Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (67) (2024)
УДК 372.881.111.1
DOI 10.24888/2073-8439-2024-67-3-84-96
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Статья посвящена теоретико-методологическому обоснованию структуры и содержания педагогической технологии формирования критического мышления на занятиях по иностранному языку в военном вузе. С этой целью проведен анализ научной литературы, выявлены структурно-содержательные характеристики педагогической технологии, определен структурный и содержательный состав педагогической технологии формирования критического мышления курсантов в процессе изучения иностранного языка и на основе этого разработана педагогическая технология, повышающая эффективность формирования критического мышления курсантов на занятиях по иностранному языку. Педагогическая технология рассматривается как многомерная упорядоченная система средств педагогического процесса, основывающаяся на научном базисе, реализуемая в пределах заданного хронотопа и приводящая к достижению планируемого результата. Акцентируется внимание на основных критериях педагогической технологии: научности, системности, структурированности и процессуальности. Определяются основные компоненты педагогической технологии и их содержание. В составе концептуального компонента педагогической технологии определена ее основная идея, закономерности, методологические подходы (системный, личностно-созидающий, компетентностный, технологический и коммуникативный), принципы (систематичности и последовательности, субъектности, проблемности, рефлексивности, ситуативности), обоснование достижения образовательных целей. Выявлено, что содержательный компонент включает в себя диагностируемую цель, задачи педагогической технологии, объем и тематическое содержание программы формирования критического мышления курсантов на занятиях по иностранному языку в военном вузе. Рассмотрен процессуальный компонент, раскрывающий сущность, структуру, алгоритм, предъявляемые требования и методические условия организации учебного процесса. Для реализации технологии выделены следующие методы: мозговой штурм, проблемное обучение, приемы ТРИЗ, ПОПС-формула, кейс-метод, дискуссия, форсайт-сессия, деловая игра. В ходе исследования определена диагностика процесса рассматриваемой технологии, включающая критерии, показатели, уровни сформированности, диагностический инструментарий. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что эффективное функционирование данной технологии будет способствовать повышению качества формирования критического мышления курсантов в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова
педагогическая технология; критическое мышление; курсант; иностранный язык
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF CADETS CRITICAL THINKING FORMATION IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES AT A MILITARY UNIVERSITY
The article is devoted to the theoretical and methodological substantiation of the structure and content of pedagogical technology for the formation of critical thinking in foreign language classes at a military university. For this purpose, an analysis of scientific literature was carried out, the structural and content characteristics of pedagogical technology were identified, the structural and content composition of the pedagogical technology for the formation of cadets critical thinking in the process of learning a foreign language was determined, and on the basis of this, a pedagogical technology was developed that increases the effectiveness of the formation of cadets critical thinking in foreign language classes language. Pedagogical technology is considered as a multidimensional, ordered system of means of the pedagogical process, based on a scientific basis, implemented within a given chronotope and leading to the achievement of the planned result. Attention is focused on the main criteria of pedagogical technology: scientific, systematic, structured and procedural. The main components of pedagogical technology and their content are determined. The conceptual component of pedagogical technology defines its main idea, patterns, methodological approaches (systemic, personality-creating, competency-based, technological and communicative), principles (systematic and consistent, subjectivity, problematic, reflexive, situational), philosophical, psychological, didactic and social and pedagogical rationale for achieving educational goals. It was revealed that the content component includes a diagnosable goal, objectives of pedagogical technology, the volume and thematic content of the program for the formation of cadets critical thinking in foreign language classes at a military university. The procedural component is considered, revealing the essence, structure, algorithm, requirements and methodological conditions for organizing the educational process. The following methods have been identified to implement the technology: brainstorming, problem-based learning, TRIZ techniques, POPS formula, case method, discussion, foresight session, business game. During the study, diagnostics of the process of the technology under consideration was determined, including criteria, indicators, levels of formation, and diagnostic tools. As a result of the study, it is concluded that the effective functioning of this technology will help improve the quality of formation of cadets critical thinking in the process of learning a foreign language.
Key words:
educational technology; critical thinking; cadet; foreign language
Список литературы
-
Бокова М.М. Волынкина Н.В. Формирование критического мышления курсантов военного вуза: теоретико-методологический аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 3 (51). С. 36-43
-
Быкова А.С., Сахарова Н.С., Кириллова И.К. Современные тенденции в трактовке понятия «критическое мышление» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 3 (231). С. 6-11. https://doi.org/10.25198/1814-6457-231-6
-
Голуб Л.Н. Коммуникативный подход в обучении // Вестник Бряеской ГСХА. 2017. № 4 (62). С. 64-67
-
Козлов О.А., Ундозерова А.Н. Педагогические условия формирования информационной культуры курсантов инженерной специальности // Человек и образование. 2018. № 3 (56). С. 123-131
-
Орехова Ю.М., Цыбякова Е.С. Оценка уровня сформированности критического мышления курсантов на занятиях по иностранному языку // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (36). С. 191-196. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-36-191-196
-
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с
-
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос». 1999. 272 с
-
Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». 2016. 176 с
-
Фролова Т.Н., Шашурина Г.В. Системный подход и его роль в научном исследовании // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 158-161. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-158-161