторы рассматривают основные этапы проектирования образовательного процесса для образовательных программ инженерного профиля, а в качестве основы своих исследований используют теорию К. Юнга и основные положения теории соционики и типологии Майерс-Бриггс. При этом увеличение достоверности проводимых исследований достигается за счет анкетирования обучающихся с использованием стандартного инструмента MBTI, а также использования методики определения собственного психотипа на основе изучения своих предпочтений. В статье представлены результаты тестирования и проведен анализ полученных данных, что позволило авторам выделить несколько профилей личности обучающихся, которые преобладают в ведомственном вузе, а также рассмотреть их основные характеристики и сформулировать рекомендации по организации учебного процесса с учетом полученных данных. Использование методик анализа психотипов обучающихся и дальнейший учет выявленных особенностей при планировании образовательного процесса и самостоятельной работы в ведомственном вузе, а также следование указанным рекомендациям позволит достичь более высоких результатов обучения и повысить доступность воспринимаемой информации.
Modern teaching methods introduced into the educational process do not always take into account the peculiarities of students' thinking. This omission may negatively affect the productivity of the methods used. The article presents possible approaches to increasing the effectiveness of training, taking into account the psychotypes of students at a departmental university. In this regard, of particular interest is the definition of the concept of “psychotype” of a person, on which the authors of the article rely when describing a generalized model of individual behavior. The authors consider the main stages of designing the educational process for engineering educational programs, and use the theory of C. Jung and the main provisions of the theory of socionics and Myers-Briggs typology as the basis for their research. At the same time, increasing the reliability of the research is achieved through questioning students using the standard MBTI tool, as well as using a technique for determining one’s own psychotype based on studying one’s preferences. The use of methods for analyzing the psychotypes of students and further taking into account the identified characteristics when planning the educational process and independent work at a departmental university, as well as following these recommendations, will allow one to achieve better learning results and increase the accessibility of perceived information.

Иванова А.С.. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ И РОДИТЕЛЬСТВУ СРЕДИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье отмечаются происходящие изменения ценностных ориентаций в обществе и возможные последствия этого явления. Автор рассматривает понятие ценности и ценностных ориентаций с точки зрения психологии, говорит о роли указанных понятий для индивида. Приводятся доводы о признании семьи как личностной ценности. Ведется рассуждение о распространении различных форм сожительства как норме поведения в сегодняшнем обществе. Отмечается важность изучения места семьи, родительства в сознании современной студенческой молодежи. В статье освящен анализ результатов проведения исследовательской работы по определению отношения к семье и родительству современного студенчества провинциального колледжа. Для достижения поставленной цели в исследовании применяется опрос с использованием элементов методики по определению ценностных ориентаций личности и авторской анкеты. Проводится сравнение взглядов представителей двух возрастных категорий - подростковой и юношеской, а также уделяется внимание различиям в мнениях респондентов, связанным с гендерным признаком. Анализируется наличие межпоколенных связей в семьях респондентов. Автор предлагает сравнить полученные результаты с результатами исследований схожей направленности, представленными другими авторами. В ходе обобщения полученных данных делается вывод о необходимости педагогического воздействия на обучающихся колледжей по формированию отношения к семье как ценности, в особенности среди студентов, относящихся к подростковой возрастной категории. В заключение автор говорит о возможности применения полученных результатов в психолого-педагогической практике.
The article highlights the ongoing changes in value orientations in society and the possible consequences of this phenomenon. The author examines the concept of value from the point of view of psychology, talks about the role of these concepts for the individual. The arguments on the recognition of the family as a personal value are given. There is a discussion about the spread of various forms of cohabitation as a norm of behavior in today's society. The importance of studying the place of family and parenthood in the minds of modern students is noted. The article highlights the analysis of the results of research work on determining the attitude to family and parenthood of modern students of a provincial college. To achieve this goal, the study uses an anonymous survey using elements of a methodology for determining the value orientations of a person and an author's questionnaire. The composition and the presence of intergenerational ties in the families of the respondents are analyzed. The views of representatives of two age categories - adolescent and youth - are compared, and attention is also paid to differences in the opinions of respondents related to gender. The author examines the distribution of students' value orientations in order of importance. A graphical interpretation of the respondents' ranking of values is provided. The author suggests comparing the results obtained with the results of studies of a similar orientation presented by other authors. In the course of summarizing the data obtained, it is concluded that there is a need for pedagogical influence on college students to form an attitude towards family as a value, especially among students belonging to the adolescent age category. In conclusion, the author talks about the possibility of applying the results obtained in psychological and pedagogical practice.

Пимонов Р.В., Шумилин В.С.. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ МАГИСТРАТУРЫ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В представленной статье рассматриваются порядок и особенности педагогического моделирования процесса развития профессиональной компетентности слушателей магистратуры ведомственной образовательной организации с учетом использования возможностей дистанционных образовательных технологий. Рассматриваемая педагогическая модель отличается от известных использованием специализированной методологии функционального моделирования, основанной на последовательном и целостном изучении основных характеристик, а также причинно-следственных связей между структурными компонентами профессиональной компетентности обучающихся. С учетом этого, разработанная педагогическая модель представляет собой совокупность определенным образом связанных между собой процессных конструкций, позволяющих осуществить всестороннее обеспечение и реализацию основных этапов процесса обучения слушателей магистратуры ведомственной образовательной организации, направленного на развитие их профессиональной компетентности с учетом предполагаемой специфики организационно-управленческой деятельности и имеющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности применения инновационных информационно-коммуникационных технологий в рамках функционирования системы высшего военного образования. Процесс развития профессиональной компетентности слушателей магистратуры ведомственной образовательной организации в разработанной модели рассматривается в контексте педагогической интеграции, представляющей целостную и структурированную систему определенных целей и задач, а также выбранных методологических подходов, с учетом имеющихся принципов, факторов и ресурсов. В данном контексте процесс развития профессиональной компетентности слушателей магистратуры ведомственной образовательной организации представлен в виде педагогического процесса, который отражает возможности дистанционного коммуникативного взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом, с целью формирования и комплексного развития системы знаний, умений и навыков, а также требуемого уровня мотивационной готовности и профессионально важных личностных качеств обучающихся.
The presented article discusses the procedure and features of pedagogical modeling of the process of developing professional competence of master's students of a departmental educational organization, taking into account the use of the capabilities of distance educational technologies. The pedagogical model under consideration differs from the known ones in the use of a specialized methodology of functional modeling, based on a consistent and holistic study of the main characteristics, as well as cause-and-effect relationships between the structural components of students’ professional competence. Taking this into account, the developed pedagogical model is a set of process structures interconnected in a certain way, allowing for the comprehensive provision and implementation of the main stages of the learning process for master's students of a departmental educational organization, aimed at developing their professional competence, taking into account the expected specifics of organizational and managerial activities and the existing the regulatory framework regulating the specifics of the use of innovative information and communication technologies within the framework of the functioning of the system of higher military education. The process of development of professional competence of master's students of a departmental educational organization in the developed model is considered in the context of pedagogical integration, representing a holistic and a structured system of defined goals and objectives, as well as selected methodological approaches, taking into account existing principles and factors and resources. In this context, the process of developing the professional competence of master's students of a departmental educational organization is presented in the form of a pedagogical process that reflects the possibilities of remote communicative interaction between students and teaching staff, with the aim of forming and comprehensively developing a system of knowledge, skills and abilities, as well as the required level of motivational readiness and professionally important personal qualities of students.

Пронина А.Н.. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ SCRATCH DESKTOP КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время интерес исследователей направлен на изучение аспектов использования различных компьютерных программ для развития детей дошкольного возраста. Представлены результаты теоретического анализа отечественных и зарубежных исследователей, в которых подтверждаются данные об эффективном влиянии различных современных компьютерных программ и технологий на когнитивное, коммуникативное, социальное, речевое развитие, обучение письму и чтению дошкольников. В настоящей работе изучены возможности применения компьютерной программы Scratch Desktop в качестве средства сенсорного развития детей дошкольного возраста. Для достижения цели использовались метод проектирования вариантов программы, методов и приемов педагога, действий ребенка и методика «Схематизация» (Р.И. Бардина) для проверки сформированности у дошкольников ориентировки в пространстве. Спроектированы возможности программы Scratch Desktop для развития у дошкольников представлений о пространственном расположении, различении цвета, величине, движении объектов и предметов. Вариантами применения элементов программы Scratch Desktop выступают комбинации цвета, размера, формы, пространственного расположения одного объекта-спрайта, двух объектов-спрайтов относительно друг друга. Описаны наиболее значимые методы и приемы педагога и действия ребенка в процессе использования компьютерной программы Scratch Desktop в ходе сенсорного развития дошкольников. В эксперименте по выявлению эффективности компьютерной программы приняли участие 23 ребенка контрольной группы, занимающихся по традиционной технологии обучения и 26 детей экспериментальной группы, которые обучались с применением программы Scratch Desktop. Результаты диагностики, свидетельствуют о повышении у дошкольников степени решения заданий с применением нескольких схем ориентировки в пространстве. Проведенное исследование расширяет и уточняет уже имеющиеся в науке данные о применении компьютерных программ для развития дошкольников. Но для получения более точных результатов требуется проведение дальнейшего исследования на большой выборке дошкольников различного возраста. Сделан вывод о том, программу Scratch Desktop можно применять в образовательном процессе дошкольных учреждений как средство обучения дошкольников умениям различать цвета, форму, движения, раположение в пространстве одного и нескольких предметов.
Currently, researchers are interested in studying the aspects of using various computer programs for the development of preschool children. The results of the theoretical analysis of domestic and foreign researchers are presented, which confirm the data on the effective influence of various modern computer programs and technologies on cognitive, communicative, social, speech development, learning to write and read preschoolers. In this paper, the possibilities of using the Scratch Desktop computer program as a means of sensory development of preschool children are studied. To achieve the goal, the method of designing program options, methods and techniques of the teacher, the child's actions and the method of "Schematization" (R.I. Bardin) were used to check the formation of orientation in space among preschoolers. The possibilities of the Scratch Desktop program have been designed to develop preschoolers' ideas about spatial arrangement, color discrimination, size, and movement of objects and objects. The options for using the elements of the Scratch Desktop program are combinations of color, size, shape, spatial location of one sprite object, two sprite objects relative to each other. The most significant methods and techniques of the teacher and the child's actions in the process of using the Scratch Desktop computer program during the sensory development of preschoolers are described. The experiment to identify the effectiveness of the computer program involved 23 children of the control group engaged in traditional learning technology and 26 children of the experimental group who studied using the Scratch Desktop program. The diagnostic results indicate an increase in the degree of solving tasks in preschoolers using several spatial orientation schemes. The conducted research expands and clarifies the data already available in science on the use of computer programs for the development of preschoolers. But to obtain more accurate results, further research is required on a large sample of preschoolers of different ages. It is concluded that the Scratch Desktop program can be used in the educational process of preschool institutions as a means of teaching preschoolers the ability to distinguish colors, shapes, movements, and positioning in the space of one or more objects.