Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (67) (2024)
УДК 373.23
DOI 10.24888/2073-8439-2024-67-3-129-138
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ SCRATCH DESKTOP КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время интерес исследователей направлен на изучение аспектов использования различных компьютерных программ для развития детей дошкольного возраста. Представлены результаты теоретического анализа отечественных и зарубежных исследователей, в которых подтверждаются данные об эффективном влиянии различных современных компьютерных программ и технологий на когнитивное, коммуникативное, социальное, речевое развитие, обучение письму и чтению дошкольников. В настоящей работе изучены возможности применения компьютерной программы Scratch Desktop в качестве средства сенсорного развития детей дошкольного возраста. Для достижения цели использовались метод проектирования вариантов программы, методов и приемов педагога, действий ребенка и методика «Схематизация» (Р.И. Бардина) для проверки сформированности у дошкольников ориентировки в пространстве. Спроектированы возможности программы Scratch Desktop для развития у дошкольников представлений о пространственном расположении, различении цвета, величине, движении объектов и предметов. Вариантами применения элементов программы Scratch Desktop выступают комбинации цвета, размера, формы, пространственного расположения одного объекта-спрайта, двух объектов-спрайтов относительно друг друга. Описаны наиболее значимые методы и приемы педагога и действия ребенка в процессе использования компьютерной программы Scratch Desktop в ходе сенсорного развития дошкольников. В эксперименте по выявлению эффективности компьютерной программы приняли участие 23 ребенка контрольной группы, занимающихся по традиционной технологии обучения и 26 детей экспериментальной группы, которые обучались с применением программы Scratch Desktop. Результаты диагностики, свидетельствуют о повышении у дошкольников степени решения заданий с применением нескольких схем ориентировки в пространстве. Проведенное исследование расширяет и уточняет уже имеющиеся в науке данные о применении компьютерных программ для развития дошкольников. Но для получения более точных результатов требуется проведение дальнейшего исследования на большой выборке дошкольников различного возраста. Сделан вывод о том, программу Scratch Desktop можно применять в образовательном процессе дошкольных учреждений как средство обучения дошкольников умениям различать цвета, форму, движения, раположение в пространстве одного и нескольких предметов.
Ключевые слова
дошкольники; средства обучения; развитие сенсорики; компьютерные программы
APPLICATION OF “SCRATCH DESKTOP” COMPUTER PROGRAM AS A MEANS OF SENSORY DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
Currently, researchers are interested in studying the aspects of using various computer programs for the development of preschool children. The results of the theoretical analysis of domestic and foreign researchers are presented, which confirm the data on the effective influence of various modern computer programs and technologies on cognitive, communicative, social, speech development, learning to write and read preschoolers. In this paper, the possibilities of using the Scratch Desktop computer program as a means of sensory development of preschool children are studied. To achieve the goal, the method of designing program options, methods and techniques of the teacher, the child's actions and the method of "Schematization" (R.I. Bardin) were used to check the formation of orientation in space among preschoolers. The possibilities of the Scratch Desktop program have been designed to develop preschoolers' ideas about spatial arrangement, color discrimination, size, and movement of objects and objects. The options for using the elements of the Scratch Desktop program are combinations of color, size, shape, spatial location of one sprite object, two sprite objects relative to each other. The most significant methods and techniques of the teacher and the child's actions in the process of using the Scratch Desktop computer program during the sensory development of preschoolers are described. The experiment to identify the effectiveness of the computer program involved 23 children of the control group engaged in traditional learning technology and 26 children of the experimental group who studied using the Scratch Desktop program. The diagnostic results indicate an increase in the degree of solving tasks in preschoolers using several spatial orientation schemes. The conducted research expands and clarifies the data already available in science on the use of computer programs for the development of preschoolers. But to obtain more accurate results, further research is required on a large sample of preschoolers of different ages. It is concluded that the Scratch Desktop program can be used in the educational process of preschool institutions as a means of teaching preschoolers the ability to distinguish colors, shapes, movements, and positioning in the space of one or more objects.
Key words:
preschoolers; learning tools; Scratch Desktop; sensory development; computer programs
Список литературы
-
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.: Просвещение, 1988. 144 с
-
Каменская В.Г., Томанов Л.В. (2019). Динамика интеллектуальных функций российских дошкольников в период становления Интернет-технологий // Психофизиология. № 3 (12). С. 56-63. https://doi.org/10.14529/jpps190305
-
Магомед-Эминов М.Ш. Деконструкция и конструкция понятия социализация в психологическом научном дискурсе: от социализации к ресоциализации // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2019. № 8. С. 29-36
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. 705 с
-
Сенсорное воспитание в детском саду. Под. ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. М.: Просвещение, 1981. 192 с
-
Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и обществою 2018. № 3 (9). С. 71-80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308
-
Carrick K., Xiaoming B. The Impact of Computer Use on Young Children's Social, Cognitive, Language Development and Motivation // AACE Journal. 2007. Vol. 15 (1). Pp. 73-95
-
Dağal A., Balat G., Kanburoğlu V., Şallı D., Birbir Y. (2015). The Development of English Computer Aided Education Program for Acquisition of Color, Number and Shape Concepts in Preschool Children without Foreign Language Education Background // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 176. Pp. 87-94. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.447
-
Demir N. Okul öncesi öğrencilerine renk kavramının kazandırılmasında bilgisayar destekli ve geleneksel öğretim yöntemlerinin karşılaştırılması: Konya: Yüksek Lisans Tezi, 2007
-
DuBois M.R., Volpe R.J., Burns M.K., Hoffman J.A. Parent-administered computer-assisted tutoring targeting letter-sound knowledge: Evaluation via multiple-baseline across three preschool students // Journal of School Psychology. 2016. Vol. 59. Pp. 39-53. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2016.09.004
-
Guran A.-M., Cojocar G.-S., Moldovan A. Play to learn! Nurturing fundamental digital skills of romanian preschoolers by developing edutainment applications // Learning and Collaboration Technologies. Human and Technology Ecosystems. 7th International Conference, LCT 2020, Held as Part of the 22nd HCI International Conference, HCII 2020, Copenhagen, Denmark, July 19-24, 2020, Proceedings, Part II. Copenhagen, 2020. Pp. 230-240. https://doi.org/10.1007/978-3-030-50506-6_17
-
Kaçar Ö, Doğan N. Okul öncesi eğitimde bilgisayar destekli eğitimin rolü. Kütahya. Turkey: Dumlupınar Üniversitesi, 2007
-
Lai N.K., Ang T.F., Por L.Y., Liew C.S. Learning through intuitive interface: A case study on preschool learning // Computers & Education. 2018. Vol. 126. Pp. 443-458. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.08.015
-
Rahmah M., Siti Aishah Z. Effectiveness of kinect-based application in gamificationapproach for preschooler: Case study in Taska Permata Perpaduan, Kuantan, Pahang, Malaysia // International IC4E '19: Proceedings of the 10th International Conference on E-Education, E-Business, E-Management and E-Learning. 2019. Pp. 124-129. https://doi.org/10.1145/3306500.3306534
-
Rogozhkina I., Kushnirenko A. Pikto Mir: teaching programming concepts to preschoolers with a new tutorial environment // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 28. Pp. 601-605. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.11.114
-
Vazquez V., Cibrian F., Tentori M. Stretchy Stars: a multitouch elastic display to support cooperative play among preschoolers // Personal and Ubiquitous Computing. 2019. Vol. 23. Pp. 99-115. https://doi.org/10.1007/s00779-018-1179-5