Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (67) (2024)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2024-67-3-75-83
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Статья посвящена описанию наиболее значимых компонентов благоприятного психологического климата на занятиях по иностранному языку в языковом вузе, выявленных на основе анкетирования студентов. Авторы рассматривают современные подходы к трактовке понятия «психологический климат», анализируют его компонентный состав и факторы, способствующие его формированию. Подчеркивается ключевая роль благоприятного психологического климата для эффективного овладения иностранным языком обучающимися, поскольку эмоциональный настрой субъектов образовательной деятельности во многом определяет учебную активность студентов на занятии, демотивируя, или напротив, мотивируя последних к инициативному участию в учебном общении - непременном условии овладения иностранным языком. Наличие у иностранного языка как учебного предмета ярко выраженной специфики позволило предположить, что возможно выделить компоненты благоприятного психологического климата, которые субъективно ощущаются обучающимися как наиболее значимые именно для занятий по иностранному языку. В статье приводятся результаты анкетирования студентов-бакалавров старших курсов, специализирующихся на изучении иностранного языка, посредством которого эти компоненты были выявлены, а затем описаны. К этим компонентам относятся: 1) личность преподавателя; 2) стиль педагогической деятельности; 3) формы организация работы на занятии; 4) предлагаемый для выполнения репертуар учебных заданий; 5) способы исправления ошибок преподавателем. Интерпретация полученных результатов позволила сделать вывод о том, что психологический климат на занятии иностранному языку имеет «управляемый» характер, так как педагог имеет возможность оказывать целенаправленное влияние на его составляющие, представляющееся обучающимся наиболее значимыми. Все эти составляющие в той или иной мере связаны с общением, они все способствуют трансформации регламентированного форматизированного учебного общения в более живое и личностно окрашенное, тем самым приближая его к естественной человеческой коммуникации.
Ключевые слова
психологический климат; занятие по иностранному языку; компоненты благоприятного психологического климата; языковой вуз; специфика иностранного языка как учебного предмета; роль психологического климата в овладении иностранным языком
CREATION OF FAVORABLE PSYCOLOGICAL CLIMATE IN A FOREIGN LANGUAGE CLASS AT THE LINGVISTIC UNIVERSITY
The article is devoted to description of the most significant components of a favorable psychological climate in a foreign language class at the linguistic university. These components were identified on the basis of a survey carried out among students. The authors consider modern approaches to the notion “psychological climate”, analyze its compositional structure and factors, which determine it. The paper puts a special emphasis on the idea that a favorable climate plays a crucial role for mastering a foreign language, as emotional disposition of the participants of the educational process determines considerably the work of students in a foreign language class, demotivating, or on the contrary, motivating them for an initiative participation in a classroom conversation, which is an obligatory condition of mastering a foreign language. The foreign language as an academic subject has its obvious specificity and it enables the authors to suppose that it is possible to single out the components of the psychological climate which are perceived by students as the most essential for a foreign language class. The article presents the results of the survey among senior students, specializing in learning foreign languages. Thanks to this survey the mentioned above components have been identified. They are the following: 1) personality of the teacher; 2) the style of the pedagogical activity;3) the forms how the work is organized in class; 4) the range of tasks offered to students;5) the ways the mistakes are corrected. The interpretation of the obtained results makes it possible to make a concussion that psychological climate in a foreign language class has a manageable character, as the teacher can influence its key components which seem to be the most significant for students. All these constituents to this or that degree are connected with communication. All they promote transformation of a rather regulated formalized classroom conversation into a livelier personal communication, making it more similar to natural interpersonal communication.
Key words:
psychological climate; a foreign language class; components of a favorable psychological climate; specificity of the foreign language as an academic subject; the role of psychological climate in mastering a foreign language
Список литературы
-
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224 с
-
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207 с
-
Виноградова В.А. Исторический анализ термина «Социально-психологический климат» в отечественной науке // Власть. 2016. № 3. С. 163-166
-
Гурьев М.Е. Анализ факторов, влияющих на формирование благоприятного социально-психологического климата внутриколлективных отношений // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. № 21. С. 86-94
-
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с
-
Клименко С.С. Факторы формирования психологического климата в коллективе // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 451-453. URL: https://moluch.ru/archive/286/64477/ (дата обращения: 27.08.2024)
-
Куприянов А.В. Психологический климат в организации: теория и практика. СПб.: Питер, 2011. 378 с
-
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 48 с
-
Макарова А.И., Кирюшина О.В. Создание благоприятного психологического климата в обучении иностранному языку на уровне начального общего образования // Историко-педагогический журнал. 2023. № 2. С. 100-112
-
Федорова М.А., Тенитилова К.С., Абаева С.М. Становление социально-психологического климата в ученическом коллективе: дидактический аспект // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 4 (89). С. 266-269