Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (67) (2024)
УДК 159.9.07
DOI 10.24888/2073-8439-2024-67-3-6-15
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К СКВЕРНОСЛОВИЮ
Актуальность обосновывается возрастающим количеством жалоб педагогов и родителей на слишком активное использование подростков сквернословия в своей речи, которая негативно сказывается на процессе построения диалога и чувстве вседозволенности ребенка. Использование подростком сквернословия в своей речи помогает им чувствовать себя более уверенно, так как, на их взгляд, делает их причастными к миру взрослых, возвышает среди остальных сверстников. Именно в подростковом возрасте проблема и своевременная профилактика сквернословия является наиболее острой темой, так как на данном этапе возрастного развития происходят качественные перемены, которые связаны с половым созреванием и переходом во взрослую жизнь. Цель исследования: теоретическим и эмпирическим путем изучить самооценку подростков со склонностью к сквернословию и предложить программу психолого-педагогической коррекции самооценки и формирования негативного отношения подростков к сквернословию. Для изучения уровня самооценки подростков со склонностью к сквернословию на констатирующем этапе эмпирического исследования использовался диагностический материал: методика «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалев) - цель: изучение уровня самооценки подростка; методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» (Дж. Морено) - цель: диагностика эмоциональных связей между членами группы; анкета «Сквернословие в моей жизни» - цель: изучение причин употребления сквернословия среди подростков и отношения к нему. На основе полученных диагностических данных об уровне самооценки подростков со склонностью к сквернословию была разработана программа психолого-педагогической коррекции самооценки и формирования негативного отношения подростков к сквернословию.
Ключевые слова
подростки; сквернословие; самооценка; уровень самооценки; психолого-педагогическая коррекция
A STUDY OF THE SELF-ESTEEM LEVEL OF ADOLESCENTS WITH A TENDENCY TO SWEAR
The relevance is justified by the growing level of complaints from teachers and parents about the too active use of obscene language in the speech of teenagers, which negatively affects the process of building a dialogue and the child's sense of permissiveness. The use of obscene language in the speech of a teenager helps them feel more confident, since, in their opinion, making them involved in the world of adults, rises above other peers. It is in adolescence that the problem and timely prevention of obscene language is the most pressing topic, since at this stage of age development there are constant qualitative changes that manifest themselves with puberty and the transition to adulthood. The purpose of the study: to theoretically and empirically study the self-esteem of adolescents with a tendency to obscene language and to offer psychological and pedagogical correction of self-esteem and the formation of a negative attitude of adolescents to obscene language. To study the level of self-esteem of a teenager with a tendency to swear at the ascertaining stage of the empirical study, the following diagnostic material was used: the method “Determining the level of self-esteem” (S. V. Kovalev) - goal: studying the level of self-esteem of a teenager; the method of diagnosing interpersonal and intergroup relations “Sociometry” (J. Moreno) - goal: diagnosing emotional connections between group members; the questionnaire “Foul language in my life” - goal: a reason for studying the use of foul language among teenagers and attitudes towards it. Based on the conclusion of diagnostic data on the level of self-esteem of teenagers with a tendency to swear, a program of psychological and pedagogical correction of self-esteem and the formation of a negative attitude of teenagers towards foul language was developed.
Key words:
adolescents; profanity; self-esteem; self-esteem level; psycho-pedagogical correction
Список литературы
-
Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. ... д-ра псих. наук. М., 1999. 495 с
-
Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект // Известия АН АзССР. 1969. № 3. С. 95-104
-
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Институт практической психологии, 1996. 384 с
-
Анисимов В.П. Обойдемся без выражений! // Здоровье детей. 2009. № 1/371. С. 46-48
-
Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки на ранних этапах онтои социогенеза: автореф. дис. … канд. псих. наук. Новосибирск, 1998. 24 с
-
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 424 с
-
Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 99-100
-
Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. 2005. № 3 (43). С. 139-146
-
Ковалев Л.Г. Психология личности подростка. М.: Владос, 2008. 322 с
-
Колышко А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с
-
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. 576 с
-
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 160 с
-
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: ПедПресс, 2006. 254 с
-
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. 96 с
-
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 286 с
-
Тачина С.В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2003. 191 с
-
Тимонина О.Ю. О сквернословии // Воспитание школьников. 2010. № 9. С. 32-35
-
Фатуллаева А.Т. Самооценка как основа личностного становления младшего школьника // Среднее профессиональное образование (СПО). Школа Педагога. 2009. № 6. С. 58-64
-
Якимова Н.С. Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1 (45). С. 184-188