Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (68) (2024)
УДК 37.02, 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2024-68-4-43-53
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Профессионально-педагогическое развитие будущего учителя (в частности, учителя физической культуры) осуществляется в культурно-образовательной среде вуза. Соответственно, эффективное обеспечение этого процесса требует обеспечения определенных педагогических условий. Автор отмечает комплексный характер задачи профессионально-личностного развития в университете, в равной степени связанный с процессами образования и воспитания. Рассмотрены подходы к содержанию категории «педагогические условия» в научной литературе, проанализированы особенности создания ситуаций для формирования личностно и профессионально значимых качеств будущего учителя физической культуры. В основе последних - личностное развитие, саморазвитие и самореализация творческого потенциала. Предлагаются учебные ситуации, смоделированные в рамках академических занятий, (в частности, коммуникативные тренинги), в том числе обусловленные спецификой спортивного профиля, а также выявленные в ходе педагогической практики. Другая категория ситуаций связана с образовательной средой вуза (участие в культурных и спортивных мероприятиях, общественной и волонтерской работе, студенческих объединениях). Уделено внимание созданию условий для развития позитивной профессиональной мотивации. Подчеркивается различный ее уровень на тех или иных этапах обучения в вузе, взаимосвязь внешней и внутренней, положительной и отрицательной мотивации в достижении конкретных задач учебного процесса. В качестве ситуаций для развития профессиональной мотивации предлагается психолого-педагогическое ее сопровождение посредством субъект-субъектного взаимодействие участников образовательного процесса, использование в учебном процессе практико-ориентированных форм работы с академическими группами. Отдельно рассматриваются условия для развития рефлексивных умений студентов спортивных специальностей. Данные умения представлены как часть механизма самопознания, проявления критического мышления и коммуникативных навыков.
Ключевые слова
профессионально-личностное развитие; будущий учитель физической культуры; педагогические условия; саморазвитие; мотивация; рефлексия
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF A FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER AT THE UNIVERSITY
The professional and pedagogical development of a future teacher (in particular, a physical education teacher) is carried out in the cultural and educational environment of the university. Accordingly, the effective provision of this process requires the provision of certain pedagogical conditions. The author notes the complex nature of the task of professional and personal development at the university, which is equally related to the processes of education and upbringing. The approaches to the content of the category "pedagogical conditions" in the scientific literature are considered, the features of creating situations for the formation of personally and professionally significant qualities of a future physical education teacher are analyzed. The latter are based on personal development, self-development and self-realization of creative potential. Educational situations modeled within the framework of academic classes (in particular, communicative trainings) are offered, including those determined by the specifics of the sports profile, as well as those identified during pedagogical practice. Another category of situations is related to the educational environment of the university (participation in cultural and sports events, social and volunteer work, student associations). Attention is paid to creating conditions for the development of positive professional motivation. It emphasizes its different level at various stages of higher education, the relationship between external and internal, positive and negative motivation in achieving specific tasks of the educational process. As situations for the development of professional motivation, it is proposed to provide psychological and pedagogical support through subject-to-subject interaction of participants in the educational process, the use of practice-oriented forms of work with academic groups in the educational process. The conditions for the development of reflexive skills of students of sports specialties are considered separately. These skills are presented as part of the mechanism of self-knowledge, the manifestation of critical thinking and communication skills.
Key words:
professional and personal development; future physical education teacher; pedagogical conditions; self-development; motivation; reflection
Список литературы
-
Антропова Г.Р., Шишкина С.М. Сравнительный анализ мотивационной сферы студентов технических вузов и вузов физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 2. С. 21-27. http://doi.org/10.14526/01_1111_03
-
Афанасьева И.Б., Бежанова А.И., Димент Л.И. Формирование рефлексивных умений студентов в процессе обучения // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2013. № 1. С. 292-299
-
Батаршев А.В. Закономерности профессионально-личностного становления и развития педагога // Человек и образование. 2014. № 2. С. 14-17
-
Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14
-
Каитов А.П. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения развития позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов // Вестник Московского городского педагогического ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 17. С. 63-67. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.03
-
Карпова Е.В. Формирование профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 5. С. 209-217
-
Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. К вопросу о профессиональной мотивации студентов старших курсов педагогических вузов к работе в общеобразовательных организациях // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. С. 101-110. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_01_12
-
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие. М.: «Академия», 2004. 250 с
-
Росина Н.Л. Использование учебных ситуаций в целях профессионально-личностного развития студентов // Нижегородское образование. 2011. № 3. С. 209-217
-
Руденко А.В. Учебные задачи как средство формирования рефлективной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Брянского государственного университета. 2009. № 3. С. 79-81
-
Русаков А.А. Педагогические условия, определяющие развитие индивидуального стиля будущего учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2007. № 10. С. 104-107
-
Стебловская Л.С. Мотивация педагогической деятельности как один из факторов профессионального развития педагогов // Современное педагогическое образование. 2019. № 5. С. 38-44
-
Турбина Е.П. Формирование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 65-70
-
Усцелемова Н.А., Орехова Т.Ф. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической устойчивости будущих бакалавров физической культуры // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 24-й междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2019. С. 138-140
-
Ушатикова И.И. Формирование опыта рефлексивной деятельности у будущих учителей в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе // Научный диалог. 2012. № 10. С. 70-79
-
Ушева Т.Ф. Педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов в процессе коллективных учебных занятий // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 140-151
-
Ширяева В.А. Педагогические условия формирования универсальной ключевой компетентности // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 3. С. 189-196
-
Шорина А.В. Проблема формирования рефлексивных умений студентов в образовательном процессе вуза // Науковедение. Интернет-журнал. 2015. Т. 7. № 3. http://dx.doi.org/10.15862/186PVN315