Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (68) (2024)
УДК 378.4
DOI 10.24888/2073-8439-2024-67-3-126-134
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЕДИАТОРОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ
Статья посвящена классификациям технологий в обучении медиаторов-переводчиков. Были уточнены понятия «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология в обучении» и «технология обучения». Актуальность состоит в противоречивом толковании определений разными учеными. Целью статьи является представление классификации технологий в обучении медиаторов-переводчиков. Методологическая база исследования основывается на методе анализа и синтеза научной литературы по педагогике и методике обучения иностранным языкам, а также на проведенных автором ассоциативных экспериментах в Австрии, России и Швейцарии. В статье были выявлены и описаны признаки, структура и этапы педагогической технологии формирования поликультурной концептуальной картины мира у медиаторов-переводчиков. Все технологии являются педагогическими, т.к. направлены на формирование личности обучающегося и на процесс обучения. Педагогические технологии называют общепедагогическими, частнопедагогическими и элементными. Педагогическая технология формирования поликультурной концептуальной картины мира у медиаторов-переводчиков включает цель обучения, концептуальную основу, содержание и средства обучения, процессуальную часть, состоящую из образовательных технологий, подразделяющихся на технологии в обучении и технологии обучения. Классификация технологий в обучении и технологий обучения, составляющих образовательные технологии, основывается на проведении ассоциативного эксперимента, наблюдении за поведением носителей языка и изучении научной литературы, на поликультурном обучении и поликультурной коммуникации, на профессиональных требованиях к медиатору, на прецедентных текстах, высказываниях и именах, использовании переводческих машин, на использовании технических средств обучения (проектор, компьютер, магнитофон, мобильный телефон), представляющих собой технологии в обучении.
Ключевые слова
педагогическая технология; образовательная технология; технология обучения и технология в обучении; классификация образовательных технологий
TECHNOLOGY CLASSIFICATION IN THE TRAINING OF MEDIATORS-TRANSLATORS
The paper is devoted to a classification of technologies in the training of mediators-translators/interpreters. The concepts “pedagogical technology”, “educational technology”, “training technology” и “technology in training” were clarified. The relevance lies in the contradiction of definitions interpretations by different scientists. The paper goal is to make the classification of technologies in the training of mediators/interpreters. The methodology of the study is based on the method of analysis and synthesis of scientific literature in pedagogy, methods of teaching foreign languages and on the conducted by the author associative experiments in Austria, Russia and Switzerland. In the paper were identified and described characteristics, structure, stages of pedagogical technology of forming of pluricultural conceptual word view of mediators-translators/interpreters. All technologies are pedagogical, because they are directed on the forming of personality of students and on the teaching process. Pedagogical technologies are called general pedagogical, methodical, elemental. The pedagogical technology of forming of pluricultural conceptual word view of mediators-translators/interpreters consists of the teaching goal, conceptual basis, contents and tools of teaching, the procedural part that includes educational technologies, which are divided into technologies in the training and training technologies. The classification of technologies in training and training technologies, which are educational technologies, is based on the conduction of associative experiment, observing the behavior of native speakers and the study of scientific literature, pluricultural training and pluricultural communication, professional requirements for a mediator, precedent texts, statememnts and names, using translation machines and of technical means of training (projector, computer, recorder, mobile phone) i.e. technologies in the training.
Key words:
pedagogical technology; educational technology; training technology; technology in training; classification of educational technologies
Список литературы
-
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с
-
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательных технологий. М.: Педагогический поиск, 2002. 256 с
-
Бордовская Н.Б. Диалектика педагогического исследования. М.: КНОРУС, 2020. 512 с
-
Дудина-Седенкова Е. Г. Обучение педагогов в системе повышения квалификации современным технологиям диагностики качества знаний: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2005. 24 с
-
Качмазова А.У., Тамерьян Т.Ю. Этническое пространство языковой стереотипизации «свои - чужие - свои» (на материале вербальных и креолизованных Интернет-текстов). Владикавказ: СОГУ, 2017. 196 с
-
Князева В.В. Педагогика: словарь научных терминов. М.: Вузовская книга, 2009. 869 с
-
Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. № 5. С. 75-89
-
Монахов В.М. Теории педагогических технологий: методологический аспект // Известия Волгоградского государственного педагогичеcкого университета. 2006. № 1 (14). С. 22-27
-
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии. Под общ. ред. Л.В. Байбородовой, А. П. Чернявской. М.: Юрайт, 2023. 258 с. URL: https://urait.ru/bcode/513254 (дата обращения: 15.10.2024)
-
Педагогический словарь. Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 343 с
-
Полупан К.Л. Технологии образовательного процесса. Калининград: БФУ им. И.Канта, 2016. 108 с
-
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов И.Н. Педагогика. М.: «Академия», 2007. 570 с
-
Худяков Е.Е. Педагогические технологии. Технологии обучения в системе высшего образования. Казань: Бук, 2022.120 с
-
Щепкина Н.К. Современные педагогические технологии в обучении. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2005. 200 с