Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (67) (2024)
УДК 159.9
DOI 10.24888/2073-8439-2024-67-3-35-47
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕПОЧКИ КОММУНИКАЦИИ «ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИМУЛ»-«ВЕРБАЛЬНЫЙ ПЕРЕСКАЗ» НА ПРИМЕРЕ «ФИЛЬМА О ГРУШАХ» У. ЧЕЙФА
Восприятие события - ежедневная активность головного мозга человека, позволяющая видеть мир не просто как отдельные не связанные между собой явления, но как некоторую непрерывную последовательность взаимосвязанных действий конкретных героев. Попытки анализировать структуру восприятия события производились с 1929г. и с разной интенсивностью продолжались и продолжаются вплоть до нашего времени. Сложность самого явления предполагает необходимость представленности в мозге мультимодальной интеграции отдельных элементов восприятия и требует создания инструментов для его анализа. В 1975 г У. Чейф с коллегами создали дизайн фильма, сюжет которого позволял исследователям самых разных направлении изучить это сложное явление. Фильм стал универсальным материалом для разных групп ученых, и в отечественных исследованиях получил название «Фильм о грушах (The Pear Stories)». Целью настоящей работы стало создание системы кодирования, позволяющей соединять кадры фильма с пересказом их испытуемым, и путем попарного сравнения этих закодированных элементов создать бикомпонентые модели для описания когнитивных процессов, лежащих в основе пересказа. Оказалось, что в цепочке коммуникации Стимул-Рассказчик наиболее стабильно передаются семантические категории «герои» и «инфраструктура». Доказано, что соотношение большого объема текста с низкой интерпретационная заданностью является условием наиболее полной передачи содержания. Обнаружено, что в процессе пересказа в большей мере утрачивается описание сюжетных по сравнению с описанием фоновых сцен.
Ключевые слова
восприятие события; фильм о грушах; бикомпонентные модели; когнитивные процессы
COGNITIVE ASPECTS OF THE COMMUNICATION CHAIN "VISUAL STIMULUS"-"VERBAL RETELLING" ON THE EXAMPLE OF "THE FILM ABOUT PEARS" BY W. CHAFE
Perception of an event is the daily activity of the human brain, which allows us to see the world not just as separate unrelated phenomena, but as some continuous sequence of interconnected actions of specific characters. Attempts to analyze the structure of perception of an event have been made since 1929. and with varying intensity they continued and continue until our time. The complexity of the phenomenon itself suggests the need for multimodal integration of individual elements of perception to be represented in the brain and requires the creation of tools for its analysis. In 1975, W. Chafe and his colleagues created a film design, the plot of which allowed researchers in a variety of directions to study this complex phenomenon. The film became universal material for different groups of scientists, and in domestic research it was called “The Pear Stories”. The goal of this work was to create a coding system that makes it possible to combine film frames with the subjects’ retelling of them, and by pairwise comparison of these encoded elements to create bicomponent models for describing the cognitive processes underlying the retelling. It turned out that in the Stimulus-Storyteller communication chain the semantic categories “heroes” and “infrastructure” are most consistently transmitted. It has been proven that the ratio of a large volume of text with a low interpretive task is a condition for the most complete transfer of content. It was discovered that in the process of retelling, the description of plot scenes is lost to a greater extent compared to the description of background scenes.
Key words:
event perception; film about pears; bicomponent models; cognitive processes
Список литературы
-
Барбук С.Г. Синонимические синтаксические конструкции // Язык и межкультурная коммуникация: современные векторы развития: сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции, Пинск, 12 апреля 2019 года. Пинск: ПолесГУ, 2019. Вып. 1. С. 211-215
-
Врублевская О.А. О сущности понятия «социальное взаимодействие» в научных исследованиях // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2006. № 5. С. 60-65
-
Даниелян М.Г., Ширяева О.С. Синонимичные грамматические конструкции русского языка как средство развития устной речи иностранных студентов // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. С. 392-395
-
Кампаделли Р.А. Теоретические вопросы лингвокогнитивного анализа и концептуализации мира // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A. Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 58-65
-
Кибрик А.А. Русский мультиканальный дискурс. Часть II. Разработка корпуса и направления исследований // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 79-90. https://doi.org/10.7868/80205959218020083
-
Некипелова И.М. Природа синонимии: нейтрализация семантических различий, взаимозаменяемость и зоны семантических вибраций // Современные исследования социальных проблем. 2022. Т. 14. № 4. С. 96-116. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2022-14-4-96-116
-
Хитарова И.Ю. Цвет, язык, культура // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. Т. 70. № 7. С. 42-44
-
Amodio D.M., Cikara M. The Social Neuroscience of Prejudice // Annual Reviews Psychology. 2021. Vol. 72. Pp. 439-469. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010419-050928
-
Bracci S., de Beeck H.P.O. Understanding Human Object Vision: A Picture Is Worth a Thousand Representations // Annual Review of Psychology. 2023. Vol. 74. Pp. 113-135. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-032720-041031
-
Donato F., Schwartzlose A.X., Viana Mendes R.A. How Do You Build a Cognitive Map? The Development of Circuits and Computations for the Representation Space in the Brain // Annual Review of Neuroscience. 2023. Vol. 46. Pp. 281-299. https://doi.org/10.1146/annurev-neuro-090922-010618
-
Dumont J. Third Person References: Forms and Functions in Two Spoken Genres of Spanish. Madrid: John Benjamins Publishing Company, 2016. 179 p
-
Kimmelman V. Information Structure in Sign Languages: Evidence from Russian Sign Language and Sign Language of the Netherlands. De Gruyter, 2019. 307 p. https://doi.org/10.1515/9781501510045
-
Köhler W. Gestalt Psychology. New York: H. Liveright, 1929. 254 p
-
Levy Paluck L., Porat R., Clark C.S., Green D.P. Prejudice Reduction: Progress and Challenges // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72. Pp. 533-560. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-071620-030619
-
Miller G.A., Johnson-Laird P.N. Language and Perception. Cambridge: Harvard University Press, 1976. 304 p
-
Richmond L.L., Gold D.A., Zacks J.M. Event perception: Translations and applications // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. 2017. Vol. 6 (2). Pp. 111-120. https://doi.org/10.1016/j.jarmac.2016.11.002
-
Skitka L.J, Hanson B.E., Morgan S.S., Wisneski D.C. The Psychology of Moral Conviction // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72. Pp. 347-366. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-063020-030612
-
Zacks J.M. Event Perception and Memory // Annual Review of Psychology. 2020. Vol. 71. Pp. 165-191. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010419-051101 References