Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (68) (2024)
УДК 373.1
DOI 10.24888/2073-8439-2024-68-4-63-71
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБ ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье приводятся данные исследования представлений учащихся основной и общей школы об искусственном интеллекте, его использовании в образовательном процессе при обеспечении персонализации образования обучающихся. В современных условиях развития общества и запросов государства, выраженного в Федеральных образовательных стандартах, большое внимание уделяется индивидуализации образования школьников. Одним из средств обеспечения данного процесса может стать использование современных информационных технологий. Однако, наука и практика может столкнуться с проблемой неготовности использования искусственного интеллекта самими детьми и подростками Целью проведенного эмпирического исследования стало выявление имеющихся представлений об искусственном интеллекте у обучающихся в основной и средней школе. В работе приняло участие 336 испытуемых учащихся 5-11 классов образовательных организаций Северо-Западного региона Российский Федерации. Были использованы опросные методы. Полученные данные позволяют сформулировать выводы о наличии у учащихся основной и средней школы представлений об искусственном интеллекте и вариантах его использования в жизнедеятельности человека. Данные исследования могут стать основой для обеспечения персонализированного подхода в психолого-педагогическом сопровождении и образовательной деятельности учащихся на разных уровнях обучения. Полученные результаты исследования ставят перед необходимостью определения перспектив дальнейшей работы по обеспечению персонализации образования обучающихся посредством использования искусственного интеллекта в процессе учебной деятельности.
Ключевые слова
персонализация образования; искусственный интеллект; представления; обучающиеся; подростки
STUDENTS' VIEWS ABOUT ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE ORGANIZATION OF PERSONALIZED EDUCATION
The article presents data from a study of the ideas of primary and secondary school students about artificial intelligence, its use in the educational process in ensuring the personalization of students' education. In modern conditions of the development of society and the demands of the state, expressed in Federal educational standards, much attention is paid to the individualization of the educational process of schoolchildren. One of the means to ensure this process can be the use of modern information technologies. However, science and practice may face the problem of children and adolescents themselves being unprepared to use artificial intelligence. The purpose of the empirical research was to identify existing ideas about artificial intelligence among students in primary and secondary schools. 336 subjects students of grades 5-11 of educational organizations from the North-West region of the Russian Federation took part in the work. Survey methods were used. The data obtained allow us to formulate a number of conclusions about the existence of basic and secondary school students’ ideas about artificial intelligence and options for its use in human life. These studies can become the basis for providing a personalized approach to psychological and pedagogical support and educational activities of students at different levels of education. The obtained research results pose the need to determine the prospects for further work to ensure the personalization of students’ education through the use of artificial intelligence in the process of educational activities.
Key words:
personalization of education; artificial intelligence; representations; students; teenagers
Список литературы
-
Асмолов А.Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 75-82
-
Гузь Ю.А. Основы персонализации обучения в современном образовании // Образование и общество. 2023. № 6 (143). С. 20-27
-
Елсакова Р.З. Персонализация электронного обучения студентов вуза на основе искусственного интеллекта: современное состояние проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. Т. 15. № 4. С. 82-102. https://doi.org/10.14529/ped230407
-
Костина Л.М., Писаренко И.А., Карпова М.А. Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3 (5). С. 55-60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55
-
Макарова Т.С., Молчанова М.А., Морозова Е.А. Терминологические аспекты определения понятия «персонализированное обучение» // Университетский научный журнал. 2020. № 53. С. 89-96. https://doi.org/10.25807/PBH.22225064.2020.53.89.96
-
Мирончук В.А., Золкин А.Л., Рябкова Г.В., Вербицкий Р.А. Информационные технологии в сфере технического и инженерного образования // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 4 (48). С. 231-235
-
Осипова Л.Б. Искусственный интеллект в образовании: реальные возможности и перспективы // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2024. № 1. С. 60-73. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2024.1.5
-
Платов А.В., Гаврилина Ю.И. Искусственный интеллект в образовании: эволюция и барьеры // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. Т. 10. № 1. С. 26-43. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-3
-
Подымова Л.С., Полякова Я.Ю., Чуприянова О.В. Содержание понятия «персонализированное обучение»: к проблеме исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 2. С. 78-81
-
Путенихина Е.В., Шакирова И.Ч. Искусственный интеллект в науке и образовании: развитие и перспективы // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 105-14. С. 54-56. https://doi.org/10.18411/trnio-01-2024-698
-
Тимофеев И.С. Искусственный интеллект: новые перспективы в персонализации дополнительного образования подростков // Научный аспект. 2024. Т. 24. № 1. С. 3022-3033
-
Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4. С. 288-290