Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (67) (2024)
УДК 378.14, 378.6
DOI 10.24888/2073-8439-2024-67-3-119-128
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ МАГИСТРАТУРЫ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В представленной статье рассматриваются порядок и особенности педагогического моделирования процесса развития профессиональной компетентности слушателей магистратуры ведомственной образовательной организации с учетом использования возможностей дистанционных образовательных технологий. Рассматриваемая педагогическая модель отличается от известных использованием специализированной методологии функционального моделирования, основанной на последовательном и целостном изучении основных характеристик, а также причинно-следственных связей между структурными компонентами профессиональной компетентности обучающихся. С учетом этого, разработанная педагогическая модель представляет собой совокупность определенным образом связанных между собой процессных конструкций, позволяющих осуществить всестороннее обеспечение и реализацию основных этапов процесса обучения слушателей магистратуры ведомственной образовательной организации, направленного на развитие их профессиональной компетентности с учетом предполагаемой специфики организационно-управленческой деятельности и имеющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности применения инновационных информационно-коммуникационных технологий в рамках функционирования системы высшего военного образования. Процесс развития профессиональной компетентности слушателей магистратуры ведомственной образовательной организации в разработанной модели рассматривается в контексте педагогической интеграции, представляющей целостную и структурированную систему определенных целей и задач, а также выбранных методологических подходов, с учетом имеющихся принципов, факторов и ресурсов. В данном контексте процесс развития профессиональной компетентности слушателей магистратуры ведомственной образовательной организации представлен в виде педагогического процесса, который отражает возможности дистанционного коммуникативного взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом, с целью формирования и комплексного развития системы знаний, умений и навыков, а также требуемого уровня мотивационной готовности и профессионально важных личностных качеств обучающихся.
Ключевые слова
ведомственная образовательная организация; слушатель магистратуры; педагогическая модель; профессиональная компетентность; развитие; дистанционные образовательные технологии
PEDAGOGICAL MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF MASTER'S STUDENTS OF A DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATION THROUGH THE APPLICATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
The presented article discusses the procedure and features of pedagogical modeling of the process of developing professional competence of master's students of a departmental educational organization, taking into account the use of the capabilities of distance educational technologies. The pedagogical model under consideration differs from the known ones in the use of a specialized methodology of functional modeling, based on a consistent and holistic study of the main characteristics, as well as cause-and-effect relationships between the structural components of students’ professional competence. Taking this into account, the developed pedagogical model is a set of process structures interconnected in a certain way, allowing for the comprehensive provision and implementation of the main stages of the learning process for master's students of a departmental educational organization, aimed at developing their professional competence, taking into account the expected specifics of organizational and managerial activities and the existing the regulatory framework regulating the specifics of the use of innovative information and communication technologies within the framework of the functioning of the system of higher military education. The process of development of professional competence of master's students of a departmental educational organization in the developed model is considered in the context of pedagogical integration, representing a holistic and a structured system of defined goals and objectives, as well as selected methodological approaches, taking into account existing principles and factors and resources. In this context, the process of developing the professional competence of master's students of a departmental educational organization is presented in the form of a pedagogical process that reflects the possibilities of remote communicative interaction between students and teaching staff, with the aim of forming and comprehensively developing a system of knowledge, skills and abilities, as well as the required level of motivational readiness and professionally important personal qualities of students.
Key words:
departmental educational organization; master's student; pedagogical model; professional competence; development; distance educational technologies
Список литературы
-
Колесников А.К., Лебедева И.П. Структурно-функциональное моделирование в педагогическом исследовании // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 38-41
-
Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. 288 с
-
Петрова И.Р., Фахртдинов Р.Х., Сулейманова А.А. Методология функционального моделирования IDEF0. Казань: Казан. ун-т, 2018. 68 с
-
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. Ч. 1. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 288 с
-
Шумилин В.С., Синицын Р.В. Особенности педагогического моделирования процесса развития профессиональной компетентности слушателей магистратуры ведомственной образовательной организации // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: сб. ст. по итогам Международной научно-практической конференции 4 марта 2024 г. Пермь: Научно-издательский центр АЭТЕРНА, 2024. С. 164-168
-
Шумилин В.С., Печников А.Н., Сизов Д.С. Особенности формирования профессиональной компетентности слушателя магистратуры высшего военного учебного заведения в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Вестник военной академии материально-технического обеспечения. 2020. № 3 (23). С. 28-34
-
Шумилин В.С. Особенности оценки уровня развития профессиональной компетентности слушателей магистратуры ведомственной образовательной организации // Актуальные вопросы педагогики: сб. ст. по итогам XVII Международной научно-практической конференции 25 апреля 2024 г. Пенза: Издательство МЦНС «Наука и просвещение», 2024. С. 48-51