Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Железняк Н.Е.. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Статья посвящена эстетическому опыту, как необходимой составляющей самореализации студентов. Ее основная цель - продемонстрировать ценность и пригодность использования эстетической составляющей в психотерапевтическом, а также учебном процессе, в том числе, у студентов естественно-научных специальностей. В статье представлен обобщающий обзор доступных результатов отечественных и зарубежных исследований по применению искусства в коррекции психоэмоциональных состояний студентов. Рассмотрены психологические компоненты эстетического опыта и механизмы воздействия искусства на повышение эффективности учебной деятельности. Инструментарий эстетического компонента в образовательной и психокоррекционной деятельности достаточно широк и может применяться в различных ситуациях. Современный специалист должен обладать широким спектром компетенций для решения сложных задач. Это означает необходимость использования творческого подхода и поиска нестандартных решений, чему также способствует взаимодействие с творческой составляющей искусства. Выделены наиболее неразработанные и дискуссионные стороны применения искусства, такие как отсутствие стандартизированных и достаточно апробированных материалов для работы, что требует дальнейших исследований. Посредством анализа доступных материалов было установлено, что эстетический опыт, полученный с помощью искусства оказывает положительное влияние на психологическое состояние студентов. Обучение с применением искусства способствует улучшению успеваемости, повышает уровень запоминания информации, улучшая когнитивные и социальные навыки, а также является условием личностного развития, самоопределения и осознания студентами возможностей проявления своей индивидуальности. Показано, что включение эстетического компонента в преподавание является необходимой составляющей самореализации студентов.
The article is devoted to aesthetic experience as a necessary component of students' self-realization. Its main goal is to demonstrate the value and suitability of using the aesthetic component in the psychotherapeutic and educational process, including for students majoring in natural sciences. The article provides a general overview of the available results of domestic and foreign studies on the use of art in the correction of students' psychoemotional states. The psychological components of aesthetic experience and the mechanisms of art's influence on improving the effectiveness of educational activities are considered. The toolkit of the aesthetic component in educational and psychocorrectional activities is quite wide and can be used in various situations. A modern specialist must have a wide range of competencies to solve complex problems. This means the need to use a creative approach and search for non-standard solutions, which is also facilitated by interaction with the creative component of art. The most undeveloped and controversial aspects of the use of art are highlighted, such as the lack of standardized and sufficiently tested materials for work, which requires further research. By analyzing the available materials, it was found that aesthetic experience obtained through art has a positive effect on the psychological state of students. Teaching with the use of art helps improve academic performance, increases the level of memorization of information, improving cognitive and social skills, and is also a condition for personal development, self-determination and awareness of students' opportunities to express their individuality. It is shown that the inclusion of an aesthetic component in teaching is a necessary component of students' self-realization.
Разумникова О.М.. СВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И МОТИВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Мотивация когнитивной деятельности и контроль обучения не теряют своей актуальности в современных новых форматах образовательного процесса. Расширяющиеся возможности онлайн обучения усиливают интерес к эффективности исполнительных функций (ИФ) и особенностям эмоционально-мотивационного статуса учащихся. В связи с этим выполнен анализ соотношения показателей контроля поведения и его мотивации с применением разных подходов их классификации. В исследовании принимали участие 67 студентов факультета гуманитарного образования в возрасте 18-23 лет. Для определения психометрических показателей исполнительных функций, фокуса регуляции и систем мотивации (BIS-BAS) использовали соответствующие опросники. Установлена положительная связь самооценки таких компонентов исполнительных навыков как «Рабочая память», «Гибкость» и «Метапознание» с фокусом продвижения и отрицательная - с фокусом профилактики. Повышению показателей BIS соответствует снижение «Эмоционального контроля» и «Стрессоустойчивости», тогда как фокус продвижения связан с этими компонентами исполнительных навыков положительно. Обнаруженная взаимосвязь самооценки исполнительных навыков и мотивационных систем указывает на потенциальные возможности использования этих закономерностей в педагогической деятельности и психологической коррекции регуляции поведения как посредством когнитивной тренировки ИФ, так и усиления вклада фокуса продвижения. ИФ на примере их самооценки как компонентов разных исполнительных навыков связаны с мотивацией поведения. Доминирование мотивации избегания соответствует снижению эмоционального контроля и стрессоустойчивости, а усиление фокуса продвижения способствует повышению не только этих, но и целого ряда других компонентов ИФ.
Motivation of cognitive activity and control of learning do not lose their relevance in modern new formats of the educational process. Expanding opportunities for online learning increase interest in the effectiveness of executive functions (EF) and the characteristics of the emotional and motivational status of students. In this regard, the analysis between the components of executive skills and the indicators of motivation systems was performed using different approaches to their classification. The study involved 67 students of the Faculty of Humanities aged 18-23. To determine the psychometric indicators of EF, the focus of regulation and motivation systems (BIS-BAS), the corresponding questionnaires were used. A positive relationship was established between the self-assessment of such components of executive skills as “Working Memory”, “Flexibility” and “Metacognition” with the focus of promotion and a negative one - with the focus of prevention. An increase in BIS indicators corresponds to a decrease in “Emotional Control” and “Stress Resistance”, while the focus of promotion is associated positive with these components of executive skills. The discovered relationship between self-assessment of executive skills and motivational systems indicates the potential for using these patterns in pedagogical activities and psychological correction of behavior regulation both through cognitive training of the EF and by strengthening the contribution of the promotion focus. IFs, using their self-assessment as components of different executive skills as an example, are associated with behavioral motivation. The dominance of avoidance motivation corresponds to a decrease in emotional control and stress resistance, while an increase in the promotion focus contributes to an increase in not only these, but also a number of other IF components.
Сутормина Н.В., Николаева Е.И., Калабина И.А.. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКАМИ И ПОДРОСТКАМИ
В работе анализируются механизмы рабочей памяти: забывание как следствие воспроизведения и обучение как следствие воспроизведения. Показатели рабочей памяти имеют высокое прогностическое значение для процессов обучения, поскольку она прочно связана с вниманием, формированием новых двигательных и сенсорных навыков, обеспечивает усвоение языков, процессы чтения, арифметические операции. Согласно литературным данным, рабочая память в значительной степени зависит от зрелости префронтальной коры, которая, в свою очередь, имеет нелинейный маршрут созревания. Механизм забывание как следствие воспроизведения связан с тормозным контролем и представляет собой проактивную интерференцию. По поводу механизма обучения до сих пор нет согласованного решения. В работе применялась методика О.М. Разумниковой, направленная на тестирование этих механизмов. Результаты дошкольников и школьников были разбиты на кластеры в соответствии со стратегией воспроизведения в трех сериях, в которых на компьютере предъявлялся один и тот же набор зрительно-пространственных стимулов в различном порядке. Для дошкольников было описано три стратегии: хорошее первое воспроизведение и выраженная проактивная интерференция; низкий уровень воспроизведения в трех серий без выраженных механизмов; высокое первое воспроизведение и появление слабого обучения. У подростков было обнаружено 4 кластера, среди которых был кластер, в котором была выражена и проактивная интерференция, и обучение. Обсуждается роль зрелости префронтальной коры и ее связи с рабочей памятью у дошкольников и подростков.
The paper analyzes the mechanisms of working memory: forgetting as a consequence of reproduction and learning as a consequence of reproduction. Indicators of working memory have a high prognostic value for learning processes, since it is closely linked to attention, the formation of new motor and sensory skills, and ensures the acquisition of languages, reading processes, and arithmetic operations. According to the literature, working memory largely depends on the maturity of the prefrontal cortex, which, in turn, has a nonlinear maturation route. The mechanism of forgetting as a consequence of reproduction is associated with inhibitory control and is a proactive interference. There is still no agreed solution regarding the learning mechanism. The study used O. M. Razumnikova's technique aimed at testing these mechanisms. The results of preschoolers and schoolchildren were divided into clusters in accordance with the reproduction strategy in three series, in which the same set of visual-spatial stimuli was presented on the computer in different orders. Three strategies were described for preschoolers: good first reproduction and pronounced proactive interference; low level of reproduction in three series without pronounced mechanisms; high first reproduction and the emergence of weak learning. In adolescents, 4 clusters were found, among which there was a cluster in which both proactive interference and learning were expressed. The role of prefrontal cortex maturity and its relationship with working memory in preschoolers and adolescents is discussed.
Батуркина Г.В.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Профессионально-педагогическое развитие будущего учителя (в частности, учителя физической культуры) осуществляется в культурно-образовательной среде вуза. Соответственно, эффективное обеспечение этого процесса требует обеспечения определенных педагогических условий. Автор отмечает комплексный характер задачи профессионально-личностного развития в университете, в равной степени связанный с процессами образования и воспитания. Рассмотрены подходы к содержанию категории «педагогические условия» в научной литературе, проанализированы особенности создания ситуаций для формирования личностно и профессионально значимых качеств будущего учителя физической культуры. В основе последних - личностное развитие, саморазвитие и самореализация творческого потенциала. Предлагаются учебные ситуации, смоделированные в рамках академических занятий, (в частности, коммуникативные тренинги), в том числе обусловленные спецификой спортивного профиля, а также выявленные в ходе педагогической практики. Другая категория ситуаций связана с образовательной средой вуза (участие в культурных и спортивных мероприятиях, общественной и волонтерской работе, студенческих объединениях). Уделено внимание созданию условий для развития позитивной профессиональной мотивации. Подчеркивается различный ее уровень на тех или иных этапах обучения в вузе, взаимосвязь внешней и внутренней, положительной и отрицательной мотивации в достижении конкретных задач учебного процесса. В качестве ситуаций для развития профессиональной мотивации предлагается психолого-педагогическое ее сопровождение посредством субъект-субъектного взаимодействие участников образовательного процесса, использование в учебном процессе практико-ориентированных форм работы с академическими группами. Отдельно рассматриваются условия для развития рефлексивных умений студентов спортивных специальностей. Данные умения представлены как часть механизма самопознания, проявления критического мышления и коммуникативных навыков.
The professional and pedagogical development of a future teacher (in particular, a physical education teacher) is carried out in the cultural and educational environment of the university. Accordingly, the effective provision of this process requires the provision of certain pedagogical conditions. The author notes the complex nature of the task of professional and personal development at the university, which is equally related to the processes of education and upbringing. The approaches to the content of the category "pedagogical conditions" in the scientific literature are considered, the features of creating situations for the formation of personally and professionally significant qualities of a future physical education teacher are analyzed. The latter are based on personal development, self-development and self-realization of creative potential. Educational situations modeled within the framework of academic classes (in particular, communicative trainings) are offered, including those determined by the specifics of the sports profile, as well as those identified during pedagogical practice. Another category of situations is related to the educational environment of the university (participation in cultural and sports events, social and volunteer work, student associations). Attention is paid to creating conditions for the development of positive professional motivation. It emphasizes its different level at various stages of higher education, the relationship between external and internal, positive and negative motivation in achieving specific tasks of the educational process. As situations for the development of professional motivation, it is proposed to provide psychological and pedagogical support through subject-to-subject interaction of participants in the educational process, the use of practice-oriented forms of work with academic groups in the educational process. The conditions for the development of reflexive skills of students of sports specialties are considered separately. These skills are presented as part of the mechanism of self-knowledge, the manifestation of critical thinking and communication skills.
Капустин И.В.. СПЕЦИФИКА БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТРАНСПОРТА
В статье рассматривается формирование профессиональной межкультурной коммуникации будущего инженера транспортной отрасли в условиях билингвизма с точки зрения специфики отбора содержания, методов и средств обучения. Статья рассматривает основные характеристики технологии билингвизма (в частности, искусственного) при реализации модульного принципа построения содержания учебного материала на примере учебной дисциплины «Иностранный язык». Приводятся определения понятий «профессиональная коммуникация» и «профессиональная межкультурная коммуникация». В рамках исследования речь идет об искусственном билингвизме, который рассматривается как один из путей повышения качества профессиональной подготовки специалиста, соответствующего требованиям современного развивающегося общества. Изложены преимущества и недостатки технологии учебного билингвизма с учетом всех аспектов осуществления процесса обучения студентов технических вузов (в частности вузов транспортной отрасли). В статье приведены примеры двух языковых моделей для проведения учебных занятий по дисциплине «иностранный язык» в неязыковом вузе: одна модель простая (языковая пара привычная: русский и английский), в то время как вторая модель представляет более усложненный вариант (английский и французский языки). Каждый текст в модели содержит в себе необходимые лексические и грамматические явления для дальнейшего анализа и сопоставления языковых систем. Также делается промежуточный вывод о том, что построение учебного материала на основе кластерно-блочной модели способствует в конечном итоге формирования вектора или образовательной траектории, направленной в свою очередь на всестороннее развитие и формирование личности будущего специалиста транспортной отрасли. В статье приведены некоторые из требований, предъявляемые к студентам при прохождении учебного курса по данной траектории.
The article considers the formation of professional intercultural communication of a future transport engineer in the context of bilingualism from the point of view of the specifics of selecting the content, methods and means of teaching. The article considers the main characteristics of the technology of bilingualism (in particular, artificial) in the implementation of the modular principle of constructing the content of educational material using the example of the academic discipline “Foreign Language”. Definitions of the concepts of “professional communication” and “professional intercultural communication” are provided. The study deals with artificial bilingualism, which is considered as one of the ways to improve the quality of professional training of a specialist that meets the requirements of a modern developing society. The advantages and disadvantages of the technology of educational bilingualism are outlined, taking into account all aspects of the implementation of the process of teaching students of technical universities (in particular, universities of the transport industry). The article provides examples of two language models for conducting classes on the discipline “foreign language” in a non-linguistic university: one model is simple (the usual language pair: Russian and English), while the second model is a more complicated option (English and French). Each text in the model contains the necessary lexical and grammatical phenomena for further analysis and comparison of language systems. An intermediate conclusion is also made that the construction of educational material based on the cluster-block model ultimately contributes to the formation of a vector or educational trajectory, aimed in turn at the comprehensive development and formation of the personality of a future specialist in the transport industry. The article presents some of the requirements for students when taking a course on this trajectory.
Костина Л.М., Николаева А.В., Швецова Н.В.. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБ ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье приводятся данные исследования представлений учащихся основной и общей школы об искусственном интеллекте, его использовании в образовательном процессе при обеспечении персонализации образования обучающихся. В современных условиях развития общества и запросов государства, выраженного в Федеральных образовательных стандартах, большое внимание уделяется индивидуализации образования школьников. Одним из средств обеспечения данного процесса может стать использование современных информационных технологий. Однако, наука и практика может столкнуться с проблемой неготовности использования искусственного интеллекта самими детьми и подростками Целью проведенного эмпирического исследования стало выявление имеющихся представлений об искусственном интеллекте у обучающихся в основной и средней школе. В работе приняло участие 336 испытуемых учащихся 5-11 классов образовательных организаций Северо-Западного региона Российский Федерации. Были использованы опросные методы. Полученные данные позволяют сформулировать выводы о наличии у учащихся основной и средней школы представлений об искусственном интеллекте и вариантах его использования в жизнедеятельности человека. Данные исследования могут стать основой для обеспечения персонализированного подхода в психолого-педагогическом сопровождении и образовательной деятельности учащихся на разных уровнях обучения. Полученные результаты исследования ставят перед необходимостью определения перспектив дальнейшей работы по обеспечению персонализации образования обучающихся посредством использования искусственного интеллекта в процессе учебной деятельности.
The article presents data from a study of the ideas of primary and secondary school students about artificial intelligence, its use in the educational process in ensuring the personalization of students' education. In modern conditions of the development of society and the demands of the state, expressed in Federal educational standards, much attention is paid to the individualization of the educational process of schoolchildren. One of the means to ensure this process can be the use of modern information technologies. However, science and practice may face the problem of children and adolescents themselves being unprepared to use artificial intelligence. The purpose of the empirical research was to identify existing ideas about artificial intelligence among students in primary and secondary schools. 336 subjects students of grades 5-11 of educational organizations from the North-West region of the Russian Federation took part in the work. Survey methods were used. The data obtained allow us to formulate a number of conclusions about the existence of basic and secondary school students’ ideas about artificial intelligence and options for its use in human life. These studies can become the basis for providing a personalized approach to psychological and pedagogical support and educational activities of students at different levels of education. The obtained research results pose the need to determine the prospects for further work to ensure the personalization of students’ education through the use of artificial intelligence in the process of educational activities.
Мощев С.В., Новикова Н.Н.. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье обосновывается необходимость развития технологического предпринимательства в региональном вузе. На основе анализа научно-методической литературы и нормативно-законодательных документов в сфере научно-технологического развития общества описываются различные подходы к определению технологического предпринимательства и его ключевые характеристики, выделяются основные формы обучения технологическому предпринимательству и средства поддержки, активизации предпринимательской деятельности студентов. Рассмотрены основные цели, направления деятельности и инструменты Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». В исследовании представлены результаты анкетирования студентов г. Сыктывкара по вопросам готовности к созданию технологических проектов и заинтересованности в обучении в данной сфере. В статье дается анализ образовательной деятельности отдельных высших учебных заведений Северо-западного федерального округа в аспекте использования инструментов ФП «ПУТП». Особое внимание уделяется роли региональных университетов в подготовке будущих специалистов в области технологического предпринимательства. Отмечено, что университеты играют ключевую роль в развитии технологического предпринимательства, так как они формируют навыки и компетенции, апробируют, поддерживают и внедряют технологические проекты, что в целом создает благоприятную среду для развития инноваций и новых технологий в регионах России. Высшее образование должно способствовать продвижению идей и философии технологического предпринимательства. Вместе с тем авторами обозначен ряд проблемных точек в области развития технологического предпринимательства в университетах, сформулированы выводы о текущей ситуации, а также определены дальнейшие перспективы в формировании инновационной инфраструктуры. Статья представляет интерес для специалистов в области технологического предпринимательства, преподавателей вузов, студентов и всех, кто интересуется развитием этой сферы в России.
The article substantiates the need to develop technological entrepreneurship in a regional university. Based on the analysis of scientific and methodological literature and regulatory and legislative documents in the field of scientific and technological development of society, various approaches to defining technological entrepreneurship and its key characteristics are described, the main forms of teaching technological entrepreneurship and means of supporting and activating students' entrepreneurial activities are highlighted. The main goals, areas of activity and tools of the Federal project "Platform of University Technological Entrepreneurship" are considered. The study presents the results of a survey of students in Syktyvkar on their readiness to create technological projects and interest in studying in this area. The article analyzes the educational activities of individual higher education institutions of the Northwestern Federal District in terms of using the tools of the FP “PUTP”. Particular attention is paid to the role of regional universities in training future specialists in the field of technological entrepreneurship. It is noted that universities play a key role in the development of technological entrepreneurship, as they develop skills and competencies, test, support and implement technological projects, which generally creates a favorable environment for the development of innovations and new technologies in the regions of Russia. Higher education should promote the ideas and philosophy of technological entrepreneurship. At the same time, the authors identified a number of problem areas in the development of technological entrepreneurship at universities, formulated conclusions about the current situation, and determined further prospects for the formation of innovative infrastructure. The article is of interest to specialists in the field of technological entrepreneurship, university teachers, students and anyone interested in the development of this area in Russia.
Нгуен Т.Л.В., Онищенко Э.В.. РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЬЕТНАМА
В статье представлен авторский подход к анализу основных этапов генезиса принципа поликультурного дошкольного образования на примере такой многонациональной страны как Вьетнам. Исследователями поставлена цель: разработать комплекс универсальных принципов ретроспективной характеристики стратегии развития дошкольного образования в условиях апробации поликультурной парадигмы как средства повышения эффективности его функционирования на примере Вьетнама, как одного из перспективно развивающихся этнокультурных центров южно-азиатского геополитического региона. Своеобразие исторического развития теории и практики вьетнамского раннего образования детей дошкольного возраста (early childhood education/ECE), рассматривается с учетом инициирования/трансформации альтернативных (монокультурной/поликультурной) нормативных парадигм, характерных для национальной образовательной стратегии Вьетнама. В свою очередь, авторская периодизация и оценка основных этапов становления и совершенствования системы дошкольного образования предлагается в контексте их практической реализации на основании последовательной смены четырех концептуальных идеологических моделей: адаптации, ассимиляции, автокультуризации и интеграции. Выделенные модели характеризуют различные универсальные установки и альтернативные механизмы, детерминированные особенностями функционального управления вьетнамской системой дошкольного образования в условиях национального/этнического многообразия. При этом научная новизна, теоретическая и практическая значимость предложенной авторами схемы анализа связана с тем, что характеристика апробации заявленных альтернативных моделей оценивается с позиции перспективной практической реконструкции результатов проведенного анализа в ходе модернизации современного образования детей дошкольного возраста как во Вьетнаме, так и в России.
The article presents an author’s approach to analysis of the main stages of genesis of the principle of multicultural pre-school education on the example of a multinational country like Vietnam. The researchers aim to: develop a set of universal principles for the retrospective characterization of a strategy for sustainable development of pre-school education in the context of the acceptance of a multicultural paradigm as a means of enhancing The effectiveness of its operation, as exemplified by Vietnam, as one of the promising ethnocultural centers of the South-Asian geopolitical region. The Peculiarity of the Historogeny of the Theory and Practice of Vietnamese Early Childhood Education/ECE. The study is considered in view of the initiation/transformation of essentially alternative (monocultural/multicultural) normative paradigms, characteristic of the national educational strategy of Vietnam. In turn, the author’s periodicity and assessment of the main stages of development and improvement of the pre-school education system is proposed in the context of their practical implementation on the basis of four-shiftx conceptual ideological models: adaptation, assimilation, autoculturation and integration. The models featured are characterized by various universal settings and alternative mechanisms, The characteristics of functional management of the Vietnamese pre-school education system in a national/ethnic diversity. At the same time, the scientific novelty and the theoretical and practical significance of the analysis scheme proposed by the authors are related to the that the character of the acceptance of the declared alternative models is evaluated from the position of a prospective practical reconstruction of the results of the analysis carried out during the modernization of modern education for preschool children both in Vietnam and in Russia.
Овчинникова Ю.С., Ткаченко Н.В.. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ НАРОДОВ МИРА: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Развитие форм межкультурной коммуникации в современном обществе обусловливает необходимость разработки образовательных технологий, способствующих подготовке обучающихся к эффективному межкультурному взаимодействию. В статье анализируются результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие культурного интеллекта с помощью традиционной музыки разных народов. Авторская педагогическая система реализовывалась на базе МГУ с 2007 по 2022 гг. Для проверки эффективности использовалась русскоязычная версия расширенной Шкалы культурного интеллекта. Выборку с 2019 по 2022 годы составили студенты, обучающиеся на факультете иностранных языков и регионоведения (161 человек), из них контрольную группу составили 52 человека, экспериментальную - 109. Сравнение показателей у экспериментальной и контрольной групп до применения авторской системы не выявило различий (U критерий Манна-Уитни, p > 0.05). Сравнение показателей у контрольной группы после занятий (U критерий Манна-Уитни, p < 0.05) не выявило достоверные изменения, за исключением когнитивного компонента (Вилкоксон, p < 0.05). Сравнение показателей у экспериментальной группы до и после применения авторской системы выявило значимые различия (Вилкоксон, p < 0.05). При этом показатели значимо отличаются в зависимости от типа дисциплины (обязательная; по выбору). Предиктор «формат проведения» (очный, онлайн, гибридный) не показал значимых изменений. Введение в вариативную часть основных профессиональных образовательных программ высшего образования учебной дисциплины, направленной на изучение традиционной музыки разных народов, может способствовать развитию культурного интеллекта студентов.
The development of forms of intercultural communication in modern society necessitates the development of educational technologies that help prepare students for effective intercultural interaction. The article explores the results of pedagogical experiment aimed at development of cultural intelligence of university students by means of World Musics. Since 2007 till 2022th the author has elaborated and implemented her pedagogical system in Moscow State University. For validation of its effectiveness, we used the Expanded Cultural Intelligence Scale in Russian. The sample from 2019 until 2022th consists of students studying at the Faculty of Foreign Languages and Area Studies (161 people), where the control group consisted of 52 people, the experimental group - 109. Comparison of indicators in the experimental and control groups before the application of the author’s system did not reveal any differences (Mann-Whitney U test, p > 0.05). Comparison of indicators in the control group after training Mann-Whitney U test, p < 0.05) did not reveal significant changes, with the exception of the cognitive component (Wilcoxon, p < 0.05). Comparison of indicators in the experimental group before and after the application of the author’s system revealed significant differences (Wilcoxon test, p
Пузатых А.Н.. ФИДЖИТАЛ-ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Актуальность исследования обусловлена растущим спросом на эффективное обучение в области иностранного языка, так как сегодня достижение необходимого уровня профессионализма современного выпускника вуза невозможно без сформированной иноязычной компетенции. На первый план выходит процесс более тесной интеграции цифровых технологий в практику обучения. Данное направление получило название «фиджитал-обучение». Фиджитал-подход сочетает в себе физическое и цифровое взаимодействие. В статье рассматривается применение данного подхода в обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей в вузах. Цель исследования заключалась в описании возможностей и практики применения фиджитал-компонентов, таких как работа с онлайн-платформами, интерактивные задания с традиционными методами обучения во время занятий по иностранному языку. Методология исследования включала анализ теоретических трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, существующих педагогических практик, оценку результатов успеваемости и вовлеченности студентов. Основное внимание уделялось таким аспектам, как развитие языковых навыков, повышение мотивации и создание интерактивной образовательной среды. В статье представлены практические примеры внедрения фиджитал-подхода в образовательный процесс. Результаты исследования показывают, что внедрение фиджитал-подхода обеспечивает персонализированный и интерактивный формат обучения, что особенно важно для студентов неязыковых специальностей, где уровень начальной языковой подготовки может значительно варьироваться; повышает мотивацию студентов за счет вовлеченности в процесс обучения. В тоже время, применение фиджитал-подхода требует ответа на определенные вызовы, такие как необходимость подготовки преподавателей, технического обеспечения, а также балансировки между цифровыми и физическими элементами обучения
The relevance of the study is explained by the growing demand for effective training in the field of foreign languages, since today it is impossible for a modern university graduate to achieve the required level of professionalism without developed foreign language competence. The process of closer integration of digital technologies into teaching practices comes to the fore. This area is called “phygital learning”. The phygital approach combines physical and digital interaction. The article discusses the application of this approach in teaching English to students of non-linguistic specialties at universities. The purpose of the study was to describe the possibilities and practice of using phygital components, such as working with online platforms, interactive tasks with traditional teaching methods during foreign language classes. The research methodology included an analysis of theoretical works by both domestic and foreign authors, existing pedagogical practices, and an assessment of student performance and engagement. The main attention was paid to such aspects as developing language skills, increasing motivation, and creating an interactive educational environment. The article presents practical examples of the implementation of the phygital approach in the educational process. The results of the study show that the implementation of the phygital approach provides a personalized and interactive learning format, which is especially important for students of non-linguistic specialties, where the level of initial language proficiency can vary significantly; increases student motivation due to involvement in the learning process. At the same time, the use of the phygital approach requires a response to certain challenges, such as the need to train teachers, technical support, and balance between digital and physical elements of training.
Сотникова О.А., Чермных В.В.. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Современные образовательные технологии связаны с информационной доступностью к фактологическим знаниям, компьютерными возможностями их применения при решении задач, технологическими решениями в обсуждении различных вопросов и др. В этой связи необходимо выработать ориентиры в особенностях формируемых предметных знаний будущего учителя математики. По мнению авторов, таким ориентиром должно стать метологичность математического знания. Статья содержит анализ теории определителей, изучаемой в курсе алгебры при подготовке учителя математики. Авторы отмечают в содержании этого раздела две взаимопроникающие идеи математики: конструктивизм и аксиоматизация. Этой особенностью рекомендуется воспользоваться для организации изучения определителей при подготовке учителя математики. В стандартном изучении теории определителей обычно используют только конструктивное определение понятия определителя, на его основе доказываются свойства определителя и рассматриваются его приложения. Аксиоматический подход к построению теории определителей в лучшем случае лишь упоминается, как возможность структурирования содержания. Авторы считают, что исключение аксиоматического построения теории определителей лишает возможности раскрытия методологической сущности математического познания. Это понимание важно будущим учителям математики. Это обосновывается тем, что понимание будущими учителями математики основ построения математического знания является базой в организации учебной математической деятельности обучающихся. В этой связи авторы считают целесообразным рассмотрение аксиоматического определения понятия определителя. В статье схематично представлена программа изучения теории определителей, включающая конструктивный подход к понятию определителя и построение теории определителей в аксиоматическом методе. Показано взаимное использование идей конструктивизма и аксиоматизации для получения фактов по теории определителей. Авторы отмечают, что реализация предложенного подхода к изучению определителей позволяет организовать студентов на дополнительные исследования в теории определителей.
Modern educational technologies are associated with data-related accessibility to factual knowledge, computer-aided capabilities for its application in the course of solving problems, technological solutions in discussing various issues, etc. For that purpose, it is imperative to develop guidelines with regard to the features of the subject-matter expertise being generated among to-be mathematics teacher. According to the authors, the methodological nature of mathematical knowledge should become such a guideline. The article contains an analysis of the determinant theory studied in an algebra course in the process of mathematics teacher training. In the content of this section, the authors note two interpenetrating ideas of mathematics: constructivism and axiomatization. It is recommended to use this feature to organize the study of determinants in the course of mathematics teacher training. In the standard study of the theory of determinants, only a constructive definition of the concept of a determinant is usually used; on its basis, the properties of the determinant are proved and its applications are considered. The axiomatic approach to constructing the determinant theory is only mentioned as a possibility for structuring the content, if at all. The authors believe that the disregard of the axiomatic construction of the determinant theory makes it impossible to reveal the methodological essence of mathematical knowledge. This understanding is essential for prospective mathematics teachers. This is justified by the fact that their understanding of the fundamental principles of constructing mathematical knowledge is the basis for organizing their students’ mathematical learning activities. Therefore, the authors consider it appropriate to consider the axiomatic definition of the concept of determinant. The article schematically presents a program for studying the determinant theory, including a constructive approach to the concept of determinant and the construction of the determinant theory in line with the axiomatic method. The mutual use of the constructivism and axiomatization ideas in obtaining facts on the determinant theory is shown. The authors note that the implementation of the proposed approach to the study of determinants makes it possible to encourage students to do additional research in the determinant theory.
Сухова Н.А.. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЕДИАТОРОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ
Статья посвящена классификациям технологий в обучении медиаторов-переводчиков. Были уточнены понятия «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология в обучении» и «технология обучения». Актуальность состоит в противоречивом толковании определений разными учеными. Целью статьи является представление классификации технологий в обучении медиаторов-переводчиков. Методологическая база исследования основывается на методе анализа и синтеза научной литературы по педагогике и методике обучения иностранным языкам, а также на проведенных автором ассоциативных экспериментах в Австрии, России и Швейцарии. В статье были выявлены и описаны признаки, структура и этапы педагогической технологии формирования поликультурной концептуальной картины мира у медиаторов-переводчиков. Все технологии являются педагогическими, т.к. направлены на формирование личности обучающегося и на процесс обучения. Педагогические технологии называют общепедагогическими, частнопедагогическими и элементными. Педагогическая технология формирования поликультурной концептуальной картины мира у медиаторов-переводчиков включает цель обучения, концептуальную основу, содержание и средства обучения, процессуальную часть, состоящую из образовательных технологий, подразделяющихся на технологии в обучении и технологии обучения. Классификация технологий в обучении и технологий обучения, составляющих образовательные технологии, основывается на проведении ассоциативного эксперимента, наблюдении за поведением носителей языка и изучении научной литературы, на поликультурном обучении и поликультурной коммуникации, на профессиональных требованиях к медиатору, на прецедентных текстах, высказываниях и именах, использовании переводческих машин, на использовании технических средств обучения (проектор, компьютер, магнитофон, мобильный телефон), представляющих собой технологии в обучении.
The paper is devoted to a classification of technologies in the training of mediators-translators/interpreters. The concepts “pedagogical technology”, “educational technology”, “training technology” и “technology in training” were clarified. The relevance lies in the contradiction of definitions interpretations by different scientists. The paper goal is to make the classification of technologies in the training of mediators/interpreters. The methodology of the study is based on the method of analysis and synthesis of scientific literature in pedagogy, methods of teaching foreign languages and on the conducted by the author associative experiments in Austria, Russia and Switzerland. In the paper were identified and described characteristics, structure, stages of pedagogical technology of forming of pluricultural conceptual word view of mediators-translators/interpreters. All technologies are pedagogical, because they are directed on the forming of personality of students and on the teaching process. Pedagogical technologies are called general pedagogical, methodical, elemental. The pedagogical technology of forming of pluricultural conceptual word view of mediators-translators/interpreters consists of the teaching goal, conceptual basis, contents and tools of teaching, the procedural part that includes educational technologies, which are divided into technologies in the training and training technologies. The classification of technologies in training and training technologies, which are educational technologies, is based on the conduction of associative experiment, observing the behavior of native speakers and the study of scientific literature, pluricultural training and pluricultural communication, professional requirements for a mediator, precedent texts, statememnts and names, using translation machines and of technical means of training (projector, computer, recorder, mobile phone) i.e. technologies in the training.
Туржанова Г.Н., Аитов В.Ф.. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО И ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНОГО ПОДХОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ АНГЛИЙСКОГО ГЛАГОЛА)
В статье подчеркивается значимость вопросов реализации иноязычного образования в условиях трехъязычия в Республике Казахстан. Особое внимание уделяется полилингвальному образованию, означающему применение в образовании несколько языков: родного, общепринятого государственного и одного из иностранных языков. В данной статье делается акцент о применении полилингвального подхода к правильной организации образовательного процесса, при котором казахстанским студентам-билингвам предлагается языковой материал, включающий сопоставление грамматических явлений контактирующих языков (английский, казахский и русский языки). Полилингвальный и проблемно-проектный подходы рассматриваются как наиболее эффективная альтернатива традиционным методикам в процессе формирования грамматических навыков студентов-билингвов в неязыковом вузе. На примере видовременных форм английского глагола предложено обучение студентов неязыкового вуза грамматической стороне иноязычной речи в условиях трехъязычия в Республике Казахстан. Приводятся примеры из разработанного комплекса специальных упражнений и заданий, предназначенных для эффективного развития навыков грамотного использования видо-временных форм английского глагола с учетом всех особенностей его структурного образования. Даны примеры специально составленных упражнений, на базе которых проходила апробация фактического материала, включающего сопоставление грамматических явлений контактирующих языков (английский, казахский и русский языки). В статье описаны составляющие педагогического эксперимента, предпринятого с целью проверки эффективности разработанной методики в формировании грамматических навыков студентов неязыкового вуза грамматической стороне речи. Представлены результаты и итоги проведенного экспериментального исследования. В результате подтверждена эффективность применения полилингвального и проблемно-проектного подходов в обучении грамматической стороне иноязычной речи студентов-билингвов неязыковых вузах на базе родного и русского языков. Представлены выводы, полученные в ходе исследования.
The article examines the importance of emotional intelligence for the development of a child's personality. Today, scientists note that the ability to empathize, sensitivity to the emotions of others, in children are becoming weaker. There are more and more children who have disorders in the field of psychoemotional development. Many children are characterized by: instability in the emotional sphere, negative attitude towards others, anxiety and aggressiveness. Emotional intelligence is largely decisive in the peculiarities of human consciousness of self, attitude to the world, well-being and behavior among people. The article examines the theoretical aspects of emotional intelligence, reveals approaches to this concept by both foreign and domestic authors. The study of the construct, the process and the ways of its formation can provide an opportunity for the optimal development of the child's personality and his relationships with others in the process of interpersonal interaction. The authors of the article conducted an experiment to study the emotional intelligence of preschool children and their sociometric status, using the method of mathematical statistics, they showed the relationship between emotional intelligence and the sociometric status of a child. The article considers the possibilities of developing the emotional intelligence of preschool children: attention to the needs of the child, joint activities with children, learning to manage their emotions, various types of artistic activities, and the need for not only collective, but also individual lessons with pupils. The authors of the article conducted an experiment to study the emotional intelligence of preschool children and their sociometric status, using the method of mathematical statistics, they showed the relationship between emotional intelligence and the sociometric status of a child.