Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (68) (2024)
УДК 372.881.1
DOI 10.24888/2073-8439-2024-68-4-135-143
ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО И ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНОГО ПОДХОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ АНГЛИЙСКОГО ГЛАГОЛА)
В статье подчеркивается значимость вопросов реализации иноязычного образования в условиях трехъязычия в Республике Казахстан. Особое внимание уделяется полилингвальному образованию, означающему применение в образовании несколько языков: родного, общепринятого государственного и одного из иностранных языков. В данной статье делается акцент о применении полилингвального подхода к правильной организации образовательного процесса, при котором казахстанским студентам-билингвам предлагается языковой материал, включающий сопоставление грамматических явлений контактирующих языков (английский, казахский и русский языки). Полилингвальный и проблемно-проектный подходы рассматриваются как наиболее эффективная альтернатива традиционным методикам в процессе формирования грамматических навыков студентов-билингвов в неязыковом вузе. На примере видовременных форм английского глагола предложено обучение студентов неязыкового вуза грамматической стороне иноязычной речи в условиях трехъязычия в Республике Казахстан. Приводятся примеры из разработанного комплекса специальных упражнений и заданий, предназначенных для эффективного развития навыков грамотного использования видо-временных форм английского глагола с учетом всех особенностей его структурного образования. Даны примеры специально составленных упражнений, на базе которых проходила апробация фактического материала, включающего сопоставление грамматических явлений контактирующих языков (английский, казахский и русский языки). В статье описаны составляющие педагогического эксперимента, предпринятого с целью проверки эффективности разработанной методики в формировании грамматических навыков студентов неязыкового вуза грамматической стороне речи. Представлены результаты и итоги проведенного экспериментального исследования. В результате подтверждена эффективность применения полилингвального и проблемно-проектного подходов в обучении грамматической стороне иноязычной речи студентов-билингвов неязыковых вузах на базе родного и русского языков. Представлены выводы, полученные в ходе исследования.
Ключевые слова
трехъязычие; комплекс упражнений; проблемно-проектный подход; грамматико-полилингвальные упражнения; видо-временные формы английского глагола; педагогический эксперимент
TEACHING THE GRAMMARAL ASPECT OF SPEECH ON THE BASIS OF MULTILINGUAL AND PROBLEM-PROJECT APPROACHES (BASED ON THE EXAMPLE OF TENSIONAL FORMS OF THE ENGLISH VERB)
The article examines the importance of emotional intelligence for the development of a child's personality. Today, scientists note that the ability to empathize, sensitivity to the emotions of others, in children are becoming weaker. There are more and more children who have disorders in the field of psychoemotional development. Many children are characterized by: instability in the emotional sphere, negative attitude towards others, anxiety and aggressiveness. Emotional intelligence is largely decisive in the peculiarities of human consciousness of self, attitude to the world, well-being and behavior among people. The article examines the theoretical aspects of emotional intelligence, reveals approaches to this concept by both foreign and domestic authors. The study of the construct, the process and the ways of its formation can provide an opportunity for the optimal development of the child's personality and his relationships with others in the process of interpersonal interaction. The authors of the article conducted an experiment to study the emotional intelligence of preschool children and their sociometric status, using the method of mathematical statistics, they showed the relationship between emotional intelligence and the sociometric status of a child. The article considers the possibilities of developing the emotional intelligence of preschool children: attention to the needs of the child, joint activities with children, learning to manage their emotions, various types of artistic activities, and the need for not only collective, but also individual lessons with pupils. The authors of the article conducted an experiment to study the emotional intelligence of preschool children and their sociometric status, using the method of mathematical statistics, they showed the relationship between emotional intelligence and the sociometric status of a child.
Key words:
emotional intelligence; structure of emotional intelligence; group differentiation; sociometric status
Список литературы
-
Аитов В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2006. 362 с
-
Аитов В.Ф., Туржанова Г.Н. Проблемы и пути реализации иноязычного образования в условиях полиэтнического социума (на примере Республик Башкортостан и Казахстан) // Шатиловские чтения. Перспективы развития парадигмы иноязычного образования. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. С. 53-67
-
Ковалева Т.С. Проблемно-проектный подход в формировании грамматических навыков иноязычной письменной речи студентов неязыковых факультетов // Известия ВГПУ. 2019. № 2 (283). С. 43-47
-
Литвинов А.В. Проблемно-проектное обучение деловому общению на иностранном языке в условиях лингвистического вуза // Вестник Университета Российской Академии образования. 2007. № 4. С. 54-58
-
Юрченко М.А., Казачихина И.А. Полилингвальный подход в обучении иностранным языкам студентов гуманитарных направлений // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 478. С. 203-211. https://doi.org/10.17223/15617793/478/24
-
Schwab S. From a monolingual to a multilingual approach in language teaching // FORTELL. 2017. No. 35. Pp. 113-122