Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (68) (2024)
УДК 37.012.5
DOI 10.24888/2073-8439-2024-68-4-82-95
РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЬЕТНАМА
В статье представлен авторский подход к анализу основных этапов генезиса принципа поликультурного дошкольного образования на примере такой многонациональной страны как Вьетнам. Исследователями поставлена цель: разработать комплекс универсальных принципов ретроспективной характеристики стратегии развития дошкольного образования в условиях апробации поликультурной парадигмы как средства повышения эффективности его функционирования на примере Вьетнама, как одного из перспективно развивающихся этнокультурных центров южно-азиатского геополитического региона. Своеобразие исторического развития теории и практики вьетнамского раннего образования детей дошкольного возраста (early childhood education/ECE), рассматривается с учетом инициирования/трансформации альтернативных (монокультурной/поликультурной) нормативных парадигм, характерных для национальной образовательной стратегии Вьетнама. В свою очередь, авторская периодизация и оценка основных этапов становления и совершенствования системы дошкольного образования предлагается в контексте их практической реализации на основании последовательной смены четырех концептуальных идеологических моделей: адаптации, ассимиляции, автокультуризации и интеграции. Выделенные модели характеризуют различные универсальные установки и альтернативные механизмы, детерминированные особенностями функционального управления вьетнамской системой дошкольного образования в условиях национального/этнического многообразия. При этом научная новизна, теоретическая и практическая значимость предложенной авторами схемы анализа связана с тем, что характеристика апробации заявленных альтернативных моделей оценивается с позиции перспективной практической реконструкции результатов проведенного анализа в ходе модернизации современного образования детей дошкольного возраста как во Вьетнаме, так и в России.
Ключевые слова
автокультуризация; аккультурация; адаптация; ассимиляция; дошкольное образование; интеграция; модернизация образования; образовательная стратегия; поликультурализм; ретроспективный анализ
RETROSPECTIVE EVALUATION OF THE STRATEGY FOR MULTICULTURAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN VIETNAM
The article presents an author’s approach to analysis of the main stages of genesis of the principle of multicultural pre-school education on the example of a multinational country like Vietnam. The researchers aim to: develop a set of universal principles for the retrospective characterization of a strategy for sustainable development of pre-school education in the context of the acceptance of a multicultural paradigm as a means of enhancing The effectiveness of its operation, as exemplified by Vietnam, as one of the promising ethnocultural centers of the South-Asian geopolitical region. The Peculiarity of the Historogeny of the Theory and Practice of Vietnamese Early Childhood Education/ECE. The study is considered in view of the initiation/transformation of essentially alternative (monocultural/multicultural) normative paradigms, characteristic of the national educational strategy of Vietnam. In turn, the author’s periodicity and assessment of the main stages of development and improvement of the pre-school education system is proposed in the context of their practical implementation on the basis of four-shiftx conceptual ideological models: adaptation, assimilation, autoculturation and integration. The models featured are characterized by various universal settings and alternative mechanisms, The characteristics of functional management of the Vietnamese pre-school education system in a national/ethnic diversity. At the same time, the scientific novelty and the theoretical and practical significance of the analysis scheme proposed by the authors are related to the that the character of the acceptance of the declared alternative models is evaluated from the position of a prospective practical reconstruction of the results of the analysis carried out during the modernization of modern education for preschool children both in Vietnam and in Russia.
Key words:
autoculturization; acculturation; adaptation; assimilation; preschool education; integration; modernization of education; educational strategy; multiculturalism; retrospective analysis
Список литературы
-
Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина Р.Ф. Этнокультурный компонент в образовательном процессе вуза // Научное мнение. 2016. № 8-9. С. 10-17
-
Андрианова Ю.О. Образование в системе общественного воспроизводства современной России: дис. ... канд. экон. наук. М., 2023. 183 с
-
Балицкая И.В., Лим Э.Х. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2011. 168 с
-
Богуславская В.В., Хандожко Р.И. Формирование идентичности в полиэтническом образовательном пространстве: вызовы мультикультурализма и историческое сознание // Вестник ДГТУ. 2011. Т. 11. № 6 (57). С. 901-910
-
Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003. 510 с
-
Журко В.И. Особенности управления в современной системе высшего образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. № 6. С. 84-95
-
Зыонг К.К. Конфуцианские представления о семье и их влияние в феодальном обществе Вьетнама // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 8 (34). С. 66-71
-
Инновационные подходы и технологии в общем и профессиональном образовании: учеб.-метод. пособие / Е.А. Алисов, Л.В. Подымова и др. М.: МПГК, РОСИ, 2018. 226 с
-
Нгуен Д.Л. Эволюция системы образования в колониальном Вьетнаме, 1856-1945 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2003. 137 с
-
Немчинов В.М. Современные концепты обучения на Востоке и цифровые формы взаимодействия образовательных культур // Известия Российской Академии образования. 2022. № 3 (69). С. 33-40. https://doi.org/10.51944/20738498_2022_3_33
-
Никитин С.В. Социально-педагогическая адаптация как проблема психолого-педагогической науки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 3. С. 646-654. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-646-654
-
Новая история Вьетнама / С.А. Мхитарян, Д.В. Деопик, И.А. Огнетов и др.; Отв. ред. С.А. Мхитарян. М.: Наука, 1980. 717 с
-
Нюдюрмагомедова Л.А. Интеграция традиционных и интерактивных ритуалов в этнокультурном воспитании подростков // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11. С. 91-93
-
Павлова О.Д. Идентичность в системе межкультурного взаимодействия // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245). Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 81-84
-
Поликультурное образование в современном вузе: вызов и перспектива: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.В. Начева и др. Кемерово: КемГМУ. 2021. 479 с
-
Рулина Т.К. К проблеме культурации субъекта образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2003. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». С. 217-221
-
Рысаков А.С. Конфуцианство как духовная традиция // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. № 3. С. 120-130
-
Сокольская Л.В., Валентонис А.С. Генезис понятия «аккультурация» в истории научного дискурса XIX-XXI вв. // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 212-228
-
Bulankina N.E., Polyankina S.Y. Philosophy of contemporary polycultural education // International journal of Academic research. 2011. Vol. 3 (1). Pp. 283-285
-
Nguyen K. T. Văn hóa Việt Nam - một lĩnh vực khoa học, hai xu hướng nghiên cứu và một số vấn đề lớn hiện nay. URL: https://drive.google.com/file/d/1CWw-XV8DOoSLsuoQiQH1qc_OqbDZhjmJ/view?usp=sharing (дата обращения: 24.07.2024)
-
Singh R.R. Education in a changing world // Perspectives: Educational Issues. 1993. No. 1. Pp. 7-21
-
Vietnam (Republic of Vietnam). Policy in the field of culture and education. (1972). URL: http://www.namkyluctinh.com/a-tailieuvnch/chsachgduc-vankien72.pdf (дата обращения: 24.07.2024)
-
Vu T.T. Early childhood education in Vietnam, history, and development // International Journal of Child Care and Education Policy. 2021. Vol. 15 (1). 3. https://doi.org/10.1186/s40723-020-00080-4