Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (67) (2024)
УДК 378.147.022:001.8
DOI 10.24888/2073-8439-2024-67-3-97-107
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПСИХОТИПА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Современные методы обучения, внедряемые в образовательный процесс, не всегда учитывают особенности мышления учащихся. Данное упущение может негативно сказаться на продуктивности используемых методов. В статье представлены возможные подходы к повышению эффективности обучения с учетом психотипов обучающихся в ведомственном вузе. В этой связи особый интерес вызывает определение понятия «психотип» человека, на которое опираются авторы статьи при описании обобщенной модели поведения личности. Авторы рассматривают основные этапы проектирования образовательного процесса для образовательных программ инженерного профиля, а в качестве основы своих исследований используют теорию К. Юнга и основные положения теории соционики и типологии Майерс-Бриггс. При этом увеличение достоверности проводимых исследований достигается за счет анкетирования обучающихся с использованием стандартного инструмента MBTI, а также использования методики определения собственного психотипа на основе изучения своих предпочтений. В статье представлены результаты тестирования и проведен анализ полученных данных, что позволило авторам выделить несколько профилей личности обучающихся, которые преобладают в ведомственном вузе, а также рассмотреть их основные характеристики и сформулировать рекомендации по организации учебного процесса с учетом полученных данных. Использование методик анализа психотипов обучающихся и дальнейший учет выявленных особенностей при планировании образовательного процесса и самостоятельной работы в ведомственном вузе, а также следование указанным рекомендациям позволит достичь более высоких результатов обучения и повысить доступность воспринимаемой информации.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект; структура эмоционального интеллекта; групповая дифференциация; социометрический статус
DESIGNING THE EDUCATIONAL PROCESS BASED ON THE STUDENT'S PSYCHOTYPE
Modern teaching methods introduced into the educational process do not always take into account the peculiarities of students' thinking. This omission may negatively affect the productivity of the methods used. The article presents possible approaches to increasing the effectiveness of training, taking into account the psychotypes of students at a departmental university. In this regard, of particular interest is the definition of the concept of “psychotype” of a person, on which the authors of the article rely when describing a generalized model of individual behavior. The authors consider the main stages of designing the educational process for engineering educational programs, and use the theory of C. Jung and the main provisions of the theory of socionics and Myers-Briggs typology as the basis for their research. At the same time, increasing the reliability of the research is achieved through questioning students using the standard MBTI tool, as well as using a technique for determining one’s own psychotype based on studying one’s preferences. The use of methods for analyzing the psychotypes of students and further taking into account the identified characteristics when planning the educational process and independent work at a departmental university, as well as following these recommendations, will allow one to achieve better learning results and increase the accessibility of perceived information.
Key words:
educational process; teacher; psychotype; training; psychological testing; departmental university
Список литературы
-
Аниськина М.С. Психологические типы студентов при обучении в техническом вузе (на примере Московского политехнического университета) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т.11 № 1. С. 34-44. https://doi.org/10.22412/1999-5644-11-1-3
-
Бриггс-Майерс И., Майерс П. MBTI. Определение типов. У каждого свой дар. СПб.: Питер, 2014. 294 с
-
Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. 168 с
-
Шарп Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель. М.: Добросвет, ИД «Городец», 2016. 220 с
-
Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001. 718 с