Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (68) (2024)
УДК 378+78
DOI 10.24888/2073-8439-2024-68-4-96-107
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ НАРОДОВ МИРА: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Развитие форм межкультурной коммуникации в современном обществе обусловливает необходимость разработки образовательных технологий, способствующих подготовке обучающихся к эффективному межкультурному взаимодействию. В статье анализируются результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие культурного интеллекта с помощью традиционной музыки разных народов. Авторская педагогическая система реализовывалась на базе МГУ с 2007 по 2022 гг. Для проверки эффективности использовалась русскоязычная версия расширенной Шкалы культурного интеллекта. Выборку с 2019 по 2022 годы составили студенты, обучающиеся на факультете иностранных языков и регионоведения (161 человек), из них контрольную группу составили 52 человека, экспериментальную - 109. Сравнение показателей у экспериментальной и контрольной групп до применения авторской системы не выявило различий (U критерий Манна-Уитни, p > 0.05). Сравнение показателей у контрольной группы после занятий (U критерий Манна-Уитни, p < 0.05) не выявило достоверные изменения, за исключением когнитивного компонента (Вилкоксон, p < 0.05). Сравнение показателей у экспериментальной группы до и после применения авторской системы выявило значимые различия (Вилкоксон, p < 0.05). При этом показатели значимо отличаются в зависимости от типа дисциплины (обязательная; по выбору). Предиктор «формат проведения» (очный, онлайн, гибридный) не показал значимых изменений. Введение в вариативную часть основных профессиональных образовательных программ высшего образования учебной дисциплины, направленной на изучение традиционной музыки разных народов, может способствовать развитию культурного интеллекта студентов.
Ключевые слова
межкультурная компетентность; культурный интеллект; традиционная музыка народов мира; высшее профессиональное образование; музыкальная культурология; педагогический эксперимент
DEVELOPMENT OF CULTURAL INTELLIGENCE OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF WORLD MUSIC: RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT
The development of forms of intercultural communication in modern society necessitates the development of educational technologies that help prepare students for effective intercultural interaction. The article explores the results of pedagogical experiment aimed at development of cultural intelligence of university students by means of World Musics. Since 2007 till 2022th the author has elaborated and implemented her pedagogical system in Moscow State University. For validation of its effectiveness, we used the Expanded Cultural Intelligence Scale in Russian. The sample from 2019 until 2022th consists of students studying at the Faculty of Foreign Languages and Area Studies (161 people), where the control group consisted of 52 people, the experimental group - 109. Comparison of indicators in the experimental and control groups before the application of the author’s system did not reveal any differences (Mann-Whitney U test, p > 0.05). Comparison of indicators in the control group after training Mann-Whitney U test, p < 0.05) did not reveal significant changes, with the exception of the cognitive component (Wilcoxon, p < 0.05). Comparison of indicators in the experimental group before and after the application of the author’s system revealed significant differences (Wilcoxon test, p
Key words:
intercultural competence; cultural intelligence; world music; higher professional education; music and culture studies; pedagogical experiment
Список литературы
-
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 1984. 240 с
-
Мациевский И.В. В пространстве музыки. СПб.: РИИИ, 2018. Том 3. 340 с
-
Овчинникова Ю.С. Влияние интонационного запаса на межкультурную компетентность студентов в процессе изучения музыки народов мира // Музыкальное искусство и образование. 2021. Том 9. № 1. С. 25-42. https://doi.org/10.31862/2309-1428-2021-9-1-25-42
-
Овчинникова Ю.С. Концептуальные основы вузовского курса «Традиционная музыка в культуре народов мира» // Музыкальное искусство и образование. 2019. Том 7. № 1. С. 40-59
-
Овчинникова Ю.С. Музыкальное миротворчество: совместная музыкальная игра как средство самопознания и развития исследовательских качеств личности // Проблемы современного образования. 2016. № 5. С. 57-71
-
Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. С. 433-438
-
Садохин А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: дис. … д-ра культурол. наук. М., 2009. 342 с
-
Слепцова Г.Н. Формирование межкультурной компетентности бакалавров-педагогов средствами иностранного языка: на примере Республики Саха (Якутия): дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2015. 232 с
-
Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Рассказова Е.И. Апробация русскоязычной версии расширенной шкалы культурного интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Том 15. № 3. С. 510-526. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-3-510-526
-
Торопова А.В. Антропологический подход в музыкально-педагогическом образовании // Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2020. С. 413-415
-
Чигарькова С.В. Личностные предикторы формирования межкультурной компетентности: дис. … канд. псих. наук. М., 2021. 257 с
-
Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Фольклор. Текст. Традиция: сб. ст. М.: ОГИ, 2005. С. 26-43
-
Янкина Н.В. Формирование межкультурной компетентности студента университета: дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2006. 360 с
-
Ang S., Van Dyne L., Koh Ch., Yee Ng K., Templer K.J., Tay Ch., Chandrasekar N.A. Cultural Intelligence: Its Measurement and Effects on Cultural Judgment and Decision Making, Cultural Adaptation and Task Performance // Management and Organization Review. 2007. Vol. 3 (3). Pp. 335-371. https://doi.org/10.1111/j.1740-8784.2007.00082.x
-
Khukhlaev O.E., Gritsenko V.V., Pavlova O.S., Tkachenko N.V., Usubian S.A., Shorokhova V.A.Comprehensive Model of Intercultural Competence: Theoretical Substantiation // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 1. С. 13-28. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-13-28
-
Ting-Toomey S., Dorjee T.Intercultural and intergroup competence: Toward and integrative perspective // Communication Competence. Ed. by A.F. Hannawa, B.H. Spitzberg. De Gruyter Mouton, 2015. Pp. 503-538. https://doi.org/10.1515/9783110317459-021
-
Zimmerman J., Greischel H., Jonkmann K. The development of multicultural effectiveness in international student mobility // Higher education. 2020. Vol. 82. Pp. 1071-1092. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00509-2