Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (67) (2024)
УДК 37.015.3
DOI 10.24888/2073-8439-2024-67-3-16-25
ПРЕДИКТОРЫ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Наставническая деятельность выступает одним из важных факторов становления профессиональной компетентности будущих педагогов. Навыки наставничества, полученные во время обучения в вузе, существенно расширяют возможности молодых людей, избравших профессию педагога. В этой связи, важным моментом воспитательно-образовательной деятельности в педагогических вузах, является внимание к предикторам, маркирующим эффективность обретения навыков наставничества у студенческой молодежи. Важнейшими предикторами наставнической деятельности являются: психологический, характеризующий индивидуальные качества личности студентов и профессиональный, включающий опыт усвоения специальных дополнительных образовательных программ, технологий, практико-ориентированных актов взаимодействия в системе «наставник-наставляемые». Данные предикторы взаимосвязаны и в совокупности дают возможность прогнозировать успешность наставнической деятельности. Целью статьи выступают теоретический анализ предикторов наставнической деятельности, характеристика качеств, способствующих эффективности данной деятельности у студенческой молодежи, и представление результатов эмпирического среза. Ядром исследовательских действий выступили психологический и профессиональный предикторы наставнической деятельности студенческой молодежи. Материалом анализа послужили личностно-профессиональные качества студентов с различным опытом погружения в наставничество в период обучения в педагогическом вузе. Данные исследования показали, что существуют различия в личностно-профессиональных качествах респондентов, которые осознанно ориентированны на наставническую деятельность, прошли обучение в рамках специального дополнительного образовательного курса, активно участвовали в волонтерской деятельности и т.д., и респондентов-студентов, которые не высоко оценивают ценность наставничества для будущей профессии педагога. К общим качествам относятся: морально-этические ориентиры, альтруистический вектор поведения, ориентация на взаимовыгодное коммуницирование.
Ключевые слова
предикторы наставнической деятельности; наставник; наставляемый; личностно-профессиональные качества наставника; студенты педагогических вузов
PREDICTORS OF MENTORING ACTIVITY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
Mentoring activity is one of the important factors in the development of professional competence of future teachers. Mentoring skills acquired during their studies at a university significantly expand the opportunities of young people who have chosen the teaching profession. In this regard, an important aspect of educational activities in pedagogical universities is attention to predictors that mark the effectiveness of acquiring mentoring skills among students. The most important predictors of mentoring activity are: psychological, characterizing the individual qualities of students, and professional, including the experience of mastering special additional educational programs, technologies, and practice-oriented acts of interaction in the mentor-mentee system. These predictors are interrelated and together make it possible to predict the success of mentoring activity. The purpose of the article is a theoretical analysis of the predictors of mentoring activity, characterization of the qualities that contribute to the effectiveness of this activity among students, and presentation of the results of the empirical survey. The core of the research activities were psychological and professional predictors of mentoring activities of student youth. The material for the analysis was the personal and professional qualities of students with different experiences of immersion in mentoring during their studies at a pedagogical university. The research data showed that there are differences in the personal and professional qualities of respondents who are consciously focused on mentoring activities, have been trained within the framework of a special additional educational course, actively participated in volunteer activities, etc., and student respondents who do not highly appreciate the value of mentoring for the future profession of a teacher. General qualities: moral and ethical guidelines, altruistic vector of behavior, orientation towards mutually beneficial communication.
Key words:
predictors of mentoring activity; mentor; mentee; personal and professional qualities of mentor; students of pedagogical universities
Список литературы
-
Бевз Е.В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Среднее профессиональное образование. 2011. № 9. С. 8-10
-
Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: существенные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 25-36. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02
-
Карина О.В., Лученкова М.А., Пятницкая Е.В., Шустова Н.Е. Технологии развития навыков наставничества у студентов. Саратов: Саратовский источник, 2022. 74 с
-
Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 2016. № 5. С. 92-112
-
Колесниченко К.В. Психологические характеристики наставников молодых специалистов в современной системе образования // Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. С. 128-133
-
Коноплев С.А., Шмелева Е.А., Кольчугина Н.И. Наставничество в обеспечении профессиональной жизнестойкости молодых педагогов // Научный поиск: личность, образование, культура. 2022. № 4. С. 34-41. https://doi.org/10.54348/SciS.2022.4.7
-
Ладилова Н.А., Мишина И.А. Наставничество в России: от истоков к современности. М.: Академия Минпросвещения России, 2023. 223 с
-
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Трубников В.И. О природе психологических предикторов // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1998_n1/pse_1998_n1_Marjutina.pdf (дата обращения: 18.08.2024)
-
Масалимова А. Р., Малкарбаев Т. О. Сущностная характеристика наставнической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Вып. 81. Часть 1. Ялта: РИО ГПА, 2023. С. 81-83
-
Трофимова Н.Б., Поленякин И.В. Теоретический анализ ментор-сессии // Гуманизация образования, 2022. № 3. С. 36-46
-
Серых А.Б., Валлис И.С. Содержательные компоненты гибких навыков в аспекте их формирования у студентов педагогических направлений подготовки // Глобальный научно потенциал. 2023. № 7 (148). С. 96-99
-
Федоров О.Д., Казакова Е.М., Сатановская Е.М. Эволюция педагога: новый ролевой набор // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 76-87
-
Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor: fostering talent at work. London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2001
-
Fairbanks C.M., Freedman D., Kahn C. The role of effective mentors in learning to teach // Journal of Teacher Education. 2000. Vol. 51(2). Pp. 102-112
-
Noe R.A., Greenberger D.B., Wang S. Mentoring: What we know and where we might go // Research in Personnel and Human Resources Management. 2002. Vol. 21. Pp. 129-173
-
Sander M. The effects of high-quality student mentoring // Economics Letters. 2015. Vol. 136. Pp. 227-232
-
Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship // Theory Into Practice. 1988. Vol. 27 (3). Pp. 183-189. https://doi.org/10.1080/00405848809543349